автор: Морозова Александра Владимировна
Педагог-психолог
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Семикаракорский агротехнологический техникум»
Метафорические карты как инструмент в работе педагога-психолога
Метафорические карты как инструмент в работе педагога-психолога
Морозова А.В.
Аннотация. В статье рассматривается применение метафорических карт в практике педагога-психолога. Описываются основные принципы работы с метафорическими картами, их преимущества и ограничения. Приводятся примеры использования метафорических карт в различных направлениях психологической работы с обучающимися.
Ключевые слова: метафорические карты, педагог-психолог, психологическая диагностика, коррекция, развитие личности, эмоциональное состояние.
Metaphorical maps as a tool in the work of a psychologist-educator
Morozova A.V.
Abstract. The article discusses the application of metaphorical maps in the practice of a teacher-psychologist. The basic principles of working with metaphorical maps, their advantages and limitations are described. Examples of using metaphorical maps in various areas of psychological work with students are given.
Keywords: metaphorical maps, teacher-psychologist, psychological diagnostics, correction, personality development, emotional state.
Введение
Метафорические карты — это эффективный инструмент, который может быть использован в работе педагога-психолога для решения различных задач. Они представляют собой набор изображений, которые могут быть интерпретированы по-разному в зависимости от контекста и целей работы.
Метафорические карты могут быть использованы для диагностики эмоционального состояния обучающихся, выявления их проблем и трудностей, а также для коррекции и развития личностных качеств. Они способствуют выражению мыслей и чувств обучающихся, а также развитию навыков саморефлексии и самоанализа.
Основная часть
Работа с метафорическими картами основана на принципе метафоры, которая позволяет человеку выразить свои мысли и чувства через образы и символы. В процессе работы с метафорическими картами обучающийся выбирает карту, которая наиболее соответствует его текущему состоянию или проблеме, и затем интерпретирует её.
Психолог может использовать метафорические карты для таких различных целей, как:
- Диагностика эмоционального состояния:метафорические карты помогают выявить эмоциональное состояние обучающегося, его настроение, уровень тревожности и другие аспекты.
- Выявление проблем и трудностей:метафорические карты могут помочь выявить проблемы и трудности, с которыми сталкивается обучающийся, например, конфликты с одногруппниками, трудности в учёбе и другие.
- Коррекция личностных качеств:метафорические карты могут быть использованы для коррекции личностных качеств, таких как уверенность в себе, самооценка, коммуникативные навыки и другие.
- Развитие личностных качеств:метафорические карты способствуют развитию личностных качеств, таких как креативность, воображение, способность к саморефлексии и другие.
Примеры использования метафорических карт
- Диагностика эмоционального состояния:обучающийся выбирает карту, которая соответствует его текущему эмоциональному состоянию, и объясняет свой выбор. Психолог может проанализировать выбор обучающегося и сделать выводы о его эмоциональном состоянии.
- Выявление проблем и трудностей:обучающийся выбирает карту, которая отражает его проблему или трудность, и объясняет свой выбор. Психолог может помочь обучающемуся разобраться в причинах проблемы и найти пути её решения.
- Коррекция личностных качеств:обучающийся выбирает карту, которая передает черту качества, которую он хотел бы развить или изменить, и объясняет свой выбор. Психолог может предложить обучающемуся упражнения или задания, которые помогут ему развить это качество.
- Развитие личностных качеств:обучающийся выбирает карту, которая отображает свойство, которое он хочет развить, и объясняет свой выбор. Педагог-психолог может предложить обучающемуся задания или упражнения, которые помогут ему развить это качество.
Метафорические карты также могут быть использованы для развития творческого мышления и воображения у обучающихся. Они могут помочь увидеть ситуацию с новой стороны и найти нестандартные решения проблем.
Выводы
Метафорические карты являются эффективным инструментом в работе педагога-психолога, поскольку они позволяют:
- создать доверительную атмосферу между психологом и обучающимся;
- выявить скрытые эмоции и проблемы, которые подросток может не осознавать или не хотеть обсуждать напрямую;
- стимулировать творческое и критическое мышление, помогая подростку взглянуть на свои проблемы с новой стороны;
- развивать навыки саморефлексии и самоанализа, что способствует личностному росту и развитию.
Однако для эффективного использования метафорических карт требуется определённый уровень подготовки и навыков у психолога, включая умение интерпретировать выбранные карты и понимать глубинный смысл, который обучающиеся вкладывают в свой выбор.
Список используемой литературы
- Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: диагностика и консультирование. — М.: Владос-Пресс, 2001. — 256 с.
- Дубровина И. В. Психологическая служба в школе. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 512 с.
- Карпова Н. Л. Метафорические карты в психологической практике. — М.: Психотерапия, 2021. — 176 с.
- Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. — М.: Ось-89, 2003. — 256 с.