Автор: Минакова Татьяна Александровна
Учитель изобразительного искусства МКОУ «Старковская средняя общеобразовательная школа»
«Функциональная грамотность в рамках занятий на внеурочной деятельности»
«В каждом ребёнке дремлет птица,
которую нужно разбудить для полёта.
Творчество – вот имя этой волшебной птицы!»
Сухомлинский В.А.
Свой доклад я хочу начать с древней притчи, которая актуальна и в наше время.
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить всё, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
— «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
— «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» – добавил второй.
— «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нём чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
— Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочёл, а о том, что понял».
— Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
— Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Мудрости учителя можно позавидовать. В своей деятельности он применил следующие приёмы: самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний. Учитель понимал, что
— самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
— «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
— умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» — о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, и, чтобы уверенно ориентироваться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Поэтому главная цель образования – функционально-грамотная личность. Личность, которая способна использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
Формирование функциональной грамотности в школе, как правило, ведётся по следующим направлениям:
читательская,
математическая,
финансовая,
естественно-научная,
креативное мышление.
Для того чтобы у детей процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно и последовательно, мной разработаны программы внеурочной деятельности по таким направлениям : художественное – « Волшебная палитра», «Ручное творчество», «общекультурное – «Природа и творчество».
На занятиях во внеурочной деятельности «Волшебная палитра», «Ручное творчество» дети знакомятся с различными приёмами и техниками изобразительного творчества:
- рисование;
- бумагопластика;
- батик;
- текстильное творчество;
- лепка;
- аппликация;
- коллаж;
- граттаж
Одной из основных задач учебного внеурочной деятельности является художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала. Неталантливых детей не бывает. Необходимо только с самого детства дать им возможность поверить в свои силы, почувствовать себя успешными. То, что заложено в детстве, определяет всю последующую жизнь человека. А. Маслоу считает, что развитие креативности может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству произведений искусства, сколько для создания хорошего человека.
В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода». Главным средством для выполнения творческой деятельности является особое творческое мышление -креативность. В основе понятия лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.
Креативность — это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей. Она характеризуется повышенной интеллектуальной активностью для использования возможностей сознания, предсознания и подсознания с целью нахождения более эффективного, оригинального способа решения проблемы.
В нашей жизни креативность проявляется как смекалка — способность смело и остроумно находить выход из безвыходной, иногда критической ситуации, используя крайне ограниченные средства и ресурсы.
У каждого человека уже с рождения есть и талант, и креативность, которые не является уделом отдельных людей, ученых, изобретателей, имиджмейкеров, рекламных специалистов. Их креативность – результат упорного труда над самим собой.
Дети неординарны, у них интересное видение мира. Но в процессе взросления на неординарность и непосредственность влияет общественное мнение, другие факторы окружающей среды и появляется шаблонное мышление. Творчество отодвигается на второй план и человек начинает только воспроизводить и копировать уже имеющиеся шаблоны.
Такая деятельность никакой ценности для общества не представляет, люди не получают ресурсов для достижения личных целей. Личность остается незамеченной и не признанной.
Занятия по внеурочной деятельность позволяют развивать такие креативные способности, как:
- Беглость – это способность генерировать большое количество идей в единицу времени а уроке. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее. Ребенок должен научиться быстро определиться с замыслом рисунка, решить композицию, сделать набросок, сделать рисунок, подобрать и сочетать цвета всего за 45минут урока за вычетом других видов учебной деятельности.
- Оригинальность — это способность генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от уже известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей. Оригинальность рисунка – создание рисунка самостоятельно, с применением собственного воображения, без копирования и заимствования.
- Гибкость — это способность использовать различные способы для генерации оригинальных идей и быстро переключаться между способами и идеями. Это способность ученика корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности выполнения рисунка.
- Открытость — это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов. Наблюдается стремление ребенка к открытию новых знаний, высокая мотивация к изобразительной деятельности. Здесь немаловажна роль учителя в подборе уникального материала к уроку.
- Восприимчивость — это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность. Уроки ИЗО позволяют детям находить необычное в обычном, простое в сложном и обсуждать это с учителем и одноклассниками.
- Образность – это способность генерировать идеи в виде единых, цельных мысленных образов. Чувственное познание мира, кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей не вызывает затруднений. Они могут нарисовать шуршание под ногами осенней листвы, звон хрустального колокольчика, касание бабочки к своей руке; изобразить горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветра, в то время, когда у взрослого человека, деятельность которого напрямую не связана с творчеством, эта способность просто отсутствует. Умение восхищаться красотой окружающего мира вовсе не одно и тоже с умением изобразить это выразительным средствами на бумаге.
- Абстрактность — это способность генерировать общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей. Имея развитое воображение, ребенок может представить себе и нарисовать нечто отвлеченное от конкретных образов, что-то неопределённое, непознанное и загадочное, которое может представить только он сам.
- Детальность — это способность детализировать рисунок до понимания каждого его элемента. Позволяет разбивать рисунок на части, анализировать их до тех пор, пока не станет ясны его мельчайшие элементы. Чем сильнее детализирован рисунок, тем больше конкретной информации предоставляется зрителю. Чем меньше детализация рисунка, тем большая свобода для фантазии предоставлена зрителю.
- Вербальность — это процесс разбиения единой, образной идеи на отдельные компоненты и выделение существенных частей. Позволяет прояснить структуру проблемы и связи между ее элементами и обмениваться этой информацией с другими для совместного решения проблемы.
- Стрессоустойчивость – это способность действовать и генерировать идеи в новой, необычной, неизвестной ранее окружающей среде.
Какие же методы и приёмы я использую для развития функциональной грамотности?
-Групповая форма работы
-Игровая форма работы
-Творческие задания
-Практическая работа
-Ролевые и деловые игры
-Исследовательская деятельность
-мастер-класс,
-дискуссия, обсуждение.
Таким образом формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.



