Автор: Минодорова Светлана Викторовна

воспитатель АМДОУ “Детский сад №2 “Родничок”

«Мы открываем мир!» или создание условий для исследовательской деятельности детей раннего возраста.

«Мы открываем мир!»

 или создание условий  для исследовательской деятельности  детей раннего возраста.

Маленькие дети это самые настоящие исследователи окружающего мира, а исследовательская деятельность – это их естественное состояние. Каждый ребёнок с рождения настроен на познание окружающего мира и это ему крайне необходимо!

Поэтому вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален.

Ребёнок раннего возраста исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно-следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата.

Задача воспитателя – не пресекать исследовательскую поисковую деятельность, а наоборот, активно помогать и иногда даже самому становится объектом этой деятельности, так как чем больше новой информации получает ребенок, тем он быстрее и полноценнее развивается.

 В возрасте 2-3 лет, а именно такой возраст у моих деток в группе,  дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные взрослым игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия.

Я считаю, что создание условий для развития познавательной активности посредством экспериментальной деятельности с первых дней пребывания в детском саду –  позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям, ведь коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность. Так, через исследовательские дидактические игры мы изучаем цвета и формы. Делаются они достаточно легко, нужны только цветная бумага и коробки, а польза для малышей колоссальная.

Важно то, что приобщение детей к исследовательской деятельности и экспериментированию обеспечивает развитие детского творчества.

Например – рисование вот на импровезированной вертикальной поверхности вызывает море эмоций, восторга, порыв творчества, ну и конечно же – это эксперимент: как быстро капелька краски стечёт вниз и можно ли этим свойством воспользоваться – например превратить её в сказочную закорючку?

Не менее интересно рисовать совершенно необычными предметами, например, солью, заодно можно попробовать её на вкус…

У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы. Мы не только наблюдаем за окружающей действительностью, но и за изменениями, которые происходят с предметами в ходе экспериментов.

Все мои детки очень подвижные и любознательные и очень любят играть. Так, например, мы много играем с водой и песком, ведь такие игры открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка. Игры с водой способствуют развитию исследовательской деятельности у детей раннего возраста. Так, например, играем  в игру «Волшебники», используя воду и разноцветную гуашь. Дети с интересом наблюдать, как прозрачная вода, если потрясти баночку, как по мановению волшебной палочки-кисточки вдруг станет зеленой, красной, синей или желтой. В ходе этой игры дети узнают, что вода может быть прозрачной и цветной, закрепляются также названия цветов. Такие игры-эксперименты вызывают у детей большую радость, удивление от своих небольших открытий, чувства удовлетворения от проделанной работы появляется интерес к познанию нового.

Еще одна из наших забав – игра в песочнице, игра с сухим песком. Малышам нравится пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку, насыпать в ведро. А мы, педагоги, можем совместить игру и эксперимент. Сначала мы предлагаем малышу насыпать сухой песочек в ведерко и высыпать его обратно. Можно помочь Зайке или Мышке очистить песок от мелких камешков, используя сито. Так мы учимся отсеивать песок. Во время игры мы обращаем внимание малышей на главное свойство сухого песка – сыпучесть. Закрепляя знания об этом, показываем детям, как при помощи воронок насыпать песок в бутылочку. Для того, чтобы игра была интереснее, можно 

Безумный восторг вызывают у малышей игры со световой песочницей, ведь это не только баловство в приятный и нежный на ощупь песок, но и условия для творчества!!!

Зимой мы экспериментируем со снегом и льдом.

Весной можем сделать радугу в стакане, чтобы мир стал ярче, а можем просто вместе понаблюдать за игрой солнечного лучика. Наши «Непоседы» уже научились управлять ветром. Они знают, что для этого можно использовать веер или достаточно просто подуть, а ещё можно управлять пёрышком, если набрать воздуха побольше и дуть через трубочку.

Очень интересно ловить воздух в воздушный шар, можно больше, можно меньше.

Также мы проводим опыты и с другими предметами: с мыльными пузырями, бумагой, магнитами, красками. Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Вот, например, замечательный опыт «Чудеса на воде» завораживает малышей.

Очень важны тактильные ощущения для детей раннего возраста, их развития, и конечно же это целый блок, который я включила в нашу исследовательскую деятельность. Это и игры с различными природными материалами, это и игры с тактильными мешочками.

Хочется отметить, что в последнее время психологи обращают внимание  педагогов на то, что ранний возраст отличается особенной чувствительностью к речевому, сенсорному, умственному, физическому и другим направлениям развития личности. И я считаю, что мы, воспитатели, должны учитывать это и направлять свой опыт, знание и умение на то, чтобы наши дети росли любознательными, интересовались новым, неизведанным в окружающем мире, любили экспериментировать.