Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Минакова Татьяна Александровна

Учитель изобразительного искусства

МКОУ «Старковская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области

«Творчество без границ: как развивать индивидуальность ученика на уроках изобразительного искусства»

 

«Творчество без границ: как развивать индивидуальность ученика на уроках изобразительного искусства»

 

   Современное общество ставит перед преподавателем изобразительного искусства задачу творческого развития личности ученика в новых информационных условиях, способного к эстетическому освоению мира, ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

 

   Концепция модернизации образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

 

   Социально-педагогическая миссия учителя состоит в удовлетворении образовательных запросов учащихся и их родителей, создании условий для социальной адаптации подрастающего поколения.

 

Цель моей работы:

 

Создание условий для развития обучающихся, мотивированных к активной познавательной учебной деятельности; развитие их индивидуальных и познавательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности в конкурентном, информационном мире.

 

Задачи преподавания:

 

  1. Овладение учащимися элементами художественно – творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, юного художника.

 

  1. Использование полученных знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

 

  1. Развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся.

 

  1. Развитие пространственного воображения и образного мышления.

 

  1. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей и раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.

 

  1. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.

 

  1. Формирование навыков работы с информацией.

 

  1. Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.

 

  1. Воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство, уважающего традиции и культуру других народов.

 

В своей работе я стараюсь формировать креативные способности обучающихся для достижения ими новых образовательных результатов освоения изобразительного искусства (личностных, метапредметных и предметных).

 

Формирование разносторонней творческой личности ребенка потребовало от меня внедрение в образовательный процесс новых педтехнологий, отбор форм и методов урока в соответствии с целями и задачами преподавания изобразительного искусства.

 

Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности:

 

1) Иформационно — коммуникационные технологии

 

Информационная культура, которая является одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность.

 

Для меня ИКТ на уроках ИЗО, это возможность:

 

— рационально организовать и активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

 

— сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

 

— вовлечь в процесс активного обучения категории детей с низкой мотивацией;

 

-использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

 

Практический опыт убеждает, что использование информационных технологий позволяет достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.

 

Игровые технологии

 

игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках ИЗО, в начальной школе, в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность решить следующие задачи:

 

  1. дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

 

  1. развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

 

  1. воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

 

  1. социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества)

 

Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства:

 

— дидактическую цель ставлю перед учащимися в форме игровой задачи;

 

— учебную деятельность подчиняю правилам игры;

 

— учебный материал использую в качестве ее средства;

 

— успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом

 

Уроки изобразительного искусства для многих младших школьников являются самыми любимыми в школе. Я стремлюсь сделать свои уроки для каждого ребёнка яркими, интересными и побуждающим к самостоятельному творчеству. Каждый урок искусства должен быть не похожим на предыдущий.

 

Приобщая ребенка к искусству я показываю ему красоту окружающего мира, приобщаю его к культурному наследию нашей Родины, воспитываю в нем уважение к традициям и культуре других народов, развиваю способности к художественному творчеству, к созданию на доступном уровне выразительного художественного образа в различных видах искусства.

 

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. В 1 классе происходит первичный опыт работы с художественными материалами, пятно, объем, линия, цвет – основные средства изображения. Во 2 классе ребята узнают выразительные возможности красок – акварели и гуаши, аппликации, графических материалов: цветных карандашей, мелков, пастели, фломастеров, цветных ручек; бумаги. Обучающиеся учатся различать основные (красный, синий, желтый) и составные цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый), теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета. Для детей целым открытием является то волшебство, когда при смешении двух цветов появляется третий цвет (составной). А использование белой и черной гуаши, при котором все яркие цвете становятся светлыми воздушными или темными мрачными.

 

Технологии творческого проектирования

 

формирут активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивает общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формирует не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; развивает познавательный интерес учащихся; реализует принцип связи обучения с жизнью

 

— самостоятельно и охотно обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников;

 

— учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных задач;

 

— приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

 

— развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

 

— развивают системное мышление.

 

Многообразие видов деятельности (рисование по памяти, по памяти и представлению, с натуры, рисование на темы, иллюстрирование, декоративная работа, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и окружающем мире и т.д.) и форм работы с учениками (индивидуальная, групповая, фронтальная) стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

 

Уроки искусства способствуют снятию нервно – психологических перегрузок, помогают восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся.

 

Деятельность человека, результатом которой является ни воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий является творческой. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

 

С помощью воображения мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок сочиняет и фантазирует, сочетая реальное с воображаемым.

 

Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, а также развитие и активизация речи, передача на бумаге мысленного образа.

 

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

 

Индивидуальную работу с учащимися я веду так, чтобы все учащиеся, в особенности те ребята у которых не все получается, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от учеников наиболее успешно выполняющих творческую работу. Научить ребенка работать самостоятельно, с полной отдачей сил и создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

 

Развивая индивидуальные способности, склонности и интересы каждого учащегося с учетом их возможностей; направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность, которую обучающиеся демонстрируют на выставках и конкурсах детских работ.

 

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от учителя особого внимания. Общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с одноклассниками творчества.

 

Используемая литература:

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. – М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.

 

  1. Бондарева С.А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. — Волгоград: Учитель, 2010.

 

  1. Павлова О.В. Изобразительное искусство: обучение приемам художественно – творческой деятельности. — Волгоград: Учитель, 2008

 

  1. Пожарская А.В. Изобразительное искусство. 2 – 8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков. — Волгоград: Учитель, 2011.

 

  1. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.