Автор: Меркулова Виктория Юрьевна

учитель начальных классов Тулунский район жд. ст. Шуба ул. Клубная д.2

Урок математики во 2 классе “Задачи с величинами “цена”, “Количество”, “стоимость”, УМК “Школа России”

Тема: Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Цели: 

  1. познакомить с новым типом задач; терминами “цена”, “количество”, “стоимость”; применять правило взаимосвязи цены, количества, стоимости,  выполнения упражнения для закрепления; совершенствовать вычислительные навыки. 
  2. развивать логическое мышление, воображение, внимание, математическую зоркость, вычислительные навыки; 
  3. учить формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы, планировать свою деятельность, рационально расходовать время на уроке;

 

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Метапредметные: 

регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют собственную деятельность, прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки; осознают качество и уровень усвоения знаний; 

познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, выделяют необходимую информацию; сравнивают, анализируют, делают выводы; 

коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; достаточно полно и четко выражают свои мысли; уважают всех участников образовательного процесса. 

Ход урока

  • Орг.момент
  1. Мин.чистописания 

(Уровень А. Написать все двухзначные числа, в которых  кол-во десятков на 4 больше кол-ва единиц. Уровень Б – написать их в порядке возрастания).

  • Стадия вызова

 

Устный счет – работа в группах (дети выполняют устные вычисления и получают слова: цена,  количество, стоимость)

– Расположив полученные результаты в порядке возрастания, вы получите ключевое слово.

5+5+5+5+5+5+5 35 а
7+7+7 21 е
3+3+3+3+3 15 ц
8+8+8+8 32 н

 

5*2 10 ч
3*2 6 л
2*4 8 и
7*2 14 с
2*1 2 к
2*6 12 е
2*2 4 о
8*2 16 т
2*9 18 в
10*2 20 о

 

50:10 5 т
70:7 10 и
9*10 90 ь
40:10 4 с
7*10 70 с
3*10 30 м
10*8 80 т
80:10 8 о
10*4 40 о

 

– Какие слова у вас получились? (цена, количество, стоимость)

– Есть ли связь между этими словами?

 

Прием «ключевые термины» – работа в парах

– Предположите и напишите, что означают слова «цена», «количество», «стоимость».

– Что у вас получилось? (зачитывают варианты ответов)

– Какое слово у вас вызвало затруднение?

1(предположение) 2 (после изучения темы)
Цена
Количество
Стоимость

 

– Как вы думаете, где будут встречаться эти величины?

– Какие цели мы поставим на урок? (решать задачи с величинами Ц,К,С, узнаем как связаны между собой эти единицы)

  • Стадия осмысления

 

А) Работа с таблицей – фронтально

Слайд

 

Цена Показывает сколько стоит 1 предмет
Количество Показывает сколько предметов нужно купить
Стоимость Сумма денег за весь товар

 

– Посмотрите на слайд, здесь приведена точная формулировка Ц, К, С.

– А теперь давайте вернемся к нашим таблицам и сравним, какие наши предположения оказались верными.

 

Микроитог

 

Б) Работа над задачей – фронтально. Первично читает хорошо читающий ученик.

Коля купил 10 карандашей, по 5 рублей каждый. Сколько  стоили все  карандаши?

 

Прием «Взаимоопрос»

– Прочитайте задачу еще раз самостоятельно, подготовьте вопросы друг другу.

 

– Задачи с такими величинами мы будем записывать в таблицу (показать на доске)

– Чтение задачи по частям, заполнение данных.

– Самостоятельное  решение задачи. 1 ученик за доской. Самоконтроль.

 

Микроитог

– Кто справился с заданием?

 

В) – Сейчас я предлагаю поработать в группе и решить задачи. Результатом вашей работы должен стать вывод о том, как вы находили неизвестную вам единицу.

 

Каждой группе дается по 2 задачи (1, 2 группе – на нахождение цены, 3, 4- количества, 5, 6-стоимости). 

По окончанию работы группа сверяет с образцом. Делает вывод (выкладываются формулы).

 

Задачи на нахождение цены

(1,2 группа)

Задачи на нахождение количества (3,4 группы) Задачи на нахождение стоимости (5,6 группа)
Мама купила 5 пирожков и заплатила 15 рублей. Сколько стоит 1 пирожок? Мама купила несколько пирожков по 3 рубля и заплатила 15 рублей. Сколько пирожков купила мама? Мама купила 5 пирожков по 3 рубля. Сколько стоили все пирожки?
Катя купила 6 карандашей и заплатила 12 рублей. Сколько стоит 1 карандаш? Катя купила несколько карандашей по 2 рубля и заплатила 12 рублей. Сколько карандашей купила Катя? Катя купила 6 карандашей по 2 рубля. Сколько стоили все карандаши?

 

Микроитог 

– Как найти стоимость? (С=Ц*К)

– Как найти цену? (Ц=С:К)

– Как найти количество? (К=С:Ц)

 

Г) Составление схемы

– Как выдумаете, какая величина будет самая большая? (стоимость)

– Попробуйте установить взаимосвязь между величинами.

– Добавьте знаки нахождения величин.

 

– Какую еще взаимосвязь можно установить? (с величинами)

  • Стадия рефлексия.

 

А) Прием «Перепутанные логические цепочки» – работа в парах (2 ученика за доской)

– В ваших конвертах находятся формулы по изученной теме, но они рассыпались. Соберите их.

С=          Ц*К               Ц=          С:К           К=            С:Ц

Самоконтроль

 

Б) Самостоятельная работа (дополнительно)

 

Цена Количество Стоимость Решение
5 руб. 3 шт. ?
3 руб. ? 12 руб.
? 6 шт. 18 руб

 

Самоконтроль с образцом

  • Итог урока

-Подведите итог урока (Я узнал…., я запомнил….., я повторил…)

– Какую цель ставили на урок?

– Как вы справились с целями?

 

Домашнее задание: с.83 № 5,6

Дополнительно – придумать для одноклассников  задачу на нахождение Ц,К,С

 

Выставление отметок.