Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Морозова Наталья Федоровна
учитель физической культуры
МБОУ «Средняя школа №12» Реферат на тему: «Эффективные условия развития скоростно-силовых качеств обучающихся 13-15 лет в плавании в классических ластах»

 

Реферат

Эффективные условия развития скоростно-силовых качеств обучающихся 13-15 лет в плавании в классических ластах

ОГЛАВЛЕНИЕ

 Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ 13-15 ЛЕТНИХ ПЛОВЦОВ-ПОДВОДНИКОВ В 

КЛАССИЧЕСКИХ ЛАСТАХ ………………………………………………….. 7

  1. Характеристика развития скоростно-силовых качеств 13-15 летних

пловцов -подводников …………………………………………………………..7

2 Методы и средства развития скоростно-силовых качеств пловцов –

подводников в классических ластах……………………………………………12

  1. Особенности организации тренировочного процесса по развитию 

скоростно-силовых качеств в подводном плавании …………………………16

    Выводы          ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

          Несмотря на то, что плавание в ластах не входит в программу по 

Олимпийским видам спорта, оно получило широкое распространения не 

только в России, но и в мире. Плавание в ластах –дисциплина подводного 

спорта, которая заключается в преодолении в моноласте различных по длине 

дистанций за наименьшее время. Современная система подготовки 

спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим 

цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально –

технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом 

наивысших спортивных показателей. Для спорта высших достижений 

характерны высокие тренировочные нагрузки, которые требуют больших 

энергетических затрат от спортсменов, поэтому определение эффективных 

комплексов упражнений для развития скоростно-силовых способностей 

является необходимым. 

          Вопрос развития скоростно-силовых способностей очень важен, 

поскольку по мере прохождения дистанции скорость пловца-подводника 

неуклонно падает. Снижение скорости обусловлено физиологическими 

ресурсами спортсмена. Рост спортивных результатов взаимосвязан с 

методикой и планированием в учебно-тренировочном процессе. Высокий 

уровень спортивных достижений на международной и мировой арене 

предъявляют повышенные требования к уровню тренированности за счет 

увеличения объема и интенсивности физической нагрузки. Однако объем 

нагрузки беспредельно повышаться не может, так как у спортсмена наступит 

адаптационный предел и рост результатов прекратиться. С введением в 

программу официальных соревнований между классами и школами в 

спринтерских дистанциях, многих специалистов физической культуры и 

спорта заставило по-другому посмотреть на методику построения

 учебно-тренировочного процесса в подводном плавании в классических ластах.

       Скоростно-силовой подготовке пловцов уделяли внимание следующие 

авторы: А.А. Кашкин [7], Л.П. Макаренко [12,14], С.Н. Морозов [27], О.И. 

Попов [9,11]

      Попытки развития скоростных способностей в зрелые годы – сложны и 

малоэффективны, в то время как школьный возраст имеет благоприятные 

предпосылки для воспитания быстроты движений. Если упущены 

благоприятные периоды для совершенствования двигательных качеств, в 

дальнейшем вряд ли удастся восполнить утраченные потенциальные 

возможности. Хорошая физическая подготовленность, определяемая 

уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой 

работоспособности юных спортсменов. Процесс освоения любых 

двигательных действий идет значительно успешнее, если ученик занимается 

плаванием в классических ластах и имеет крепкие, выносливые и быстрые 

мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим 

телом, своими движениями. Важнейшей составляющей тренировочного 

процесса является формирование наиболее значимых для плавания 

физических качеств юных пловцов-подводников в сенситивный период от 

13-15 лет для их развития, что требует рационального планирования и 

построения тренировочных занятий и свидетельствует об актуальности 

нашего исследования.

Проблема: какие средства будут наиболее эффективными для развития 

скоростно-силовых качеств в подводном плавании в классических ластах?

Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых качеств в 

подводном плавании в классических ластах.

Предмет исследования: методы и средства развития скоростно-силовых 

качеств в подводном плавании в классических ластах обучающихся 

13-15 лет.

 

Цель: разработка и опробование на практике комплекса упражнений 

для развития скоростно-силовых качеств в подводном плавании в 

классических ластах обучающихся 13-15 лет.

Гипотеза: развитие скоростно-силовых качеств в подводном плавании 

в классических ластах обучающихся 13-15 лет будет эффективным, если:

– использовать специально разработанный комплекс упражнений 

(совокупность специальных силовых и скоростно-силовых упражнений),

способствующий приложению во время гребка усилия, существенно больше, 

чем при обычном плавании 

– контролировать динамику развития с помощью контрольных тестов 

для определения физических качеств пловцов-подводников;

– использовать в процессе развития скоростно-силовых качеств в 

подводном плавании в классических ластах обучающихся 13-15 лет 

специальные средства (лопатки, гидротормозы, резиновые шнуры, блочные 

тренажеры).

      В соответствии с целью и гипотезой поставлены основные задачи 

исследования:

Рассмотреть характеристики скоростно-силовых качеств;

Определить методы и средства развития скоростно-силовых качеств;

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОСИЛОВЫХ КАЧЕСТВ 13-15 ЛЕТНИХ ПЛОВЦОВ-ПОДВОДНИКОВ В 

КЛАССИЧЕСКИХ ЛАСТАХ

  1. Характеристика развития скоростно-силовых качеств 13-15 летних 

пловцов – подводников

       Под понятием скоростно-силовых способностей рассматривается 

единство проявления центральных и нервных периферических структур 

двигательного аппарата человека, позволяющих выполнять движения тела 

человека и отдельных его звеньев за максимально короткое время [14]. Такое 

качество как быстрота осуществляется через скоростные способности: 

быстрота должна быть как в простых, так и в сложных процессах 

двигательного аппарата. Многие способности, которые характеризуют 

быстроту, являются основными и составными компонентами других 

физических качеств [14]. Быстрота и ее проявление имеет множество 

различий, которые связаны с подвижностью нервной и мышечной систем, 

благодаря этому мышцы быстрее включаются в работу, быстрее сменяются и 

начинают расслабляться. Двигательная реакция складывается из времени, 

которое было затрачено на проявление возбуждений, передачу в нервный 

центр, появление эфферентного сигнала, проведение его к мышцам, и 

проявлении в ней механической активности [12]. Насколько быстро будет 

выполнено одно движение, зависит от композиции мышц и соотношения 

биологических процессов, а также какая величина сопротивления 

оказывается.

Быстрота — это способность человека совершать движения в 

максимально короткий отрезок времени.

Быстрота (сложное качество):

– скрытый период двигательной реакции

– быстрота выполнения движения

– быстрота выполнения одного движения другим

       Для высокого темпа характерна высокая функциональная подвижность 

нервной системы, которая обеспечивает быструю смену мышечных 

сокращений и расслаблений [6]. Скоростно-силовые способности 

проявляются с помощью разнообразных двигательных задач, успех решения 

которых выражается затратами минимального времени выполнения 

двигательного действия.

Скоростно-силовые способности пловцов–подводников выражаются 

умением проплывать короткий отрезок дистанции с высокой интенсивностью 

[11].

 Сила – это такое качество, которое способно развивать максимальное 

напряжение мышечных групп. Определить это качество можно с помощью 

статической работы, когда мышцы тела располагаются в одном положении 

тела и противодействуют внешним факторам. Такая сила называется 

статической. Если мышцы, которые сокращаются начинают двигаться в 

пространстве тела, то такая сила является динамической. 

Обычно два таких качества, как сила и быстрота взаимодействуют 

совместно. В учебно-тренировочном процессе эти элементы формируются 

одновременно, но по мере занятий спортом эти качества начинают 

отдаляться друг от друга, и развиваются независимо [16]. Н.Н. Гончаров

 выделял 4 специфических вида силы. Особый интерес исследователей к 

изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения,

 объясняя это тем, что эти два физические качества постоянно связаны с 

движением. Для того чтобы хорошо выполнять каждое упражнение 

необходимо иметь высокий уровень развития и развитые такие качества: 

сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, навыки адаптации к 

изменяющимся условиям [12]. В связи с этим в большинстве перечисленных 

качеств двигательной деятельности выделяются относительно 

самостоятельные и их разновидности. Так, например, выносливость

 подразделяется на: общую, локальную и специальную формы – силовую,

 скоростную, марафонскую. 

Сила в сочетании с быстротой создает многие формы проявления от 

максимальной силы к быстрой “взрывной” силе – прыгучести и 

хлестообразному движению. Особенно наглядно в соревновательном 

упражнении этот переход происходит от максимальной мощности усилий в 

стартовом разгоне [8]. 

          Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем

 спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей 

человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые

 требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий 

высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в 

строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических 

особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и 

подростков [3]. Одним из основных критериев биологического 

возраста считается скелетная зрелость, или “костный” возраст. В старшем 

школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, 

продолжающееся до периода полного развития. Быстрее всех отделов 

позвоночника развивается поясничный, а медленнее – шейный. 

Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. В 15-18 лет 

начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины 

и срастание ее с ребрами.

 У старших школьников рост тела в длину замедляется 

(у некоторых заканчивается). Если у подростков преобладает рост тела 

в длину, то у старших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости 

становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще 

не завершены. К 17-18 годам сформирована высоко дифференцированная 

структура мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных 

тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что 

поперечник двуглавой мышцы плеча к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 

годам в 6-8 раз. Ярко выражены половые различия по мышечному и 

жировому компонентам: масса мышц (по отношению к массе тела) у девушек 

приблизительно на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани 

примерно на 10% больше. Различие в мышечной силе с возрастом 

увеличивается: в 15 лет разница составляет 8-10 кг, в 18 лет – 15-20 кг. 

Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства 

мышц. Увеличиваются возбудимость и лабильность мышечной ткани, 

изменяется мышечный тонус. [13] К 13-15 годам заканчивается.

Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем 

школьном возрасте, особенно увеличивается сила с 10-12 до 13-15 лет. У 

девочек прирост силы происходит несколько раньше, с 10-12 лет, а у 

мальчиков – с 13 -14. Тем не менее, мальчики по этому показателю во всех 

возрастных группах превосходят девочек, но особенно четкое различие 

проявляется в 13-14лет.

 Каждый возрастной период. У подростков и юношей 

после мышечной нагрузки наблюдаются лимфоцитарный и нейтрофильный 

лейкоцитозы, и некоторые изменения в составе красной крови. У 15-

18летних школьников интенсивная мышечная работа сопровождается 

увеличением количества эритроцитов на 12-17%, гемоглобина на 7%. Это

 происходит главным образом за счет выхода депонированной крови в общий 

кровоток. 

Под воздействием физической нагрузки изменяется секреция гормонов коры 

надпочечников. Наблюдения показали, что после тренировки с силовыми 

нагрузками у спортсменов увеличивается экскреция (выделение с мочой) 

гормонов коркового слоя надпочечников.

 Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких 

(ЖЕЛ) у спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение 

ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) выше всего у подростков и юношей, 

занимающихся циклическими видами спорта.

 С возрастом повышается устойчивость к недостатку кислорода в 

крови (гипоксемия). Наименьшей устойчивостью отличаются дети младшего 

школьного возраста. К 13-14 годам отдельные ее показатели достигают 

уровня 15-16-летних подростков, а по скорости восстановления даже 

превышают их.

 У подростков и юношей быстрее, чем у взрослых снижается содержание 

сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в 

расходовании энергетических ресурсов, но 

и совершенствованием регуляции углеводного обмена, выражающимся в 

недостаточной мобилизационной способности печени к выделению сахара в 

кровь.

Абсолютных запасов углеводов у подростков и юношей 

также меньше, чем у взрослых. Поэтому возможность длительной работы 

подростками и юношам ограничена.

 Одним из наиболее информативных показателей 

работоспособности организма, интегральным показателем дееспособности 

основных энергетических систем организма, в первую очередь, сердечно-сосудистой и дыхательной, является величина максимального потребления 

кислород.

 С возрастом, по мере роста и формирования организма, 

повышаются как абсолютные, так и относительные размеры сердца. Важным 

показателем работы сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). 

С возрастом ЧСС понижается. В 14-15 лет она приближается к показателям 

взрослых и составляет 70-78 уд/мин. ЧСС также зависит от пола: у девочек 

пульс несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста. При постепенном 

снижении пульса увеличивается систолический объем (СО). В 13-16 лет СО 

составляет 50-60 мл. [8].

У подростков с низкими показателями физического развития 

биологический возраст может отставать от паспортного на 1-2 года, а у 

подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года.

 

  1. Методы и средства развития скоростно-силовых качеств пловцов 

– подводников в классических ластах

 Существуют несколько методов развития скоростно-силовых 

качеств, которые рассмотрим ниже.

Интервальный метод. Такой метод имеет некоторую схожесть с

повторным методом, но также и имеются различия. У повторного метода

воздействие нагрузки определяется только самим упражнением, а в

интервальном методе определяется большим тренировочным процессом 

имеет интервалы отдыха [5].

Метод повторного выполнения упражнения. Такой метод характеризуется 

выполнением упражнений через определенные отрезки времени отдыха, это 

время необходимо для восстановления сил. Такой метод воздействует на 

необходимые группы мышц. Время отдыха определяется двумя критериями: 

изменением возбудимости центральной нервной системы; 

восстановлением значений вегетативной системы, которые связаны с 

восстановлением дыхания.

 Время отдыха должно быть с одной стороны не большим, для того чтобы 

центральная нервная система не успела уменьшиться, с другой стороны 

длинным для того чтобы работоспособность была восстановлена полностью. 

При использовании такого метода воздействие на организм осуществляется во

 время утомления после каждого повторения. Он позволяет с точностью 

дозировать нагрузку, укрепить опорно-мышечный аппарат, без негативных 

последствий воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы [2].

Для разного вида спорта методы развития скоростно-силовых возможностей 

являются общими –выбор метода не зависит от специальности, 

квалификации и способностей каждого спортсмена. В циклическом виде 

спорта эффективно использовать комплекс методов, кратковременные 

усилия и повторы, также в таком виде спорта хорошо применяется 

интервальный метод. Опыт спортивной практики и специальные 

исследования показывают, что эффективным средством повышения 

способности использовать скоростно-силовой потенциал является 

выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной 

интенсивностью (метод сопряженного воздействия) [6]. Но объем таких 

упражнений, хотя и имеет тенденцию к ежегодному росту, все же крайне 

ограничен. Ученые давно выявили упражнения с двумя сопротивлениями –

это облегченные и утяжеленные. Но они применяются бессистемно. 

Специалисты определили, что для эффективности величина утяжеления или 

облегчения должна быть такой, чтобы она позволила сохранить 

специализированную структуру упражнения [5]. Использование таких 

упражнений дает преимущество –появляется возможность выбирать на какой 

уровень воздействовать отдельных компонентов скоростно-силовых 

способностей, они также могут позволить увеличить объем 

специализированных упражнений [17].

Также необходимо учитывать, что на прирост силы спортсмена влияют 

и педагогические факторы:

– объем нагрузки;

– быстрота выполнения силовых упражнений;

– величина и характер отдыха;

– количество упражнений в подходе;

– количество подходов;

– организованность и трудолюбие спортсмена;

– волевая подготовка спортсмена;

– мотивация;

– количество силовых упражнений, выполняемых в различных 

мышечных режимах (преодолевающем, уступающем, изометрическом, 

смешанном);

– систематическое, планомерное и обоснованное использование 

скоростно-силовых упражнений;

– разнообразие комплексов скоростно-силовых упражнений (так как в 

противном случае наступает стабилизация темпов развития скорости и силы).

 Для того чтобы развить специальные скоростно-силовые качества 

могут быть использованы разнообразные упражнения с сопротивлением, 

которое позволяет воздействовать на мышцы, несут необходимую нагрузку в 

основном упражнении при сохранении его динамической структуры. К 

группе упражнений «взрывного» характера относятся занятия не только с 

ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с 

циклической структурой (бег и плавание на короткие отрезки и др.). 

Представляется целесообразным разделить все упражнения для развития 

скоростно-силовых качеств на три группы.

-упражнения с преодолением сопротивлений, у которых величина 

выше, чем соревновательная, благодаря которой скорость движения меньше, 

а уровень проявление силы выше;

-упражнения с преодолением сопротивления, у которых величина 

меньше, чем соревновательная, зато скорость движения больше;

-упражнения с преодолением сопротивления, у которых величина равна

соревновательной, скорость движения достигается максимальной.

Основными средствами скоростно-силовой подготовки являются 

упражнения с различного рода отягощениями (с преодолением собственного 

веса и веса партнера, со штангой, гантелями, набивными мячами, 

амортизаторами, и т.п.), мышечные напряжения при их выполнении чаще 

соответствуют соревновательным требованиям.

Если в процессе начальной тренировки большинство средств силовой 

подготовки положительно воздействуют на многие компоненты силовых 

возможностей, то с ростом квалификаций положение меняется: становится 

необходимым ориентироваться на особенности соревновательной 

деятельности. Соответствие средств специальной силовой подготовки 

требованиям проявления силы в соревновательных упражнениях оценивается 

по следующим критериям: амплитуде и направленности движений; 

акцентируемому участку рабочей амплитуды движения; величине 

динамического усилия; быстроте развития максимального усилия; режиму 

работы мышц.

При использовании тех. средств силовой подготовки необходимо 

учитывать следующее:

Тренирующий эффект любого средства снижается по мере повышения 

уровня специальной физической подготовленности спортсмена, тем более 

достигнутого этим средством;

Применяемые средства должны обеспечить оптимальный по силе 

тренирующий эффект по отношению к текущему состоянию организма 

спортсмена;

В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых 

способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой 

мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое 

соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при которых 

значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода 

упражнения принято называть «скоростно- силовыми». Эти упражнения 

отличаются от силовых повышенной скоростью и, использованием менее 

значительных отягощений. Есть немало упражнений, выполняемых и без 

внешних отягощений.

Состав скоростно-силовых упражнений, предусматривается 

программами физического воспитания, в него входят различного рода 

прыжки (легкоатлетического характера, гимнастические и др.), метания, 

толкание, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов, различные 

удары с утяжелителями, и др., скоростные перемещения циклического 

характера, ряд действий в различных играх и единоборствах, совершаемых в 

короткое время с высокой интенсивностью (выпрыгивание, отжимание, 

ускорение), и т.д. К средствам силовой тренировки относят упражнения как 

целостного, так и локального воздействия. Одни служат для комплексного 

укрепления мышечных групп и обеспечивают достаточно высокую нагрузку 

на весь организм (поднимание штанги, преодоление противодействия 

партнера, бег, прыжки и приседания с отягощениями, отжимания). Другие 

применяются для избирательного, целенаправленного укрепления отдельных 

мышц или мышечных групп при относительно небольшой нагрузке на весь 

организм с вовлечением в работу одной или двух конечностей либо 

отдельных частей тела (подтягивание в висе, отжимание в упоре, поднимание 

со штангой на плечах).

Особую группу составляют специальные упражнения с мгновенным 

преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на 

увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией 

реактивных свойств мышц. Это прыжки в глубину, запрыгивания на тумбу, 

выпрыгивания вверх мгновенным рывком преодоления отягощения, эти 

упражнения позволяют проявлять наибольшую «взрывную силу».

 

  1. Особенности организации тренировочного процесса по развитию 

скоростно-силовых качеств в подводном плавании в классических ластах

Спортивная тренировка — это неразрывный процесс, который влияет 

на формирование и развитие внутренних органов и организма в целом. Такие 

тренировки учат адаптироваться под разные изменяющиеся условия, 

жизненные ситуации, развивают такие качества, как выносливость, скорость, 

быстроту, внимательность и другие. Программа подготовки пловцов-

подводников составляется с учетом постоянно меняющихся результатов 

других спортсменов. В учебно-тренировочном процессе представлен план 

многолетнего обучения. Конечная цель – подготовка

 высококвалифицированных пловцов-подводников [17]. Методика 

тренировки спортсменов в разных возрастных группах предусматривает 

преемственность в решении задач по формированию личности спортсмена, 

укрепление здоровья, гармоничного развития органов и систем организма. 

Этому служит идея целевой направленности стратегии подготовки по 

отношению к этапу высшего спортивного мастерства, последовательность 

применения средств, методов и организационных форм подготовки всех 

возрастных групп. 

Основными средствами тренировки являются, разнообразные 

физические упражнения в подводном плавании. Обычно такие упражнения 

разделяют на три группы: 

  1. общеподготовительные – это такие упражнения, которые в первую 

очередь направлены на укрепление здоровья и физическое развития 

внутренних органов и организма (кроссовый бег, ходьба на лыжах, гребля, 

подвижные игры, спортивные игры и упражнения из других видов спорта.); 

  1. специально-подготовительные – эти упражнения развивают и 

формируют те мышцы, которые осуществляют главную нагрузку при 

плавании (повышение силы и выносливости, робота на тренажерах, 

правильная техника, плавания с помощью инвентаря); 

  1. соревновательные – данные упражнения позволяют достичь высоких 

профессиональных результатов в плавании (спортсмен проплывает отрезок 

дистанции на 90% от максимальных усилий. А также, с ростом спортивного 

мастерства подготовка приобретает все более целенаправленный характер). 

 Для формирования и развития физических качеств следует применять 

разнообразные, по существу, и времени двигательные задания. 

Если развивать скоростно-силовые способности, то в нее вовлекается 

большая часть мышечных групп, также при улучшении силы они имеют 

локальный характер. Нагрузка, применяемая для развития выносливости в 

зоне стайерских дистанций, может длиться 1—2 ч, в зоне спринтерских 

дистанций —25—35 с. 

Для выполнения тренировочного упражнения спортсмена 

необходимо учитывать следующие параметры: 

– длину отрезка; 

– количество повторений; 

– интервалы отдыха; 

– интенсивность или скорость плавания;

– дистанционный ход по коротким отрезкам. 

Увеличение интенсивности упражнений, можно менять направленность 

воздействия нагрузки, от простого к сложному (в прогрессе), и на оборот, от 

сложного к простому (в регрессе). Метод повторного выполнения позволит

 развить скоростные способности околопредельной мышечной группы 

(например, поднятия штанги с груди воздействие на плечевой пояс, отдельные 

мышцы спины и живота). При повторном методе используется серии

 динамических упражнений с постоянным, возрастающим 

и приспосабливающимся сопротивлением. Количество упражнений в серии 

может достигать от 3 до 5-6, а количество повторений 6-10 раз. Упражнения 

с постоянными сопротивлениями очень благоприятны, они определяются 

тем, что сохраняют величину отягощения во время его выполнения. 

Упражнения, в которых сопротивление возрастает, предлагают изменение 

величины отягощения во время выполнения. Упражнения с 

приспосабливающимся сопротивлением имеют постоянную скорость, 

которая характеризуется перемещением внешних объектов и сохранением 

максимального напряжения мышц. 

Метод круговой тренировки – это такой метод, при котором 

обеспечивается комплексное воздействие на все мышечные группы. 

Упражнения должны выбираться так, чтобы каждое новое задание включало 

в деятельность новую группу мышц. Такой способ тренировки позволит 

увеличить объем нагрузки при очередности изменения работы и отдыха. 

Такая деятельность обеспечит прирост возможностей дыхания, 

кровообращения и организма в целом. Применять упражнение на быстроту 

нужно на протяжении всего тренировочного процесса. 

Сложность подготовки пловцов-подводников заключается в том, что 

они проходят разные возрастные этапы с различными соотношениями 

биологических, а также психологических. Средства, методики и физические 

нагрузки, которые используются в тренировочном процессе, не всегда 

соотнесены к сезонности вида спорта. Кроме того, они в ряде случаев могут 

не отвечать перспективным требованиям по отношению к высшему 

спортивному мастерству, связанному с достижением высокого уровня 

спортивных результатов, для разнообразия тренировочного процесса могут 

использоваться подвижные игры, и даже другие виды спорта.

Для развития скоростно-силовой подготовки в воде пловцы могут 

использовать следующие специальные средства:

Лопатки. В тренировке применяются лопатки с различной площадью 

поверхности, форма принципиального значения не имеет. Для 

совершенствования эффективности гребка можно применять и обычные 

серии типа 16 х 100 м с малыми лопатками, большие же используются для 

увеличения специальной силы и мощности движений на отрезках 25-50 м. 

Необходимо чередовать плавание с лопатками и без них, поскольку 

возможны нарушения техники плавания.

В основе идеи об использовании лопаток для достижения данной цели 

лежит увеличение площади поверхности кисти руки, что заставляет лучше 

чувствовать воду в течение всего гребка. Лопатка помогает найти 

правильную амплитуду движения руки. При правильном использовании, 

лопатки способствуют развитию мышечной памяти. Большинство лопаток 

крепятся к руке резиновыми ремешками на запястье и пальце.

Гидротормозы. В качестве относительно легкого отягощения 

используют второй купальник или футболку, для большего отягощения –

разнообразные щитки, карманы, куски поролона, парашюты, буксируемые 

пловцом. При развитии силовой выносливости используют небольшое 

дополнительное сопротивление и дистанции до 800 м, скоростно-силовая 

выносливость совершенствуется в упражнениях до 30 с.

Резиновый шнур. Кроме создания дополнительного сопротивления, 

которое постепенно нарастает, резиновый шнур хорошо выявляет ошибки 

техники, связанные с несогласованной (раздельной) работой рук и ног. Лучше 

всего использовать вакуумную резину диаметром 8-12 мм, можно и обычный 

резиновый бинт. Желательно, чтобы эластичность резины допускала 

примерно трехкратное растяжение.

Блочный тренажер. Более точно величину дополнительного усилия 

можно установить при плавании с удержанием либо подъемом груза с 

помощью блочного тренажера, установленного на бортике бассейна.

 

Выводы 

Скоростно-силовые способности — это единство проявления 

центральных и нервных периферических структур двигательного аппарата 

человека, позволяющих движений тела человека и отдельных его звеньях за 

максимально короткое время.

Проявление скоростно-силовых возможностей мышечных групп 

обусловлено в большей степени или количеством двигательных единиц, 

вовлеченных в работу, или особенностями сократительных свойств мышц. В 

соответствии с этим выделяют два подхода к развитию скоростно-силовых 

способностей: использование упражнений или с максимальными усилиями, 

или с непредельными отягощениями.

Скоростно-силовые способности пловцов–подводников выражаются 

умением проплывать короткий отрезок дистанции с высокой интенсивностью

Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств 

являются общими для различных спортсменов – выбор их не зависит от 

специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.

В циклическом виде спорта эффективно использовать комплекс 

методов, кратковременные усилия и повторы, также в таком виде спорта 

хорошо применяется интервальный метод. 

В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых 

способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой 

мощностью мышечных сокращений. Для развития специальных скоростно-силовых способностей используются различные упражнения с 

сопротивлениями, воздействующие на мышцы, которые несут необходимую 

нагрузку. 

Для развития специальных скоростно-силовых способностей 

используются различные упражнения с сопротивлениями, воздействующие 

на мышцы, которые несут необходимую нагрузку. К группе упражнений 

«взрывного» характера относятся упражнения не только с ациклической 

структурой движения (прыжки, метания, и др.), но и с циклической 

структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные 

гонки на треке и др.).

Средства, методики и физические нагрузки, которые используются в 

тренировочном процессе, не всегда соотнесены к сезонности вида спорта. 

Кроме того, они в ряде случаев могут не отвечать перспективным 

требованиям по отношению к высшему спортивному мастерству, связанному 

с достижением высокого уровня спортивных результатов, для разнообразия 

тренировочного процесса могут использоваться подвижные игры, и даже 

другие виды спорта.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Приказ Министерства спорта РФ от 30 июня 2021 г. № 496 «Об 

утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта 

«подводный спорт». Текст : электронный. URL: Приказ Министерства спорта 

РФ от 30 июня 2021 г. № 496 “Об утверждении федерального стандарта 

спортивной подготовки по виду спорта “подводный спорт” (garant.ru) (Дата 

обращения 15.09.2022г).

  1. Аикин, В.А. Учет биологических закономерностей развития в

тренировочном процессе пловца. – Текст : электронный. URL: Этапы 

многолетней подготовки юных пловцов. (infourok.ru) (Дата обращения 

18.09.2022г). // В.А. Аикин // Актуальные вопросы спортивного плавания: сб. 

научн. трудов – Омск, 2005

  1. Алтер, М. Дж. Наука о гибкости Текст: / М. Дж. Алтер.пер.с. англ. –

Киев : Олимпийская литература, 2001 -424 с. Текст : непосредственный.

  1. Бар-Ор, О. Здоровье детей и двигательная активность: от 

физиологических основ до практического применения / О. Бар-Ор, Т. Роуланд; 

пер. с англ. И. Андреев. – Киев : Олимпийская литература 2009 – 528 с. Текст 

: непосредственный.

  1. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки / А. П.

Бондарчук. – Киев : Олимпийская литература, 2000 – 568 с. Текст : 

непосредственный.

  1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и описание тренировочного 

процесса/ Ю.В. Верхошанский.-М.: Физкультура и спорт,1988 – 330с. Текст : 

непосредственный.

  1. Виноградов, В. Е. Стимуляция работоспособности и 

восстановительных процессов в тренировочной и соревновательной

деятельности квалифицированных спортсменов / В. Е. Виноградов. – Киев : 

Славутич – Дельфин, 2010 – 367 с. Текст : непосредственный.

  1. Зенов, Б. Д. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в 

воде / Б. Д. Зенов, И. М. Кошкин, С. М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и 

спорт, 2006.-79 с. Текст : непосредственный.

  1. Каунсилмен, Дж. Спортивное плавание / Дж. Каунсилмен. – М.:

Физкультура и спорт, 1982 – 208 с. Текст : непосредственный.

  1. Кашкин, А.А. Оценка силовых способностей юных пловцов:

Учебное пособие для студентов специализации тренерского заочного 

факультета. /А.А. Кашкин, С.Н. Морозов, О.И. Попов-М., 2005.-71 с. Текст : 

непосредственный.

  1. Лях, В. И. Взаимоотношения координационных способностей и

двигательных навыков: теоретический аспект / В. И. Лях //Теория и практика 

физ. культуры. – 2001 – № 3 – С. 31-36. Текст : непосредственный.

  1. Макаренко, Л.П. Юный Пловец. – М.: Физкультура и спорт, 2003 –

288 с. Текст : непосредственный.

  1. Мак-Комас, А. Дж. Скелетные мышцы / А. Дж. Мак – Комас. пер. с 

англ. – Киев : Олимпийская литература, 2001 – 408 с. Текст : 

непосредственный.

  1. Маклауд, Й. Анатомия плавания/пер. с англ. С.Э. Борич – Минск : 

Попурри,2011.-200с. Текст : непосредственный.

  1. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки 

спортсменов / Л. П. Матвеев. – Киев : Олимпийская литература-320с. Текст : 

непосредственный.

  1. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты:

учеб.для вузов физ. культуры. – изд. 5-е / Л. П. Матвеев. – М.: Советский спорт, 

2010 – 340 с. Текст : непосредственный.

  1. Платонов, В. И. Общая теория подготовки спортсменов в 

олимпийском спорте: учебник для студентов вузов физического воспитания и

спорта / В. И. Платонов-Киев : Олимпийская литература, 2000-566с. Текст : 

непосредственный.

  1. Платонов, В. И. Техническое совершенствование пловцов / В. Н.

Платонов – Киев : Олимпийская литература, 2000.-115с. Текст : 

непосредственный.

  1. Платонов, В. Н. Тренировка пловцов высокого класса / Н. Платонов, 

С. М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1985 -256 с. Текст : 

непосредственный.

  1. Платонов, В. И. Современная спортивная тренировка / В. Н. 

Платонов. -Киев : Здоров’я, 2001 – 336 с. Текст : непосредственный.

  1. Плавание: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ.

воспитания педагогических вузов/под общ. ред. В. Н. Платонова- Киев :

Олимпийская литература, 2000 – 494с. Текст : непосредственный.

  1. Ратов, И.П. Применение искусственно повышенной скорости как 

средства метода совершенствования различных элементов соревновательной 

техники пловцов / И.П. Ратов, Ю.А. Аллакин, А.Б. Кочргин // Теория и 

практика физической культуры. – 2006-№10 – С29 –32 Текст : 

непосредственный