автор: Минакова Татьяна Александровна
Учитель изобразительного искусства
МКОУ «Старковская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области
«Творчество без границ: как развивать индивидуальность ученика на уроках изобразительного искусства»
«Творчество без границ: как развивать индивидуальность ученика на уроках изобразительного искусства»
Современное общество ставит перед преподавателем изобразительного искусства задачу творческого развития личности ученика в новых информационных условиях, способного к эстетическому освоению мира, ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Концепция модернизации образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Социально-педагогическая миссия учителя состоит в удовлетворении образовательных запросов учащихся и их родителей, создании условий для социальной адаптации подрастающего поколения.
Цель моей работы:
Создание условий для развития обучающихся, мотивированных к активной познавательной учебной деятельности; развитие их индивидуальных и познавательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности в конкурентном, информационном мире.
Задачи преподавания:
- Овладение учащимися элементами художественно – творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, юного художника.
- Использование полученных знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
- Развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся.
- Развитие пространственного воображения и образного мышления.
- Создание благоприятных условий для развития одаренных детей и раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.
- Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.
- Формирование навыков работы с информацией.
- Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.
- Воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство, уважающего традиции и культуру других народов.
В своей работе я стараюсь формировать креативные способности обучающихся для достижения ими новых образовательных результатов освоения изобразительного искусства (личностных, метапредметных и предметных).
Формирование разносторонней творческой личности ребенка потребовало от меня внедрение в образовательный процесс новых педтехнологий, отбор форм и методов урока в соответствии с целями и задачами преподавания изобразительного искусства.
Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности:
1) Иформационно — коммуникационные технологии
Информационная культура, которая является одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность.
Для меня ИКТ на уроках ИЗО, это возможность:
— рационально организовать и активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
— сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
— вовлечь в процесс активного обучения категории детей с низкой мотивацией;
-использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Практический опыт убеждает, что использование информационных технологий позволяет достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.
Игровые технологии
игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках ИЗО, в начальной школе, в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность решить следующие задачи:
- дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
- социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества)
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства:
— дидактическую цель ставлю перед учащимися в форме игровой задачи;
— учебную деятельность подчиняю правилам игры;
— учебный материал использую в качестве ее средства;
— успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом
Уроки изобразительного искусства для многих младших школьников являются самыми любимыми в школе. Я стремлюсь сделать свои уроки для каждого ребёнка яркими, интересными и побуждающим к самостоятельному творчеству. Каждый урок искусства должен быть не похожим на предыдущий.
Приобщая ребенка к искусству я показываю ему красоту окружающего мира, приобщаю его к культурному наследию нашей Родины, воспитываю в нем уважение к традициям и культуре других народов, развиваю способности к художественному творчеству, к созданию на доступном уровне выразительного художественного образа в различных видах искусства.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. В 1 классе происходит первичный опыт работы с художественными материалами, пятно, объем, линия, цвет – основные средства изображения. Во 2 классе ребята узнают выразительные возможности красок – акварели и гуаши, аппликации, графических материалов: цветных карандашей, мелков, пастели, фломастеров, цветных ручек; бумаги. Обучающиеся учатся различать основные (красный, синий, желтый) и составные цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый), теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета. Для детей целым открытием является то волшебство, когда при смешении двух цветов появляется третий цвет (составной). А использование белой и черной гуаши, при котором все яркие цвете становятся светлыми воздушными или темными мрачными.
Технологии творческого проектирования
формирут активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивает общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формирует не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; развивает познавательный интерес учащихся; реализует принцип связи обучения с жизнью
— самостоятельно и охотно обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников;
— учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных задач;
— приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
— развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
— развивают системное мышление.
Многообразие видов деятельности (рисование по памяти, по памяти и представлению, с натуры, рисование на темы, иллюстрирование, декоративная работа, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и окружающем мире и т.д.) и форм работы с учениками (индивидуальная, групповая, фронтальная) стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Уроки искусства способствуют снятию нервно – психологических перегрузок, помогают восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся.
Деятельность человека, результатом которой является ни воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий является творческой. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
С помощью воображения мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок сочиняет и фантазирует, сочетая реальное с воображаемым.
Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, а также развитие и активизация речи, передача на бумаге мысленного образа.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальную работу с учащимися я веду так, чтобы все учащиеся, в особенности те ребята у которых не все получается, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от учеников наиболее успешно выполняющих творческую работу. Научить ребенка работать самостоятельно, с полной отдачей сил и создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Развивая индивидуальные способности, склонности и интересы каждого учащегося с учетом их возможностей; направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность, которую обучающиеся демонстрируют на выставках и конкурсах детских работ.
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от учителя особого внимания. Общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с одноклассниками творчества.
Используемая литература:
- Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. – М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Бондарева С.А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. — Волгоград: Учитель, 2010.
- Павлова О.В. Изобразительное искусство: обучение приемам художественно – творческой деятельности. — Волгоград: Учитель, 2008
- Пожарская А.В. Изобразительное искусство. 2 – 8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков. — Волгоград: Учитель, 2011.
- Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.



