Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Минниахметова Розалия Фаиловна

Воспитатель I квалификационной категории филиал МБДОУ Байкибашевский детский сад “Ромашка” Тайкашский детский сад

Конспект занятия «Свойства воды»

Филиал МБДОУ Байкибашевский детский сад «Ромашка»

Тайкашский детский сад

STEAM – образование в ДОУ

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Свойства воды»

Составила: Минниахметова Р.Ф. 

                                               Воспитатель I квалификационной категории

д.Тайкаш – 2020г.  

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (речевое развитие, социально-коммуникативное развитие).  

 

Форма организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, беседа, ответы на вопросы. 

 

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная. 

 

Задачи:

  1. Обучающие:формировать представления о свойствах воды посредством экспериментирования; обучать навыкам самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности.
  2. Развивающие:развивать у детей познавательный интерес, логическое мышление, воображение, любознательность, восприятие, умение наблюдать, делать выводы.
  3. 3. Воспитательные: воспитывать у детей чувство ответственности, бережное отношение к воде.

 

Материал и оборудование: магнитофон, стаканчики (каждому), кусочки сахара, соль, песок, цветные трубочки для коктейля, чайные ложки (каждому),  стакан молока, теннисные мячи, камень, деревянный кубик, различные легкие и тяжёлые предметы, тазик с водой, узкая и широкая банка, различные картинки для запоминания соответствующих свойств воды. 

 

Предварительная работа:  чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, экскурсия на объект озеро «Тайкаш». 

 

Словарная работа: жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, безвкусная, лаборатория, сотрудники.

 

 

Вводная часть. 

– Ребята, только что в наш детский сад привезли посылку в коробке. Предлагаю вам вместе открыть и посмотреть, что же там есть. (Открываю коробку, а там 5-ти литровая бутылка с запиской «Здравствуйте ребята! Просим Вас помочь изучить содержимое бутылки. У нас много работы. Мы не успеваем. Надеемся на вашу помощь. Ждем результаты.  С уважением, сотрудники лаборатории по исследованию свойств воды»).

 

Основная часть.

– Итак, ребята, нам придется сегодня заняться изучением воды, которую нам отправили. Давайте сначала подумаем, для чего нам нужна вода. 

(Ответы детей: пить; готовить еду; мыть руки, лицо, тело; поливать растения; мыть фрукты и овощи; мыть посуду; стирать и т.д.)  

– Правильно.

(Звучит запись журчание воды. Читаю стихотворение).

Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться,
И здоровыми не быть.
Повсюду, всем вода нужна:
Она и кораблям важна,
И для людей, и для зверей,
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить!

 

Давайте вернемся к просьбе сотрудников лаборатории. Будем вместе изучать воду. (Дети подходят к столам. Наливаю воду из бутылки в стаканчики и раздаю воспитанникам). 

 

– Перед Вами стоят стаканы с водой. Я предлагаю Вам аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Что происходит с водой?

(Ответы детей: она льется).

Воспитатель: Почему она льётся?

(Ответы детей: потому что она жидкая).

– Да, так как вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. (Клею на доску картинку, где изображено как льется вода). 

-А теперь посмотрите и скажите какого цвета вода в ваших стаканчиках?

(Ответы детей: Вода прозрачная, бесцветная). 

(Если дети отвечают, что белая, предложить им рассмотреть налитую в прозрачный стакан молоко).  

– Правильно. Вода прозрачная, бесцветная. Как это доказать?

(Ответы детей: Надо в нее что-то положить и посмотреть, будет ли видно).

-Давайте опустим в стакан с водой трубочки, которые есть у вас на столе.

(Дети опускают трубочки)

–  Вы видите в воде трубочку?

(Ответы детей: Да.

– Почему Вы ее видите?

(Ответы детей:  Потому, что вода прозрачная, бесцветная).

-А теперь посмотрите на этот стакан с молоком. Я опускаю туда трубочку. Вы видите трубочку?

(Ответы детей: Нет).

– И я не вижу. Почему?

(Ответы детей: Вода прозрачная, а молоко нет).

– И так, делаем вывод, какого цвета вода?

(Ответы детей: Бесцветная, прозрачная). 

– Вода бесцветная, прозрачная жидкость. (Клею на доску картинку, где изображена бесцветная прозрачная вода). 

 

– Ребята, делать научные открытия дело не простое, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши юные учёные?

(Ответы детей: даааа…)

                                Физминутка

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

– Продолжим наши исследования. Попробуйте воду на вкус, выпейте по глоточку. (Дети пьют)

– Какая на вкус вода?

(Ответы детей: Безвкусная).

– Правильно. Давайте проведем еще один опыт. Возьмем кусочек сахара, положим его в стакан с водой и хорошенько перемешаем. Теперь попробуем эту воду. Какая она на вкус?

(Ответы детей: Сладкая).

– В другой стакан с водой мы положим пол ложки соли и хорошенько перемешаем. (Ложу каждому по пол ложки соли в стакан). 

– Теперь попробуем эту воду. Какая она на вкус?

(Ответы детей: Соленая).

– Делаем вывод: какой вкус имеет вода?

(Ответы детей: безвкусная).

– Из этого опыта мы узнали, что своего вкуса у воды нет. Вода перенимает вкус вещества, которое в него попадает. (Клею иллюстрацию с третьим свойством). 

– Ребята, а как вы думаете, что же случилось с веществами, которые мы положили в воду?

(Ответы детей: Они растворились, исчезли и т.д.)

– Правильно. И сахар, и соль растворились в воде. Теперь давайте попробуем растворить в воде песок. Возьмите к себе поближе стакан с водой, положите туда одну ложку песка и перемешайте. Что вы видите? Растворился песок в воде?

(Ответы детей: Нет.)

– Какой вывод можно сделать? Все ли вещества растворяются в воде?

(Ответы детей: Не все.)

– Из этого опыта мы с вами можем сделать вывод: не все вещества могут растворяться в воде. (Показываю картинку с четвертым свойством). 

 

– Предлагаю поиграть в игру «Тонет – не тонет». (Выносится тазик с водой). Как вы думаете, может мячик утонуть в воде?  Давайте проверим. Возьмите теннисные мячики и осторожно пустите в воду. Что делает мяч? Плавает или тонет? 

(Ответы детей: плавает).

– Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Почему он плавает? 

(Ответы детей: Он легкий). 

– А теперь посмотрите, что я вам покажу. (Показываю камень) Что это? 

(Ответы детей: камень). 

– Потрогайте, какой он? (даю потрогать детям)

– Он шершавый и тяжелый. Как вы думаете, он утонет? 

(Ответы детей: да, нет). (Бросаю в воду, камень тонет).

– Что произошло с камнем? Почему он утонул? 

(Ответы детей: утонул). Камушек тяжелый вот и утонул.

 -Скажите, а это что? (показываю деревянный кубик)

– А какой он, потрогайте? Легкий или тяжелый? 

(Ответы детей: легкий).

– Из чего он сделан?

(Ответы детей: из дерева). 

– Правильно. Как вы думаете, он утонет? 

(Ответы детей: да, нет). 

– Давайте проверим? (Опускаю в воду кубик. Он плавает)

– Дерево умеет держаться на воде, наверно, поэтому из него строят лодки и корабли! Ребята, давайте все предметы, которые тонут, положим, в красный тазик, а которые не тонут в синий тазик. (Дети разбирают предметы).

Осталось изучить еще одно свойство воды. (На столе лежит кубик и мяч.)

– Какой формы эти предметы 

(Ответы детей: шар, кубик).

– А как вы думаете, какую форму имеет вода?

(Ответы детей: шар, куб, разная). 

– Для того, чтобы узнать какую форму имеет вода, возьмем узкую баночку и наполним ее водой. (Лью воду в узкую банку).  А теперь перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.  Итак, делаем вывод, какую форму имеет вода?

(Ответы детей: Разную).

– Вода не имеет формы и принимает форму той посуды, в котором находится. Вода – это жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет формы, это пятое свойство, которое мы сегодня изучили. (Показываю соответствующую картинку).

 

Заключительная часть. 

– Дети, какие свойства воды, мы сегодня с вами узнали?

(Ответы детей). 

-Какого цвета вода? (Ответы детей) Какой вкус имеет вода? (Ответы детей). Какую форму имеет вода? (Ответы детей). Что вам больше всего запомнилось?  (Ответы детей).

(Дети отвечают на вопросы по картинкам,  приклеенным на доску).

– На следующих занятиях мы узнаем о других свойствах воды.

Спасибо вам, ребята, за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь. А наши отчёты об опытах и открытиях будут отправлены в научную лабораторию «Воды».