Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Михеева Айта Аркадьевна

педагог дополнительного образования “Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» им. Л.Е. Лукиной МР «Горный улус» РС(Я) ”

Развитие творческих способностей, обучающихся на занятиях студии «Кэрэ» на примере дополнительных образовательных общеразвивающих программ «Фантазейка», «Деревня мастеров», «Технология моды».

Михеева Айта Аркадьевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр дополнительного образования им. Л.Е. Лукиной»

МР «Горный улус» РС (Я)

Тема исследования: Развитие творческих способностей, обучающихся на занятиях студии «Кэрэ» на примере дополнительных образовательных общеразвивающих программ «Фантазейка», «Деревня мастеров», «Технология моды».

По словам педагога Василия Александровича Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие творческих способностей – является важной задачей дополнительного образования. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – это надежный резерв жизненной активности и увлеченности.  

Творческая личность – это личность, способная к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно-творческая активность. Проблема развития творческих способностей каждого обучающегося важна для их будущего.

Практика показывает, что в школе не всегда выявляется творческие способности каждого ребенка, а дополнительное образование каждому ребенку в этом помогает.

Одной из главных задач дополнительного образования, это помогать каждому ребенку выбрать свой жизненный и правильный выбор будущей профессии. И в этом ребенку помогает творческие способности.

Цель исследования: развитие творческих способностей, обучающихся на занятиях студии «Кэрэ» на примере дополнительных образовательных общеразвивающих программ «Фантазейка», «Деревня мастеров», «Технология моды».

Для достижения поставленной цели, я определила следующие задачи:

1.проанализировать педагогическую и методическую литературу для выявления творческих способностей обучающихся;

2.рассмотреть возможность развития творческих способностей, обучающихся на занятиях кружка;

3.выявить уровень развития творческих способностей, обучающихся по данным образовательным программам;

4.провести мониторинг и анализ творческих способностей обучающихся.

Объект исследования: развитие творческих способностей, обучающихся на занятиях студии «Кэрэ» на примере дополнительных образовательных общеразвивающих программ «Фантазейка», «Деревня мастеров», «Технология моды».

Предметом исследования является эффективное вовлечения детей в творческую деятельность, способствующую развитию творческих способностей воспитанников объединений.

Гипотеза: развитие творческих способностей, обучающихся в процессе обучения в студии будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование, мониторинг, анализ, наблюдение.

Студия «Кэрэ» включает в себе 9 кружков: «Национальное шитье», «Красота своими руками», «Кукольный мир», «Туосчаан», «Мир искусств», «Нарыйаана» «Фантазейка», «Деревня мастеров», «Технология моды». Где работают 7 педагогов дополнительного образования.

Из этих кружков я перепадаю 3 кружка: «Фантазейка», «Деревня мастеров», «Технология моды». Для непрерывной и системной работы с этого учебного года разработала программы «Фантазейка» и «Технология моды». Все 3 программы взаимосвязаны друг с другом.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазейка» для детей в возрасте от 6 до 7 лет. Дети занимаются в театре мод «Фантазейка». Программа рассчитана на 1 год, в неделю 1 час.  В театре мод раскрывается основа дефиле, музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Деревня мастеров» рассчитана с 7 до 13 лет. Занятия строятся с учётом возрастных особенностей группы. Занятия являются практико-ориентированными, то есть большее количество часов отведено на выполнение практических работ. Содержание программы предусмотрено на 3 года. Конечным результатом в практических занятиях является не только изготовление отдельного изделия, а создание творческих проектов, изготовление и подготовка изделий к выставке.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Технология моды» ориентирована на детей 14-17 лет. Программа нацелена на приобщение воспитанников к основам технологии шитья, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала. На занятиях учащиеся должны знать теоретические основы колористки, композиции, уметь рисовать, чертить, моделировать и конструировать швейные изделия. Умело сочетать цвета и фактуры тканей, научиться самому создавать оригинальные эскизы одежды.

В 2018-2019 учебном году в кружке «Фантазейка» занимаются 7 детей, дошкольного возраста, все воспитанники являются 1 года обучения. В кружке «Деревня мастеров» занимается всего 20 детей. Из них 5 детей 1 года обучения, 10 детей 2 года обучения, 5 детей 3 года обучения. Кружок «Технология моды» занимается 6 воспитанников.

В ходе учебного процесса проводится мониторинг успеваемости и достижения. На каждого ребенка заводится мониторинговая карта. Мониторинг проходит в несколько этапов (начальный мониторинг – в начале учебного года, в конце I полугодия и в конце учебного года). Индивидуальная карточка позволяет поставить конкретную задачу по индивидуальной работе с обучающимися. Проверкой знаний, полученных в течение учебного года является участие в улусных, республиканских, всероссийских, международных научно-практических конференциях, выставках, конкурсах. По итогам каждого года по результатам мониторинга делается выводы для дальнейшей работы с обучающимся. Мониторинг проводится по 3 критериям: воображения, фантазия, творческий потенциал. Критерии оценивания, обучающегося определяется 3 уровня (низкий уровень, средний уровень и высокий уровень).

Различные формы мониторинговых исследований, обучающихся позволяет наиболее полно узнать каждого ребенка, выявить динамику их развития творческих способностей, знаний, умений и навыков.

Анализ мониторинга обучающихся детских объединений «Фантазейка», «Деревня мастеров», «Технология моды», мы можем увидеть, что в начале учебного года у большинства детей 1 года обучения низкий уровень. В кружке «Деревня мастеров» воспитанники 2 и 3 года имеют средний и высокий уровень.

Вывод: Индивидуальный подход является одном из важнейший условий творческого развития ребенка. Через индивидуальный подход поддержать одаренных и талантливых детей, а также детей отстающих. Только индивидуальный подход может способствовать развитию творческих способностей ребенка. Так как творческая работа требует труда с полной отдачей физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных сил.

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на занятиях кружка обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно – выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей творчески развитой личности.