Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор:

Молчанова Екатерина Сергеевна

Воспитатель ГОКУ СКШИ № 6 г.Зима

Рубцова Юлия Владимировна

Воспитатель ГОКУ СКШИ № 6 г.Зима

Рабочая программа декоративно — прикладного творчества через использование салфеток для обучающихся 2 класса с умеренной умственной отсталостью

Государственное общественное казенное учреждение Иркутской области  для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6 г.Зима».

 

«РАССМОТРЕНО»

на заседании Методического совета

Протокол №_____

От «_____»________20___г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГОКУ СКШИ № 6 г.Зима

_____________    и.о. Закружная С.Ю

Приказ № ___

От «_____»________20___г.

 

Рабочая программа декоративно — прикладного творчества через использование салфеток для обучающихся 2 класса с умеренной умственной отсталостью

 

Воспитатель:  Рубцова Ю.В.

Молчанова Е.С

 

2018 – 2019 учебный год.

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа для 2 класса с умеренной умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:  

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. СанПин 2.4.2.3286 – 15 от 10.07.2015 г. № 26;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт для детей умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599;
  4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель    создание условий для развития у детей младшего школьного возраста, мелкой моторики и координации движений пальцев рук через салфеточную аппликацию.

Задачи:

  1. Воспитание духовно — нравственных качеств детей  по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.), проявление творческой активности и самостоятельности;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, через салфеточную аппликацию, умение делать комочки из салфеток, наклеивать на шаблоны.;
  3.  Создание игровых ситуаций для расширения коммуникативных способностей детей.

Программа составлена с учетом специфики воспитательной работы в коррекционной школе. Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его как в группе воспитанников от 8 до 10 лет, так и индивидуально. Количество часов обучения может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от способности воспитанников усваивать и закреплять учебный материал, цели и задачи обучения, других особенностей группы. Общее количества занятий, отводимых на курс — составляет 19 часов.

При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:

— репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);

-объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, мастер — классы, презентации);

-проблемный (педагог помогает в решении проблемы);

-поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);

— эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых);

— методы развивающего обучения;

— метод взаимообучения;

— метод игрового содержания.

Контроль усвоения учащимися материала производится на всем протяжении обучения. Для определения сформированности навыков и умений используются 3 вида контроля: формальный, самоконтроль, взаимоконтроль.

 

Общая характеристика

В основу  программы положен принцип, заключающийся в увеличении объема знаний, накопленных приемов и способов развития ручной умелости, координации глаз и рук, активного познания на каждом этапе обучения. Содержание обучения очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих учащимся с умеренной умственной отсталостью. В процессе обучения дети знакомятся с различными формами работ и осваиваем действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной деятельности, такие как: захват, удерживание, перекладывание, закручивание и т.д., которые потом используются в различных видах продуктивной деятельности.

    Настоящая программа предлагает проводить занятия в небольших группах (5 — 7 детей), т.к. небольшая группа позволяет более активно участвовать в занятиях тем детям, которых большая группа подавляет, но которые способны открыться в небольшой группе. Поэтому группы формируются с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка.

Кружковая деятельность предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Ребенок может включиться в работу, когда ему удобно и заниматься столько, сколько захочет и по любой из предложенных тем; каждый воспитанник получает начальную подготовку по нескольким видам труда. В течение года у воспитанников поддерживается интерес к самостоятельной работе. Если у ребят интерес к теме угасает, то она заменяется на другую.

Таким образом, преимущества формы работы  в следующем:

  • все воспитанники имеют абсолютно равные возможности в отношении занятий;
  • приобщаются к многоплановой самостоятельной творческой деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их склонностей и способностей;
  • массовый охват детей;
  • стимулирование развития самопознания и самооценки;
  • выбор будущей профессии.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес воспитанников к учебному процессу.

В зависимости от поставленной цели (обучающей, воспитывающей, развивающей), уровня подготовки воспитанников и др. используются различные  формы работы на занятиях:

 

Основная форма Методы
1. Познавательное занятие Беседа, рассказ, доклад, прослушивание
2. Практическое занятие по отработке определенного умения. Упражнения, репродуктивный
3.Самостоятельная деятельность детей   Упражнения, практические пробы
4. Творческие упражнения Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах частично поисковый  или эвристический; исследовательский.
5. Игровая форма Короткая игра, игра-оболочка, энергизаторы, динамические упражнения
6. Конкурсы Игра
7. Выставки Экспозиция
8. Занятие – соревнования   Интерактивные методы
9. Занятие – деловая (ролевая) игра Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д.
10. Занятие — лекция Объяснительно-иллюстративный, проблемный методы
11. Занятие — зачет Индивидуальное или групповое занятие, собеседование.
12. Интегрированное занятие Собеседование, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет
13. Модульное занятие Самостоятельная деятельность

 

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей); обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии.  

 Критерии оценки выполненных работ:

— аккуратность;

— самостоятельность;

— использование нескольких  техник при изготовлении изделия.

        Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

 В процессе занятий у детей формируются три основные группы    практических умений и навыков:      

  1. 1.  политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;                          
  2.  общетрудовые: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские;            
  3.  специальные: скатывание салфетки, скручивание жгутиков,приему торцевание.

 

Содержание работы программы

  1. Организационное занятие. Знакомство. Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста. Знакомство с правилами поведения и требованиям к воспитанникам, посещающим кружок. Инструктаж  по ТБ.
  2. Знакомство с салфетками.Познакомить детей со свойствами бумажной салфетки (красивая, лёгкая, тонкая, сминается, легко рвётся и т.д)  Рассмотреть цвет разных салфеток, ее применения для конкретной поделки. Научить правильно, сминать целую салфетку в шарик.
  3. Ваза с цветами.Учить самостоятельно, выбирать салфетку по цвету для изготовления объёмного шара-цветка. Перед началом работы раскрыть сложенную салфетку. Умение находить место в общей композиции для своей работы.
  4. Воздушные шары. Закрепить приём скатывания салфетки для   изготовления разноцветных шаров. Аккуратно пользоваться клеем, дорисовывать ниточки.  
  5. Корзина с фруктами.  Познакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток. Наклеивать комочки  бумаги на плоскостную форму в виде груши и яблока.
  6. Мимоза.  Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток на плоскостное изображение. Развивать умение наклеивать комочки плотно друг к другу
  7.        Подснежники. Колокольчики. Приём скатывания  комочков меньшего размера, из небольших кусочков салфетки, создание объёмной аппликации. Закрепить умение работать с ножницами.

     8.Зимнее дерево.  Познакомить с приёмом скатывания полоски салфетки в жгутики. Учить, из жгутиков создавать образ дерева. Дополнить работу белыми комочками «снег на ветках». Воспитывать самостоятельность.

  1. Новогодняя ёлочка. Совершенствовать умение в скручивании жгутиков из салфеток, аккуратность в работе с клеем. Развивать мелкую моторику рук. Создавать образ ёлочки с новогодними игрушками (цветные комочки), развивать способность, к созданию композиции.
  2. Снегири. Закреплять прием маленьких комочков, создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. Развивать воображение в конструировании частей, подбирать цветовые оттенки, чередовать комочки разного цвета. Поощрять проявления творчества.

11.Цифра месяца. Закрепить умения  детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и клеить на подготовленную основу. Поощрять детей работать сообща.

  1. Валентинки. Учить декорировать готовую рамочку в форме сердечка для подарка своим близким. Учить детей новому  приёму торцевание, аппликативной мозаике,  из небольших кусочков бумажных салфеток на картонной основе.
  2. Рыбки в аквариуме. Научить детей проявлять творчество, аккуратность, в процессе моделирования рыбок, используя приём скатывания небольших комочков и жгутиков (водоросли). Прививать аккуратность.
  3. Волшебное дерево. Учить моделировать образ дерева. Упражнять в использовании   приема  работы торцевания цветных кусочков   салфеток, с использованием зубочисток и пластилина. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
  4. Гиацинты в подарок. Продолжать учить создавать красивые цветы, закрепить навыки работы в технике торцевания на пластилиновой основе, упражнять в декорировании работы. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус в выборе цветовых оттенков для работы.
  5. Космея. Ромашка. Продолжать учить делать аппликацию из жгутиков, самостоятельно готовить материал (нарезать полоски салфеток) учить создавать объемные цветы.
  6. Украшение платья. Учить детей самостоятельно выбрать приём создания украшений на платье ( форме) с использованием знакомых приёмов .Развивать воображение, фантазию.
  7. Одуванчики. Учить мастерить объемные цветы: складывать салфетки вчетверо, соединять стиплером, обрезать углы, распушить круг, Развивать умение создавать композицию по собственному замыслу. Получать чувство эстетического наслаждения от полученного результата.
  8. Выставка творческих достижений.

 

Календарно-тематический план

п/п

Тема занятия Кол-во

часов

дата проведения
1 Организационное занятие

Обучение правилам безопасности

1 08.09.
2 «Знакомство с салфетками» 1 22.09
3 «Ваза с цветами» коллективная работа 1 06.10.
4 «Воздушные шары» 1 20.10.
5 «Корзина с фруктами»

коллективная работа

1 03.11.
6 «Мимоза» 1 17.11.
7 « Подснежники»

«Колокольчики»

1 1.12
8 «Зимнее дерево» 1 15.12.
9 «Новогодняя ёлочка» 1 29.12.
10 «Снегири» 1 12.01.19
11 «Цифра месяца»

Коллективная работа

1 26.01.
12 «Валентинки» 1 09.02
13 «Рыбки в аквариуме»

Коллективная работа

1 23.02.
14 « Волшебное дерево» 1 09.03.
15 «Гиацинты в подарок» 1 23.03.
16 «Космея»

«Ромашка»

1 06.04.
17 «Украшение платья» 1 20.04.
18 «Одуванчики» 1 05.05.
19 Выставка творческих достижений 1 18.05.

 

Список литературы:

  1. Богатеева З.А. «Чудесные подделки из салфеток». И., «Посвящение», 1992
  2. Грушина Л.В. Игрушки в интерьере. Мастерилка.- Москва: «Карапуз»; 1999.
  3. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
  4. Конструирование из бумаги/ Эйлин О Брайн, Кейт Нидхем, Фиона Уотт.// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г.
  5. Петрова И.М. Волшебная бумага. Ручной труд для самых любознательных.- СПб.: «Детство – пресс»; 2005.