Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Технологическая карта урока географии

Автор Ретенгер Д.Г.
Предмет География    
Класс 5 класс
Тип урока Урок  новых знаний
Технология построения урока Системно-деятельностный подход
Тема Географические методы изучения окружающей среды.
Цель Создать условия, позволяющие учащимся сформировать общее представление о предмете география и методах изучения окружающей среды.
Задачи Образовательная  (формирование познавательных УУД):  в процессе самостоятельной  работы с разными источниками информации объяснять  существенные признаки понятий: «географический объект», «географические процессы и явления», приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий.Развивающая (формирование регулятивных УУД): анализировать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос,
использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей,
составлять определение понятиям, создавать обобщения.

Воспитательные (коммуникативные и личностные): организовать сотрудничество при работе в парах, выстроить  продуктивное взаимодействие  детей друг с другом, учить  детей  выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами на каждом этапе работы; побуждать их к осознанной деятельности с ориентацией на положительный результат в соответствии с поставленными целями.

Основные термины, понятия География, задачи и методы географической науки.
Планируемый результат
Предметные умения Регулятивные –

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Устанавливать основные приемы работы с учебником.

Работа с картой, сравнение современной карты с древними.

Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях.

Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт.  Работа с учебником, с атласом. Составление и анализ схем.

Познавательные –

Выявлять объекты изучения  географии.

Создание историко-географического образа объектов Земли.

Поиск информации по накоплению географических знаний.

Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте. Поиск информации о путешественниках.

Коммуникативные –

Самостоятельный анализ, умение слушать другого, работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

ПредметныеОпределять понятие « география». Выявлять особенности изучения Земли. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Различать природные и антропогенные географические объекты. Находить информацию ( В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.  Наносить маршруты путешествий на контурную карту.  Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО

Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО.  Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.

Организация пространства
Формы работы Ресурсы:
Фронтальная

Работа в  парах

Индивидуальная

Учебник,  атлас, настенная карта

Маршрутный лист ученика

Компьютер

Проектор

Интерактивная доска «Smart»

Дидактические задачи этапов урока

Основные этапы урока Дидактические задачи
Вызов Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление Мотивировать учащихся к  учебной деятельности, самостоятельному выполнению предложенных  заданий.

Создать условия для  успешного освоения  учебного материала,  выполнения    заданий на основе разных источников информации с последующей фиксацией результатов (заполнение таблиц, определение содержания понятий).

Добиваться осознанного восприятия  учащимися информации при работе с разными источниками

Научить учащихся  фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибок ил недочетов.

Рефлексия Создать условия для соотнесения полученного результата  и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать  ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный этап   (1мин)

Определение готовности учащихся к уроку

Учащиеся готовы к началу урока
II. Актуализация знаний, полученных  в начальной школе, как необходимое условие  успешного продвижения вперед  (1 + 5мин + 1мин)

Учитель предлагает  ответить на вопросы, определяющие уровень знаний учащихся о науке география.

Учащиеся  отвечают на вопросы, определяется  готовность продвигаться дальше
     III. Определение темы урока, постановка целей и задач, мотивационная  деятельность  учащихся (5 мин)

Учитель создает условия,  помогающие определить тему   и сформулировать  цели  урока

На этом  этапе  урока учащимся предлагается:

  • поработать с иллюстрациями
  • сформулировать вопросы для одноклассников
  • ответить на вопросы
  • определить тему урока
  • сформулировать цели урока (работа в парах)
  • соотнести их с общей целью
  • определить последовательность работы и её объем
  • установить способы фиксации результатов своей деятельности
    IV.  Организационно-познавательная работа (30 мин)

Учитель  исполняет  роль консультанта

На данном этапе урока учащиеся:

  • на основе текста параграфа выясняют, как называются основные задачи географии  и определяют их особенности (результатом работы является заполнение таблицы №1 стр. 6 учебника);
  • рассматривая и анализируя  рисунок как источник информации,  выясняют:
  • какие источники географической информации имеются;
  • какие  шаги усвоения материала необходимо пройти, чтобы достичь успеха;
  • используя текст параграфа, составляют определение понятий –География, задачи и методы географической науки.
  V. Подведение итогов урока  (3 мин)

Учитель предлагает учащимся  определить степень   достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность

На данном этапе урока учащиеся:

  • выясняют степень достижения поставленной цели
  • рефлексируют свою деятельность

           задают вопросы учителю по материалу урока

V. Домашнее задание  (2 мин)

Учитель обращает внимание на особенность домашнего задания (текст параграфа отработан, следовательно,  акцент необходимо сделать на работе в ТПО)

На данном этапе урока учащиеся:

  • записывают домашнее задание
  • обращаются к ТПО и выбирают задания для домашней работы
  • задают вопросы учителю по домашнему заданию