Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Морозова Елена Ивановна
Педагог дополнительного образования
МБУДО ЦВР

«Урок нравственности «Дружба» в детском объединении д/о как социально-педагогическая реальность детско-взрослой общности»

«Урок нравственности «Дружба» в детском объединении д/о как социально-педагогическая реальность детско-взрослой общности».

Пояснительная записка

Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания. Вопросы нравственного воспитания начали волновать человеческое общество очень давно. Еще в Древней Греции считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Но в наши дни проблема нравственного воспитания встала наиболее остро, и ее проявления разительно выделяются на фоне общих общественных проблем.

  Младший школьный возраст — это период жизни ребенка наиболее сенситивен для начала развития личности человека, ее становления, формирования самосознания, для закладки нравственных мотивов и качеств, понятия морали. 

Именно он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности в целом. Дети этого возраста начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным.

  Сухомлинский считал, что основа нравственного убеждения закладывается в детстве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности того, что он видит, делает, наблюдает. 

 На создание системы уроков нравственности для детей младшего школьного возраста меня вдохновила идея писателя, председателя Российского детского фонда, президента Международной ассоциации детских фондов Альберта Анатольевича Лиханова, который создал цикл видеофильмов с выдающимися представителями духовной жизни России под общим названием «Уроки нравственности». Но адресованы они  для детей старшего детского, подросткового, юношеского периода (12-18 лет). 

«Уроки нравственности» в нашем случае – практические занятия по формированию духовно-нравственной личности детей 7-10 лет. Каждое занятие имеет одну определённую нравственную тему: «Доброта», «Дружба», «Семья», которые помогают через художественный образ донести до детей смысл основных нравственных понятий. Хотелось бы представить один вариант занятия из этого цикла.  «Дружба» занятие состоит из 2 частей

  1. Занятий «Дружба»
  2. Праздник «Друг в беде не бросит»

Занятие «дружба»

Цель: формирование понимания ценности дружбы, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека.
    Задачи:
Обучающая: определить сущность понятия «дружба», качества настоящего друга; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
Развивающая: развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма в детской среде;
Воспитательная: формировать нравственные качества (умение дружить, беречь дружбу) и доброжелательные отношения в коллективе сверстников.

Формирование УУД:

Личностные действия: осознание и принятие основных качеств дружбы, доброжелательного отношение к окружающим. Познавательный интерес к новому материалу. 

Регулятивные действия: самостоятельно организовать свое рабочее место.

Познавательные действия: умение извлекать информацию, представленную в виде презентации.

Коммуникативные действия: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать педагога.

Оборудование: презентация power point, музыкальное сопровождение, белая бумага формата А-3, простой карандаш ластик, гуашь, акварель, восковые мелки 

 

Орг. момент

  1.  Беседа

Ребята я хочу рассказать вам одну древнюю сказку

По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Он давно покинул родной дом в поисках самого прекрасного места во вселенной. Человек измучился и очень устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним – оазис! Прекрасные ворота, за оградой – музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

“Что это такое?” – спросил путешественник у привратника.

” Это самое прекрасное место во вселенной, и ты можешь войти и отдохнуть по-настоящему”.

“А есть там вода?” – “Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…”

“А поесть дадут?”

– “Все, что захочешь”.

“Но со мной собака”.

– “Сожалею сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь”.

И путешественник пошел мимо.

Через некоторое время дорога привела его к еще одному строению. У ворот сидел старик.

“Я хочу пить” – попросил путешественник. 

– “Заходи, во дворе есть колодец”.

– “А моя собака?”

 – “Возле колодца увидишь поилку”. 

– “А поесть?” 

– “Могу угостить тебя ужином”. 

-“А собаке?” 

– “Найдется косточка”. 

– “А что это за место?”

– ” Это самое прекрасное место во вселенной “. 

-“Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что самое прекрасное место во вселенной – там”.

– “Врет он все. Там пыточная”. 

– “Как же вы это терпите?”

– “Это нам очень полезно. До самого прекрасного места во вселенной доходят только те, кто не бросает своих друзей”.

 

Как вы уже догадались, мы сегодня будем с вами говорить о дружбе.

– Что значит дружить? (ответы детей) 

– Кого называют другом? 

– Что такое дружба? Давайте поразмышляем об этом. 

– Какого она цвета? 

– Как она пахнет? (вкусно, ароматно, приятный, нежно) 

– Какая она на вкус? (сладкая, вкусная) 

– А если ее потрогать, то какая она на ощупь? 

– С какой погодой ассоциируется дружба? 

– Какие слова вспоминаются, когда говоришь о дружбе? 

Да, согласна с вами, ребята. Слово ― дружба представляется только с приятными ощущениями, яркими цветами и красками, оно тесно связано с таким понятием, как близость, взаимопомощь, теплота, сходство чувств и переживаний. 

А сейчас давайте, попробуем закончить предложения, я буду называть часть предложения, а вы будете продолжать.  

Настоящий друг – это тот……(с кем я гуляю, с кем мне интересно, кто всегда поможет) 

Друзья всегда…(рядом, скажет правду, на твоей стороне ) 

Я могу дружить с такими людьми, которые… (интересуются тем же чем и я, не врут)

Из ваших ответов можно   сделать вывод, что в дружбе мы хотим найти: понимание, доброту, отзывчивость, заботу, справедливость. В ней нет места зависти, злости и самолюбию, жадности и хвастливости, тщеславию и зазнайству.

  1. Практическая часть 

А сейчас попробуйте изобразить дружбу

1 вариант: попробуйте с помощью красок нарисовать дружбу. Как вы думаете, какого она будет цвета и формы? А может быть, вы придумаете какой-то образ? Или как-то необычно украсите свой рисунок.

2 вариант: изобразите то, чем для вас является дружба. Может быть, это будет портрет лучшего друга или друзей, или ваше совместное увлечение (какое-то общее дело), а может какой-то поступок или отношение.

Дети работают. (музыкальное сопровождение)

Физкульт минутка. 

Пальчиковая гимнастика. Дружат в нашей группе девочки и мальчики (соединять пальцы в «замок»). С вами мы подружим маленькие пальчики (касание кончиков пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять (парное касание пальцев от мизинцев). Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать  (руки вниз, встряхнуть кистями). 

  1. Итог занятия:

 Выставка рисунков.

 – Дети демонстрируют свои  рисунки  и рассказывают стихотворение:  

Друг разделит боль и радость.  

Друг поддержит и спадёт.  

С другом – даже злая слабость. 

Вмиг расставит и уйдёт. 

Верь, храни, цени же дружбу. 

Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. 

Ведь дружба – это ценный дар. 

Друг – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. 

Что бы ты хотел сделать для своего друга. Давай темы напишем это в небольших записках и уберем их в конверт  «Другу».

 А 9 Июня мы встретимся все вместе, вы пригласите к нам в гости друзей, и мы вскроем наше послание Другу

 Конверт запечатывается до Международного Дня друзей.

Сценарий праздника «Друг в беде не бросит»

№ п/п Текст Видеоряд Звуковой ряд
1 ведущий Здравствуйте, дорогие гости, сегодня чудесный праздник — ДЕНЬ ДРУЗЕЙ! 9 Июня отмечается Международный день дружбы, этот праздник создан для того, чтобы мы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, напомнили своим друзьям о том, как они важны для нас и порадовали их. Давайте для начала познакомимся 

Игра «Знакомство»

Игра «Меняются местами те, кто так же как я…»

Заставка день друзей музыка фоном.
1 ведущий И с другом, и с врагом ты должен быть хорош!

 Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

 Обидишь друга — наживешь врага ты,

 Врага обнимешь — друга обретешь.  

Вот такие строки написал туркменский поэт, Омар Хайям.

Друг – это тот, кому хочется помогать, делать для него что-то хорошее.  Друг всегда стремится тебе помочь.  

Игра «Слепец и поводырь»

1 ведущий Настоящий друг везде

 Верен, в счастье и беде;

 Грусть твоя его тревожит,

 Ты не спишь — он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

 Он помочь тебе готов. 

Игра «Не намочи ног»

1 ведущий Ну а теперь пора за стол. Чаепитие

Во время которого проводятся еще 2 игры

«Накорми друга»

 «Настоящий друг»  

1 ведущий Друзья вы узнаете наш конверт «Другу». Давайте откроем его и посмотрим, смогли ли вы воплотить в жизнь задуманное беседа о том, что из запланированного получилось воплотить, что нет и почему)

Дорогие ребята, вы показали на сколько ваши друзья для вас важны и необходимы, как вы их цените. Настало время поблагодарить вас за участие в нашем празднике. Но прежде, давайте, ещё немного поиграем

Игра «Я знаю пять имен своих друзей» 

Вот видите теперь друзей у вас стало на много больше

Заключение 

Круг «Цветок дружбы»

Вот и расцвел наш цветок дружбы. Человек в своей жизни встречает много разных людей, но не каждый становится другом. Тем ценнее такие люди. Хочется, чтоб вы все несмотря ни на какие горести обиды, старались сохранять дружеское отношение друг к другу, вовремя приходили на помощь своему товарищу, не ссорились и в нужный момент могли подставить плечо своему товарищу»

Флэш-моб

 «Если друг не смеется»

Песня Barbariki «Если друг не смеется ты включи ему солнце2

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятия

В начале проводится занятие «Дружба». Затем в день друзей 9 июня праздник «Друг в беде не бросит». На праздник дети приходят со своими друзьями.

 Игра «Знакомство»

Цель: Установка доверительного контакта, знакомство со членами группы 

Начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку. При этом вы говорите простые слова: «Привет! Как тебя зовут?  Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно простое правило: здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.

Игра «Меняются местами те, кто так же как я…»

Цель: Установка доверительного контакта, знакомство со членами группы 

Участники группы становятся в круг. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, Он — водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются те, кто, так же, как и я любит кататься на велосипеде», или: «Меняются те, кто, так же как и я увлекается спортом», или: «Меняются все, кто, так же как и я родился в другом городе». Все участники игры, которые обладают (или считают, что обладают!) указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Суть в том, что водящий должен во время обмена местами успеть занять чье-то временно освободившееся место.

Игра «Слепец и поводырь»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Участники разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по кабинету, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый участник, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры проводим рефлексию

– кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

   Игра «Не намочи ног»

Цель. Учить проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.

Ход игры. Участники сидят с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Участникам дается по две дощечки (общая длинна которых составляет лишь половину ширины болота). Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.

    «Накорми друга»

На блюде лежат конфеты.  По 2 пары рукавичек; Вызываются по 4 участника.  Необходимо 2-им надев рукавицы, развернуть конфетку и отдать другу;

  «Настоящий друг»

  Необходимо по 2 фартука и по 2 банана, 4 повязки на глаза (или косынки). Участникам завязывают глаза, надевают фартуки, они усаживаются напротив друг друга, берут банан, разворачивают его и кормят друг друга

 

  «Я знаю пять имен своих друзей» 

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками. 

Один из участников ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня – раз, Лена – два … ” и т. п., а затем передает мяч другому. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу. 

 Вот видите теперь друзей у вас стало на много больше

   Круг «Цветок дружбы»

Участникам раздается по одному цветному лепестку. 

Напишите на лепестке имя своего соседа с права и одно из качеств которое вам в нем понравилось. А теперь давайте соберем наш цветок.

Оборудование, реквизит

–  музыкальный центр;                                                                                                                           

– компьютер и телевизор

– фотоаппарат;

–  реквизит для игр;

– столы стулья.

                                                                                                                                                          

Литература

    1. Андрейчук Г.Б. «Дружба не знает границ»- ж. Воспитание школьников – 2013 г. № 3 стр. 22-27;
    2. Хохлова Л.А. Методическое пособие «О дружбе» М.2014 г.;
  • Панова А.М. Учебно-методическое пособие классного часа на тему «Дружба», С.Птербург 2015 г.;
  1. Петрова, В. «Умейте дружбой дорожить»: Разработка занятия для учащихся. // Воспитание школьников. – 2009. – № 5. – С. 26-28