Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Мешкова Светлана Александровна

учитель русского языка и литературы, классный руководитель МБОУ Гимназия №6 города Междуреченск, Кемеровской области

Индивидуализация как путь к успешному профессиональному самоопределению (из опыта работы)

Индивидуализация как путь к успешному профессиональному самоопределению

(из опыта работы)

Сегодня в российской системе образования, безусловно, происходят серьезные изменения: ярко прослеживаются тенденции к открытости и вариативности образовательных моделей, во главу угла становятся такие дидактические принципы, как непрерывность, вариативность, индивидуализация.

Как отмечает Т.М. Ковалева, для реализации принципа индивидуализации на уровне каждого учащегося самому школьнику необходимо овладеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в свою собственную образовательную программу.

Мы согласны также с М.Ю. Чередиловой и М.В. Булановым, которые считают, что индивидуализация в образовании:

  • со стороны обучающегося — движение по индивидуальной образовательной программе (ИОП), способность определять цели и средства своего движения, осуществлять контроль, оценку и рефлексию.
  • со стороны образовательной организации — создание условий для построения и реализации обучающимся ИОП.

И добавляем, что индивидуализация невозможна без третьей стороны (составляющей):

  • со стороны тьютора – сопровождение обучающегося, помощь и поддержка ему в его индивидуальном образовательном маршруте.

Несмотря на то что мы стали опорной площадкой «Индивидуальный образовательный маршрут на основе личностной ориентации обучающихся в условиях перехода на ФГОС общего образования» КРИПКиПРО в 2014 году, в настоящее время приходит понимание, что предпосылки и даже сама работа по данному направлению были в нашем образовательном учреждении уже давно.

В 2007 году в гимназии был реализован проект «Самоопределение», в лидерскую группу которого вошли обучающиеся моего гуманитарного класса. Там было много ярких, талантливых ребят, но для нескольких из них я уже тогда стала тьютором, хотя такого термина ещё в нашей учительской среде не было, как не было и Федеральных государственных образовательных стандартов. Однако в это время я оформляла свою систему работы «Диалоговое обучение как средство воспитания творческой, духовно-нравственной личности, способной к успешной самореализации в обществе». Для достижения поставленной цели, заявленной в названии системы работы, решались следующие задачи:

  • Создавать развивающую образовательную среду, направленную на нравственную самоактуализацию личности.
  • Организовывать учебное исследование для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.
  • Формировать коммуникативную культуру.
  • Сохранять физическое и психологическое здоровье.
  • Воспитывать патриотические чувства на основе осознания ценности своего культурного наследия и уважения культуры других народов.

Были определены базовые (ключевые) компетентности:

  • креативность;
  • умение находить и применять нужную информацию в различных ситуациях;
  • коммуникабельность;
  • способность к самостоятельному и инициативному решению проблем;
  • готовность постоянно учиться новому.

Для формирования данных компетентностей были определены необходимые условия:

  • Деятельностный характер обучения.
  • Самостоятельность в определении цели и контроля на пути её достижения.
  • Критериальность оценивания деятельности.
  • Продуктивная групповая работа.

В процессе работы на уроке и во внеурочном пространстве обучающиеся моего класса, во-первых, самоопределялись в цели своей деятельности, во-вторых, определяли понятия и методы, позволяющие достичь поставленную цель, в-третьих, работали с текстом (поскольку я учитель русского языка и литературы, руководитель творческого объединения «Основы журналистики»), в-четвертых, обобщали результаты своей работы, и наконец, проводилась рефлексивная работа по наиболее эффективным способам достижения цели и постановки новых творческих задач.

Внеурочное пространство было организовано через профильные гуманитарные школы, сотрудничество с преподавателями вузов, СМИ, творческое объединение «Основы журналистики» (выпуск школьной печатной газеты «Универс»), исследовательскую деятельность, проект «Самоопределение», ШКОЛУ АКТИВА «Самоопределение».

В этом образовательном пространстве многие мои воспитанники попробовали себя в различных видах деятельности. Мест для демонстрации их успешности в гимназии создано было достаточно. Помимо школьной печатной газеты «Универс», где, безусловно, размещались их творческие работы, мы взяли ответственность за городской конкурс сочинений «Любимый город» (в 2005 году наш гимназист победил в этом конкурсе с очерком о С.Ф. Вензелеве, бывшем председателе исполкома Междуреченска, и в скором будущем гимназии было присвоено имя Почетного гражданина города, удивительного человека, внесшего неоценимый вклад в развитие промышленности, культуры, спорта и образования), и с 2007 года издавали сборники творческих работ указанного конкурса, понятно, что работы наших обучающихся, воспитанных в представленной выше системе, занимали там достойное место. Неоднократного победителя этого конкурса Марка П. в гимназии до сих пор помнят. Он был и режиссером школьных спектаклей и театрализованных представлений школьных образовательных событий («Посвящение в старшеклассники», «День гимназии», «Театральные подмостки», «Самый лучший Новый год», «День победы» и др.), и редактором-корреспондентом пресс-центра гимназии, и лидером школьного самоуправления, и ведущим городского радио, когда приглашались школьники для проведения молодежных или праздничных программ. Кроме этого Марк ежегодно участвовал во всероссийской олимпиаде школьников по литературе, дважды становился призером муниципального этапа, систематически занимался учебным исследованием, становясь победителем и призером городских научно-практических конференций «Первые шаги в науку» и «Мое открытие» в секциях «Литература» и «Литературное творчество».  

Нет необходимости объяснять, что обучающийся самостоятельно выбрал свой образовательный маршрут, поставил цель, определил задачи, оформил мне (как учителю русского языка и литературы, тьютору) запрос на его сопровождение. Понятно, что работа с текстом немыслима без анализа, рефлексии, критериальности, творческого нестандартного мышления, кропотливой, систематической работы, нацеленной на глубокое (глубинное) понимание текстов великих мастеров слова и оттачивание собственного мастерства: литературная огранка идей, мыслей, поиск новых символов и многое другое). И ведь кроме всего этого необходимо быть успешным по другим предметам, сдать ЕГЭ на высокие баллы, потому что Марк был убежден, что будет заниматься творческой деятельностью, но только после того как получит качественное образование в Санкт-Петербурге. Сначала юноша решил, что свяжет свою жизнь режиссурой, и, успешно сдав экзамены, отправился в город на Неве участвовать в конкурсном творческом отборе. И это испытание было выдержано достойно. Марк поступил в Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. Первоначальные разговоры московских и питерских однокурсников, что такие высокие баллы по русскому языку и литературе можно получить только посредством списывания, сменились уважением и некоторым сочувствием к кузбассовцу (мол, если всё это честным трудом, то, когда ты просто жил, получая удовольствие). А Марк учился, трудился и получал удовольствие как в родном доме, гимназии, так и в Северной столице, в университете. Два года при любых возможностях его бывшие одноклассники летали в Санкт-Петербург к школьному другу, восхищались его насыщенной жизни («Днем учится, а каждый вечер часов до двух-четырех репетирует различные роли: от великих людей, до ничтожной вещи!») Но Марк, привыкший всё делать добросовестно, на высокой уровне, оставит университет кино и телевидения, перейдет на факультет журналистики. Объяснит он это просто: «Не хватило сил, чтобы одинаково хорошо выкладываться и на занятиях днем, и на репетициях и капустниках в вечерне-ночное время». Сейчас Марк учится, работает и организовывает творческие встречи молодых поэтов, бардов, сам пишет стихи и рассказы.

Думаю, что наше образовательное учреждение, в котором учился Марк с 2007 до 2011 года, ещё до Федеральных государственных образовательных стандартов, сумело обеспечить качественное сопровождение его собственного индивидуального образовательного маршрута и успешную профессиональную самореализацию.

В сентябре 2011 года я взяла новых пятиклашек. Они пришли уже в восьмой класс, когда мы серьезно задумались о более научном подходе к индивидуальному образовательному маршруту (ИОМ) и индивидуальной образовательной программе (ИОП) для каждого одаренного ребенка, тьюторском сопровождении.  

Решая проблему внедрения ФГОС ООО во внеурочной деятельности, была разработана программа «Школьная газета». Цели, задачи, содержание программы, на наш взгляд, полностью соответствуют новым требованиям.

      Программа обеспечивает реализацию задач ФГОС ООО:

  • формирования образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности,
  • создания необходимых условий для её самореализации;

—  выявления и развития способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики;

— организации проектной деятельности;

— участия обучающихся в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада.

В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа внеурочной деятельности «Школьная газета» имеет тесную связь с предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования. В частности, в изучении предметных областей «Филология» и «Русский язык», лежащих в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичностей, позволяющих понимать, быть понятым, выражать свои внутренние побуждения.

Программа способствует:

— осознанию взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

— обогащению активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

— совершенствованию видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективному владению разными учебными предметами и взаимодействию с другими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

— пониманию определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования.

     Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

— любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

— осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

— активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

— умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

— социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

— уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

— осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

— ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

   Все эти требования учтены в программе «Школьная газета». Через привлекательные для подростков, эффективные виды деятельности (игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досуговое общение, художественное, социальное, техническое творчество, совместная трудовая, социально-значимая деятельность, проектирование, дискуссии) достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, определенные в Федеральном государственном образовательном стандарте.  

  Данная программа создает условия для успешной социальной адаптации, так как её участники получают социально-значимый опыт, участвуют в практиках, способствующих формированию активной гражданской позиции и профессиональному самоопределению.

     Программа обеспечивает преемственность с основной образовательной программой начального общего образования, частью которой является междисциплинарная программа по формированию информационных компетентностей и навыков работы с текстом. Данное направление является ключевым в условиях гимназии как гуманитарного, языкового, образовательного учреждения.

Механизм формирования результата:

  • коммуникативные и организаторские способности формируются через специально организованную работу разновозрастных групп с последующим анализом личного вклада в решение поставленных задач;
  • организаторские и лидерские качества развиваются на занятиях психолого-педагогического тренинга общения;
  • предметные знания формируются через организованные беседы, лекции, презентации, самостоятельную поисково-исследовательскую работу, выполнение индивидуальных творческих заданий, подбор и систематизацию информации из различных источников;
  • профессиональные навыки по созданию и выпуску номеров школьной печатной газеты совершенствуются через тренинги практических умений.

Диагностика направлена на индивидуальное продвижение по уровням достижения результата каждого участника творческого объединения.

Уровни достижения результатов определены следующим образом:

I уровень:

  • знания по основам журналистики, видам речевой деятельности, жанровым особенностям журналистики, правилам сбора и обработки информации, работы с текстом, которые формируются на занятиях в творческом объединении;
  • умения через профессионально значимые пробы создавать творческий продукт для газеты.

II уровень:

  • знания, умения, опыт, полученные на первом уровне;
  • опыт переживания позитивного отношения к деятельности журналиста от общения с людьми разных возрастных групп, сфер деятельности;
  • формирование убеждения значимости нравственной системы ценностей в  деятельности человека.

III уровень:

  • знания, умения, опыт, убеждения, полученные и сформированные на первых уровнях;
  • опыт самостоятельных общественно-полезных действий по созданию печатной школьной газеты;
  • принятие ответственности за работу группы;
  • способность грамотно, профессионально слушать сторонников и оппонентов, отстаивать свою позицию, свои убеждения.

   Диагностика достижений первого уровня осуществляется методами наблюдения за активностью при выполнении заданий, целеполаганием каждого участника творческого объединения. Отслеживается количество творческих работ каждого подростка.

     На втором уровне фиксируется количество проб каждого члена творческого объединения в создании творческих работ, связанных со специальным общением с разными людьми.

     На третьем уровне отслеживаются:

  • профессиональные навыки журналиста (написание статей, обзоров, интервью; новостей школьной жизни; способность работать с большим объемом информации; уверенность в пользовании ПК);
  • коммуникативные и организаторские способности (методика КОС);
  • уровень воспитанности через педагогическую диагностику показателей.

     Программа «Основы журналистики» разработана для разновозрастной группы обучающихся     6-11 классов.

     Содержание курса охватывает достаточно широкий круг вопросов и видов деятельности: от изучения основ журналистики, работы с образцами текстов до самостоятельных опросов, интервью, верстки и выпусков номеров школьной печатной газеты.

           Содержание программы реализуется циклично. Результатом цикла является выпуск газеты один раз в месяц.

      Рабочий модуль представлен следующим содержанием учебно-тематического плана.

      Отличие по годам состоит в распределении ролей при подготовке номера между обучающимися, входящими в группу:

— гимназисты 6-7 классов являются в основном исполнителями и помощниками;

— восьмиклассники и девятиклассники организуют работу микрогрупп;

— обучающиеся 10-ых и 11-ых классов оказывают консультационную помощь обучающимся первого года обучения, проектируют газету, определяют содержание разделов, организуют обсуждение необходимых материалов с членами всей группы, распределяют ответственность, осуществляют контроль.

      Инновационность Программы состоит в организационной структуре, которая обеспечивает ежемесячный выпуск печатной газеты гимназии.

Если посмотреть на содержание занятий Программы, то становится понятно, что в них достаточно много различных форм деятельности: от бесед с получением новых знаний и презентациями личного опыта до коммуникативных игр, тренингов личностного и делового общения, отработки навыков практических умений, организации дискуссий, Круглых столов, творческих встреч, выпуска печатного номера газеты, анализа этой работы и постановки новых целей и задач.

На наш взгляд, обучающиеся, которые прошли курс «Школьная газета», освоили все три уровня, стали не просто успешнее (а эти ребята действительно добиваются высоких результатах в олимпиадах и конкурсах в предметных областях «Филология», «Русский язык», «Английский язык»), они стали способными строить свой образовательный маршрут, ставить цели и находить оптимальные пути, эффективные средства для их достижений.

У меня несколько таких особенных детей, но в 2015-2016 учебном году ИОП (индивидуальную образовательную программу) мы реализовывали с Анной З. (тогда она училась в 9 классе). Интерес к русскому языку и литературе у девочки был уже с 5-го класса, она была успешна в олимпиадах, конкурсах, НПК. Я думала, что она оформит запрос в образовательной программе на углубление и расширение знаний в этой области, на сопровождение её творческой литературной деятельности, а она объявила, что ей нужна помощь в личностном и профессиональном самоопределении.

   В начале учебного года было проведено анкетирование (заочное и очное) на формирование образовательного запроса обучающейся и её родителей. Мама девочки написала, что готова помочь своему ребенку в получении профессии филолога, лингвиста или переводчика. Анна на вопрос о выборе профессии не ответила, сообщила, что она ничего не знает про сферы своей будущей профессиональной деятельности, но убеждена, что у неё есть качества и умения, которые позволят ей быть успешной в профессии: трудолюбие, упорство, коммуникабельность, оптимизм, умении оценивать ситуацию.

Девятиклассница выбрала филологический профиль, гуманитарное направление при получении высшего образования. Родители поддержали выбор дочери. На момент опроса Анна хотела работать в линвистической и филологической школах, участвовать в олимпиадах по русскому языку, литературе, английскому языку, интеллектуальном конкурсе «Русский медвежонок», заниматься исследовательской деятельностью по литературе, достаточно высоко оценив уровень своих умений в данном направлении.

На основании анализа анкет, личных встреч, собеседований, уточняющих вопросов была составлена индивидуальная образовательная программа одаренного обучающейся 9 класса Анны З. Состоялось определение сферы профессиональной деятельности по гуманитарному направлению: переводчик, учитель. Мотивы выбора профессии – стремление помогать людям. Изучив рынок профессий, определив свои личные предпочтения, девочка сформировала четкое представление о видах профессионально значимой деятельности, знания требований профессии к качествам работника, востребованность выбранной профессии на рынке труда, представления о том, что дает эта профессия для осуществления жизненных планов. Было определено направление образовательного маршрута. Цель обучающейся: подготовка к успешному выбору профессии. Цель сопровождения: создание условий для эффективной профориентации (профессиям гуманитарного, филологического, лингвистического направлений). Задачи обучающегося: узнать рынок профессий, освоить умения действовать в экстремальных ситуациях, развивать волевые качества, совершенствовать коммуникативные умения. На глагол «обеспечить» Аня сказала, что ей необходима личная неприкосновенность, возможность работать самостоятельно, чтобы учителя не оказывали на неё давления, уважали её точку зрения, корректно и обоснованно снижали отметки.

Предполагаемый результат: успешный выбор профессиональной деятельности, вуза МЕЧТЫ, победы в НПК, ВОШ, повышение личностного статуса.

На протяжении учебного года наблюдала за Анной. Обучающаяся потрясающе работала при подготовке к творческому конкурсу «Театральные подмостки»: подготовила сценарий, организовала репетиции, работу над речью обучающихся, определила группу декораторов, чтецов, обыграла все детали. На занятиях подготовки к экзамену по литературе, аргументированно и корректно указывала на ошибки и недочеты в сочинениях сверстников, оказывала им консультационную помощь.

      В дальнейшем, на каком-то этапе 10 класса, Анна З. несколько снизила творческую активность (распределяя силы, большую часть посвящала учебной деятельности, этого требует программа 10 класса многих учебных предметов). Однако с начала 11 класса вновь стала проявлять активность и инициативу: приняла участие во всероссийском конкурсе сочинений (победила на городском этапе, её работа отправлена на региональный этап); возглавила творческое объединение «Школьная газета», разработала Положения о конкурсах сочинений, создала группу юных филологов, оформляла стенд, привлекая обучающихся к литературной деятельности.

    Улыбка не сходит с лица моей замечательной одиннадцатиклассницы, она говорит, что нашла вуз своей МЕЧТЫ.  Для поступления туда Анна сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов, по литературе – на 97, по английскому языку – на 96.     

Удачи тебе, Анечка! Как хорошо, что ты нашла свой вуз МЕЧТЫ! Как хорошо, что, находясь с тобой рядом (сопровождая), мы не навредили тебе, а предоставили возможность для твоих творческих проб, для принятия самостоятельных решений, для твоей личностной и профессиональной самореализации.