автор:
Молчанова Екатерина Сергеевна
Воспитатель ГОКУ СКШИ № 6 г.Зима
Рубцова Юлия Владимировна
Воспитатель ГОКУ СКШИ № 6 г.Зима
Рабочая программа декоративно — прикладного творчества через использование салфеток для обучающихся 2 класса с умеренной умственной отсталостью
Государственное общественное казенное учреждение Иркутской области для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6 г.Зима».
| «РАССМОТРЕНО»
на заседании Методического совета Протокол №_____ От «_____»________20___г. |
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор ГОКУ СКШИ № 6 г.Зима _____________ и.о. Закружная С.Ю Приказ № ___ От «_____»________20___г. |
Рабочая программа декоративно — прикладного творчества через использование салфеток для обучающихся 2 класса с умеренной умственной отсталостью
Воспитатель: Рубцова Ю.В.
Молчанова Е.С
2018 – 2019 учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа для 2 класса с умеренной умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПин 2.4.2.3286 – 15 от 10.07.2015 г. № 26;
- Федеральный государственный образовательный стандарт для детей умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель создание условий для развития у детей младшего школьного возраста, мелкой моторики и координации движений пальцев рук через салфеточную аппликацию.
Задачи:
- Воспитание духовно — нравственных качеств детей по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.), проявление творческой активности и самостоятельности;
- Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, через салфеточную аппликацию, умение делать комочки из салфеток, наклеивать на шаблоны.;
- Создание игровых ситуаций для расширения коммуникативных способностей детей.
Программа составлена с учетом специфики воспитательной работы в коррекционной школе. Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его как в группе воспитанников от 8 до 10 лет, так и индивидуально. Количество часов обучения может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от способности воспитанников усваивать и закреплять учебный материал, цели и задачи обучения, других особенностей группы. Общее количества занятий, отводимых на курс — составляет 19 часов.
При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:
— репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
-объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, мастер — классы, презентации);
-проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
-поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);
— эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых);
— методы развивающего обучения;
— метод взаимообучения;
— метод игрового содержания.
Контроль усвоения учащимися материала производится на всем протяжении обучения. Для определения сформированности навыков и умений используются 3 вида контроля: формальный, самоконтроль, взаимоконтроль.
Общая характеристика
В основу программы положен принцип, заключающийся в увеличении объема знаний, накопленных приемов и способов развития ручной умелости, координации глаз и рук, активного познания на каждом этапе обучения. Содержание обучения очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих учащимся с умеренной умственной отсталостью. В процессе обучения дети знакомятся с различными формами работ и осваиваем действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной деятельности, такие как: захват, удерживание, перекладывание, закручивание и т.д., которые потом используются в различных видах продуктивной деятельности.
Настоящая программа предлагает проводить занятия в небольших группах (5 — 7 детей), т.к. небольшая группа позволяет более активно участвовать в занятиях тем детям, которых большая группа подавляет, но которые способны открыться в небольшой группе. Поэтому группы формируются с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка.
Кружковая деятельность предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Ребенок может включиться в работу, когда ему удобно и заниматься столько, сколько захочет и по любой из предложенных тем; каждый воспитанник получает начальную подготовку по нескольким видам труда. В течение года у воспитанников поддерживается интерес к самостоятельной работе. Если у ребят интерес к теме угасает, то она заменяется на другую.
Таким образом, преимущества формы работы в следующем:
- все воспитанники имеют абсолютно равные возможности в отношении занятий;
- приобщаются к многоплановой самостоятельной творческой деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их склонностей и способностей;
- массовый охват детей;
- стимулирование развития самопознания и самооценки;
- выбор будущей профессии.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес воспитанников к учебному процессу.
В зависимости от поставленной цели (обучающей, воспитывающей, развивающей), уровня подготовки воспитанников и др. используются различные формы работы на занятиях:
| Основная форма | Методы |
| 1. Познавательное занятие | Беседа, рассказ, доклад, прослушивание |
| 2. Практическое занятие по отработке определенного умения. | Упражнения, репродуктивный |
| 3.Самостоятельная деятельность детей | Упражнения, практические пробы |
| 4. Творческие упражнения | Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах частично поисковый или эвристический; исследовательский. |
| 5. Игровая форма | Короткая игра, игра-оболочка, энергизаторы, динамические упражнения |
| 6. Конкурсы | Игра |
| 7. Выставки | Экспозиция |
| 8. Занятие – соревнования | Интерактивные методы |
| 9. Занятие – деловая (ролевая) игра | Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д. |
| 10. Занятие — лекция | Объяснительно-иллюстративный, проблемный методы |
| 11. Занятие — зачет | Индивидуальное или групповое занятие, собеседование. |
| 12. Интегрированное занятие | Собеседование, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет |
| 13. Модульное занятие | Самостоятельная деятельность |
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей); ∙ обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии.
Критерии оценки выполненных работ:
— аккуратность;
— самостоятельность;
— использование нескольких техник при изготовлении изделия.
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.
В процессе занятий у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
- 1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
- общетрудовые: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские;
- специальные: скатывание салфетки, скручивание жгутиков,приему торцевание.
Содержание работы программы
- Организационное занятие. Знакомство. Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста. Знакомство с правилами поведения и требованиям к воспитанникам, посещающим кружок. Инструктаж по ТБ.
- Знакомство с салфетками.Познакомить детей со свойствами бумажной салфетки (красивая, лёгкая, тонкая, сминается, легко рвётся и т.д) Рассмотреть цвет разных салфеток, ее применения для конкретной поделки. Научить правильно, сминать целую салфетку в шарик.
- Ваза с цветами.Учить самостоятельно, выбирать салфетку по цвету для изготовления объёмного шара-цветка. Перед началом работы раскрыть сложенную салфетку. Умение находить место в общей композиции для своей работы.
- Воздушные шары. Закрепить приём скатывания салфетки для изготовления разноцветных шаров. Аккуратно пользоваться клеем, дорисовывать ниточки.
- Корзина с фруктами. Познакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток. Наклеивать комочки бумаги на плоскостную форму в виде груши и яблока.
- Мимоза. Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток на плоскостное изображение. Развивать умение наклеивать комочки плотно друг к другу
- Подснежники. Колокольчики. Приём скатывания комочков меньшего размера, из небольших кусочков салфетки, создание объёмной аппликации. Закрепить умение работать с ножницами.
8.Зимнее дерево. Познакомить с приёмом скатывания полоски салфетки в жгутики. Учить, из жгутиков создавать образ дерева. Дополнить работу белыми комочками «снег на ветках». Воспитывать самостоятельность.
- Новогодняя ёлочка. Совершенствовать умение в скручивании жгутиков из салфеток, аккуратность в работе с клеем. Развивать мелкую моторику рук. Создавать образ ёлочки с новогодними игрушками (цветные комочки), развивать способность, к созданию композиции.
- Снегири. Закреплять прием маленьких комочков, создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. Развивать воображение в конструировании частей, подбирать цветовые оттенки, чередовать комочки разного цвета. Поощрять проявления творчества.
11.Цифра месяца. Закрепить умения детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и клеить на подготовленную основу. Поощрять детей работать сообща.
- Валентинки. Учить декорировать готовую рамочку в форме сердечка для подарка своим близким. Учить детей новому приёму торцевание, аппликативной мозаике, из небольших кусочков бумажных салфеток на картонной основе.
- Рыбки в аквариуме. Научить детей проявлять творчество, аккуратность, в процессе моделирования рыбок, используя приём скатывания небольших комочков и жгутиков (водоросли). Прививать аккуратность.
- Волшебное дерево. Учить моделировать образ дерева. Упражнять в использовании приема работы торцевания цветных кусочков салфеток, с использованием зубочисток и пластилина. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
- Гиацинты в подарок. Продолжать учить создавать красивые цветы, закрепить навыки работы в технике торцевания на пластилиновой основе, упражнять в декорировании работы. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус в выборе цветовых оттенков для работы.
- Космея. Ромашка. Продолжать учить делать аппликацию из жгутиков, самостоятельно готовить материал (нарезать полоски салфеток) учить создавать объемные цветы.
- Украшение платья. Учить детей самостоятельно выбрать приём создания украшений на платье ( форме) с использованием знакомых приёмов .Развивать воображение, фантазию.
- Одуванчики. Учить мастерить объемные цветы: складывать салфетки вчетверо, соединять стиплером, обрезать углы, распушить круг, Развивать умение создавать композицию по собственному замыслу. Получать чувство эстетического наслаждения от полученного результата.
- Выставка творческих достижений.
Календарно-тематический план
| №
п/п |
Тема занятия | Кол-во
часов |
дата проведения |
| 1 | Организационное занятие
Обучение правилам безопасности |
1 | 08.09. |
| 2 | «Знакомство с салфетками» | 1 | 22.09 |
| 3 | «Ваза с цветами» коллективная работа | 1 | 06.10. |
| 4 | «Воздушные шары» | 1 | 20.10. |
| 5 | «Корзина с фруктами»
коллективная работа |
1 | 03.11. |
| 6 | «Мимоза» | 1 | 17.11. |
| 7 | « Подснежники»
«Колокольчики» |
1 | 1.12 |
| 8 | «Зимнее дерево» | 1 | 15.12. |
| 9 | «Новогодняя ёлочка» | 1 | 29.12. |
| 10 | «Снегири» | 1 | 12.01.19 |
| 11 | «Цифра месяца»
Коллективная работа |
1 | 26.01. |
| 12 | «Валентинки» | 1 | 09.02 |
| 13 | «Рыбки в аквариуме»
Коллективная работа |
1 | 23.02. |
| 14 | « Волшебное дерево» | 1 | 09.03. |
| 15 | «Гиацинты в подарок» | 1 | 23.03. |
| 16 | «Космея»
«Ромашка» |
1 | 06.04. |
| 17 | «Украшение платья» | 1 | 20.04. |
| 18 | «Одуванчики» | 1 | 05.05. |
| 19 | Выставка творческих достижений | 1 | 18.05. |
Список литературы:
- Богатеева З.А. «Чудесные подделки из салфеток». И., «Посвящение», 1992
- Грушина Л.В. Игрушки в интерьере. Мастерилка.- Москва: «Карапуз»; 1999.
- Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
- Конструирование из бумаги/ Эйлин О Брайн, Кейт Нидхем, Фиона Уотт.// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г.
- Петрова И.М. Волшебная бумага. Ручной труд для самых любознательных.- СПб.: «Детство – пресс»; 2005.



