Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Метод позитивного убеждения

И человек не станет никогда
Иным, чем то, во что он страстно верит.
Максимилиан Волошин

Появлению и применению в дальнейшем этого метода предшествовал один случай… Моя дочь, Людмила Сергеевна, работала в то время учителем начальных классов в одной из школ города Нефтеюганска. О жизни ее подопечных я знала достаточно хорошо из ежедневных подробных рассказов за вечерним чаем. Радовалась успехам дочери и учащихся и искренне переживала, когда она приходила из школы расстроенная. Чаще всего это происходило из-за конфликтов двух мальчишек, назовем их Серёжа и Коля Порою эти ссоры заканчивались оскорблениями, а иногда дело доходило и до драки.

В ходе постоянных выяснений причину такого отношения ребят друг к другу установить так и не удавалось. На все расспросы мальчишки отвечали однозначно: «Он мне не нравится…». Как всегда в таких случаях с обоими проводилась беседа, или точнее, воспитательный монолог учителя. Не обходилось и без приглашения в школу родителей, после чего конфликт на какое-то время затихал.

Мне, педагогу с достаточно большим опытом работы с детьми, не давало покоя то, что мы не можем примирить двух десятилетних мальчишек…

Нужно сказать, что Людмила на протяжении всего учебного года вела фотолетопись жизни своего класса. Рассматривая дома фотографии, на некоторых из них мы увидели как Серёжа и Коля вместе с другими детьми после уроков чистят от снега дорожки в школьном дворе, находясь неподалеку друг от друга.

– Интересно, что они в это время думали друг о друге? – спросила я у дочери.

– Наверное, что-нибудь негативное, – вздохнув, ответила она.

– А ведь у тебя, как и у мальчишек, у их родителей, у ребят в классе сложился устойчивый стереотип об их отношениях, – сказала я и, подумав, добавила, – неплохо бы его изменить. Ну, хотя бы в наших головах.

Улыбнувшись, Людмила с некоторым недоверием произнесла: – Хорошо, давай попробуем.
-Предлагаю тебе побыть в образе Серёжи, а я буду Коля.

Далее мы обыграли примерно такой мысленный диалог ребят, договорившись говорить за героев только позитивное.

Серёжа: «Наверное, Коле нелегко сейчас. Вон сколько снега уже перекидал. Даже мой участок немного почистил. Все-таки он очень трудолюбивый и старательный…»

Коля: «А Серёжа несомненно очень сильный. Работает без отдыха. Терпеливый очень и аккуратный. Вон как чистенько убирает!»

Серёжа: «Я думаю, что Коля еще и заботливый, вчера после уроков первоклашкам помогал одеваться.»

Коля: «А как интересно Серёжа рассказывает!»

Ну, и так далее, с использованием тех выражений, которые отражали действительные события. И здесь мы поняли, что говорим о мальчишках только хорошее, впервые, пожалуй, за последний год. И сколько этого хорошего оказывается было в ребятах! Но, самое главное, мы сами начинали верить, что они могут относиться друг к другу иначе…

А как донести эти мысли до детей? Можно, конечно, было с ними опять говорить, пытаться объяснить, то есть использовать вербальные методы. И здесь мы решили пойти не совсем обычным путем.

Так как фотографий было много, следующим вечером оформили в классе большой коллаж. На фотографиях были изображены все учащиеся, участвующие в различных школьных мероприятиях, в том числе Серёжа и Коля, убирающие снег с дорожек. И у каждого(!) ребенка была своя вот такая выноска-облако , в которой была написана какая-либо фраза в зависимости от ситуации. На фотографиях наших героев тоже были выноски, в которых был впечатан тот мысленный диалог, составленный нами накануне…

Вряд ли стоит говорить, с каким нетерпением я ждала возвращения с работы Людмилы. Из рассказа о прошедшем дне я узнала, что мальчишки утром с интересом рассматривали свои фотографии, хмыкали, но открыто своих чувств не высказывали. А в течение дня и на переменах, и на уроках бросали любопытные взгляды, будто впервые увидели друг друга.

Мы решили продолжить развивать эту ситуацию и совместить, как говорится, полезное с приятным. К следующему дню были подготовлены благодарности некоторым ребятам за активное участие в делах школы. После окончания уроков дети по очереди выходили к доске, и Людмила Сергеевна рассказывала всему классу, за что вручается благодарственное письмо. Настала очередь и наших мальчиков. Людмила Сергеевна похвалила ребят и отметила, что они вместе убрали очень большое количество снега. Задача этого приема заключалась в том, чтобы изменить мнение одноклассников о взаимоотношениях Серёжи и Коли.

Через несколько дней заканчивалась вторая четверть. В классе намечалось родительское собрание. А потому решено было фотоколлаж не убирать. Пришли и мамы Серёжи и Коли. Как всегда настороженные, убежденные, что, в лучшем случае, хорошего о своих детях не услышат. Перед собранием, пока подходили опаздывающие родители, всем было предложено познакомиться с коллажем. С какой-то обреченностью разглядывали родители Серёжи и Коли фотографии учащихся класса до тех пор, пока мама Серёжи не увидела, те самые, на которых школьники убирали снег. Постепенно лицо ее посветлело, и глаза необычно заблестели. Она молча потянула за рукав маму Коли и показала на фотографии их сыновей… На родительском собрании они сидели вместе…. Но предстояло еще много работы.

Почему я вспомнила именно этот случай? Прошло несколько лет. У Людмилы в феврале этого года был юбилей. В гости с цветами и поздравлениями к ней как всегда забежали и её бывшие ученики. Среди них были, как не трудно догадаться, Серёжа и Коля. Сейчас это лучшие друзья. Вместе учатся в политехническом колледже…

Впоследствии мы неоднократно обращались к данному методу. И не только в работе, а уже в своей семье с внучками.

Основная идея этого метода заключается в изменении уже существующих негативных взглядов, мнений, убеждений. Можно возразить – это задача всего воспитания. Но, если внимательно, ознакомиться с приведенным примером, то можно увидеть, что изменение мнения или убеждения у конкретного человека возможно лишь при изменении мнений и убеждений окружающих его людей. И, следовательно, можно составить некий алгоритм такого метода. Во-первых, измени свое мнение об объекте воспитания на позитивное, проще говоря, найди в ребенке хорошее. Во-вторых, создай ситуацию для изменения мнения (убеждения) у ближайшего окружения. И, в-третьих, создай ситуацию для изменения мнения у самого ребенка. Все кажется простым, но часто затруднения связаны именно с созданием ситуаций.

Данный метод можно с успехом применять не только в конфликтных ситуациях, но и в изменении отношения у ребенка к себе.

Автор:
Макарова И.В.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 ЩМР МО