автор: Милютина Наталья Александровна
Воспитатель
МАДОУ детский сад 65
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
Не секрет, что каждому из нас хотелось бы, чтобы дети умели выразительно читать стихи, но зачастую это получается не всегда. Учить ребёнка выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда он только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно сначала самому взрослому выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись в дальнейшем на выразительности чтения.
Очень часто перед праздником просто необходимо выучить с ребёнком стихотворение, но он не соглашается учить его под разными предлогами. Дети могут называть разные причины своего нежелания: «мне скучно», «я устал», «я хочу играть». При этом причина нежелания ребёнка кроется в том, что ежедневно дети получают огромный объём новой информации, которую нужно запомнить и их мозг пытается защититься от перегрузки.
В первую очередь, надо с ребёнком договориться. «А знаешь, — говорим мы, давай поиграем в замечательную игру, называется она – «Маленький художник». В наше издательство принесли стихотворение и попросили нарисовать к нему рисунок. Попробуем это стихотворение проиллюстрировать? Послушай, я тебе его сейчас прочитаю, называется стихотворение «Божья коровка»». После этого практически каждому ребёнку захочется стать художником. И мы начинаем читать нужное нам стихотворение, а после прочтения, вместе с ребёнком зарисовываем его в таблицу:
Точка, точка, (нарисовали две точки)
Два крючочка – (нарисовали два крючка)
Это лапки у жука. (нарисовали жука с лапками)
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка. (нарисовали два лепесточка)
Справа – точка, слева – точка, (нарисовали жука с точками)
В чёрных крапинках бока. (нарисовали жука с точками)
Я подую на жука – (нарисовали жука и ветерок)
Улетай за облака! (нарисовали жука в облаках)
Словно красный вертолёт,
Прямо в небо он уйдёт. (нарисовали красный вертолёт )
Итак, таблицу к стихотворению мы нарисовали, что же делаем дальше? После того, как таблица нарисована, нужно побеседовать с ребёнком о содержании стихотворения, выяснить его основную мысль, объяснить новые и непонятные слова. Затем взрослый повторно читает стихотворение по строкам, а ребёнок рассказывает следом за взрослым эти строки с опорой на мнемотаблицу. В конце ребёнок должен рассказать стихотворение полностью, опираясь на мнемотаблицу. Вот таковы этапы работы над стихами по мнемотаблицам.
При заучивании данного стихотворения мы использовали приём мнемотехники.
А что такое мнемотехника и когда о ней стало известно?
Мнемотехника – это система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных зрительных ассоциаций.
Приёмами мнемотехники люди пользовались ещё с древних времён. Например, рисунки древних людей на стенах пещер, на камнях. А вот термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Всем хорошо известен Юлий Цезарь и тот факт, что он обладал феноменальной памятью, а ведь его память — это тоже результат мнемотехники. [4, c.2]
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника.
Опираясь на ведущий вид детской памяти – зрительной, мы стараемся использовать при заучивании стихов мнемотаблицы и отдельные картинки по содержанию стихотворения, так как зрительный образ является сотрудником в деле обучения детей заучиванию стихов. [1, c.84]
При работе над стихами символами мы можем заменить почти каждое произносимое слово. Опорные картинки должны быть яркими и узнаваемыми детьми.
Начинается работа по знакомству детей с приёмом мнемотехники с мнемоквадратов. Например, даётся слово «солнце», его символическое обозначение. Дети понимают постепенно, что значит «зашифровать слово», то есть нарисовать схему предмета в квадрате. Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. На мнемодорожках изображаются словосочетания или небольшие предложения. И позже мы переходим к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Для детей младшего дошкольного возраста нужно давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: цыплёнок – жёлтый, река – синяя, ёлка – зелёная.
В старшем дошкольном возрасте можно давать детям уже не цветные, а чёрно -белые мнемотаблицы для того, чтобы у детей было более развитое воображение.
Для изготовления картинок-схем к стихам не требуется быть художником, любой в состоянии нарисовать простейшие символические изображения предметов и объектов к стихотворению. Самое главное, чтобы нарисованное было понятно ребёнку.
Хотелось бы добавить, что если в младшем дошкольном возрасте детям предлагаются готовые мнемотаблицы, то в старшем дошкольном возрасте дети могут нарисовать таблицу к стихотворению самостоятельно.
Выбирая стихи для детей необходимо придерживаться следующих правил:
- Не следует заучивать с детьми стихи хором, лучше проводить работу в индивидуальном порядке.
- Для заучивания рекомендуются короткие стихи.
- Необходимо подбирать стихи с учётом индивидуальных особенностей детей.
- Системность работы. Учить стихи с детьми следует не от случая к случаю, а как можно чаще.
- Не требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии.
- Стихотворение должно быть простым и с чётким ритмом. [2, c.159]
Но нам же хочется, чтобы ребёнок не просто монотонно рассказывал выученное им стихотворение, а читал его выразительно. В этом нам помогут приемы обучения выразительному чтению стихов.
Анализируя все рассмотренные способы, методы, требования к заучиванию, можно выделить основные позиции при проведении занятия по выразительному заучиванию стихов с детьми дошкольного возраста:
- Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа).
- Выразительное прочтение стихотворения взрослым. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности
- Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, помогающие понять поэтическую форму и средства выражения.
- Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.
- Воспроизведение стихотворения детьми.
Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме).
- Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки. [3, c.56]
Существуют ещё приемы для лучшего запоминания стихов:
-игровые (стихотворение А. Барто «Грузовик» читается и обыгрывается с грузовиком и игрушечным котёнком;
-проговаривание детьми рифмующегося слова;
-чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
-частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четверостишие. -драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
-воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского)
Одним из важных аспектов при развитии выразительности при чтении стихов является интонация. Для того, чтобы научить читать стихи выразительно, важно, чтобы дети научились улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного чтения.
Можно выделить следующие виды интонации: выразительная, повествовательная, восклицательная.
Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоций.
Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, наоборот, предполагает повышение тона в конце предложения.
Что касается интонации перечисления, то она используется в предложениях с перечислением. При этом тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.
Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить спокойный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, прибегают к рифмованным пословицам.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда
Без сучка, без задоринки.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь!
Ребёнку предлагается поиграть в игру «Начало и конец». Пословица делится на две части, к ней подбираются соответствующие иллюстрации. Взрослый предлагает начало пословицы, а конец должен найти ребёнок. Таким образом, он видит, что в конце первой части мы делаем паузу.
Выразительно читать с детьми можно всё: от стихов до математических примеров. Ведь это исключительно творческий процесс. Используя темп и ударения, нараспев или чеканя словесный шаг, в любом случае ребёнок должен видеть в тексте места пауз, где нужно передохнуть и остановиться.
Заучивание стихов с детьми наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, как и музыка, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, успокаивает его, что очень важно в современном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Поэзия дает возможность насладиться красотой слова.
Благодаря нашей работе по заучиванию стихов с использованием мнемотаблиц, мы достигли следующих результатов: у детей появился интерес к стихам и желание их заучивать; словарный запас детей расширился вследствие работы над содержанием стихотворения; дети преодолели застенчивость, перестали бояться выступать перед зрителями, начали активно принимать участие в конкурсе чтецов; а некоторые дети стали принимать участие даже в Городском фестивале художественного творчества «Музыкальный серпантин».
Список использованной литературы:
- Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. 2-е изд. — М.: 1984. С.84
- Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя: пособие для учащихся педагогических училищ и учителей начальных классов школы. — М.: Просвещение, 1965. С.159
- Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. — М., 1981.С.56
- Козаренко В.А. Что такое мнемотехника?: учебник. – М.: 2007. С. 2



