автор: Медведева Ирина Викторовна

педагог-психолог МБОУ “СОШ №5” МО “ЛМР” РТ

Методическая разработка занятия “Выбор профессии в соответствии с типом темперамента”

Тема занятия «Выбор профессии в соответствии с типом темперамента»

Предмет «Психология», 9 класс.

Тип занятия: комбинированный.

Цели и задачи занятия:

  • формировать знания о влиянии природного фактора на профессиональное становление человека;
  • расширять знания об основах типов темперамента через собственные наблюдения;
  • соотносить своей тип темперамента с предполагаемым выбором будущей профессии;
  • развивать умения подбирать профессии под типы темперамента;
  • активизировать процесс рефлексии.

Оборудование: ПК – cлайды по теме (схема «Круг Айзенка»), доска, тестовые карточки, шапка, небольшие раздаточные листы.

Форма урока: групповая, индивидуально-фронтальная, практическая.

Методы и приемы: словесный, интроспекция, наглядный, проблемно-поисковый, практический.

Ожидаемые результаты:

  • расширение объема знаний об особенностях типов темперамента
  • помощь в профессиональном самоопределении через рефлексию
  • умение соотносить тип темперамента с особенностями профессии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I этап. Организационно-мотивирующий

Психолог: Добрый день!  Предлагаю начать занятие с приветствия. Партнеры по плечу улыбнитесь друг другу, покачивая головой, партнеры по лицу поприветствуйте друг друга как японцы. Улыбнитесь мне, я улыбнусь вам.

Слайд № 1 Успехов в учёбе

Менеджмент обучения по сингапурской системе предполагает посадку по четыре ученика за одним столом. Какие ассоциации у вас связаны с числом «4».

(Стихии, времена года, время суток, сторон света, 4 недели  в месяце, 4 океана). А еще 4 типа темперамента. Психолог: Известный немецкий психолог Вильгельм Максимилиан Вундт считал так «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, – холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком». (На слайде) (2 мин.) Как вы понимаете это высказывание? (Ответы учеников) Слайд № 2 Вундт

Слайд № 3 Темперамент

Слайд № 4 Типы темперамента

2 этап. Основной. (ТОКИН МЭТ, МИКС-ПЭА-ШЭА, ТАЙМ РАУНД РОБИН)

Психолог: Спасибо. У вас на столах лежат листы формата А-3. Участники под номером 2 запишите в центре листа тему «Влияние  темперамента на выбор профессии». В течение 15 секунд все подумайте. Затем все участники в течение 1 минуты одновременно запишите на листе максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине.

Колокольчик через 1 минуту.

Психолог: Встаньте, задвиньте стулья и перейдите от стола к  столу с целью установления взаимосвязей и формулирования вопросов по теме. Стрелками обозначайте связи между понятиями и записывайте вопросы. На эту работу отводится 1 минута.

Колокольчик через 1 минуту.

Психолог: Команды, возвращайтесь к своим столам, проанализируйте комментарии других учеников. Время на анализ и подготовку презентации ТОКИН МЭТ – 2 минуты.

Колокольчик через 2 минуты.

Психолог: Начинает команда №1. (1 минута)

Команды презентуют свои работы. (3 минуты)

Психолог: Как вы считаете,  обязательно ли при выборе профессии учитывать тип темперамента? Подумайте в течение 15 сек. Выскажите ваши мнения, используя структуру РАУНД РОБИН. Начинает участник под номером 2.

Поделитесь вашим мнением со всеми.

Ученики высказываются – 2 человека.

(2 минуты)

Психолог: Спасибо за ваши мысли. Выбор профессии в соответствии с типом темперамента – тема нашего занятия. (Слайд № 5 Выбор профессии)  Прежде чем выбирать профессию в соответствии с типом темперамента, нужно знать особенности своего темперамента. Кто из вас знает свой тип? Почему Вы так решили? Предлагаю провести самодиагностику. У вас на столах лежат листы Формула темперамента. Участник под номером 4, раздайте листы всем участникам, спасибо, все прочитайте внимательно инструкцию.

Составьте свою индивидуальную формулу темперамента. Вам в помощь калькуляторы.

Общее время на диагностику – 7 минут.

Колокольчик через 7 минут.

Психолог: Т= Тс+Тх+Тф+Тм

Теперь каждый из Вас знает, какое соотношение в нем каждого типа темперамента.

Психолог: Предлагаю повторить типы темперамента.

Слайд № 6 Формула темперамента

Участники под номером 1, раздайте остальным листы под названием «Типы профессий»

Подумайте все в течение 20 секунд, какие типы профессий подойдут людям с различными типами темпераментов.

Слайд № 7 Типы профессий

Поработайте индивидуально в течение 5 минут. Вам в помощь на столах лежат листы с описанием типов темперамента и названиями профессий. Запишите свои мысли на листочках.

Колокольчик через 5 (   ) минут.

Психолог: Встаньте, задвиньте стулья, возьмите листы со своими записями, начинайте двигаться под музыку. Когда музыка остановится – создайте пары.

Музыка остановилась.

Психолог: Используя структуру ТАЙМД-ПЭА-ШЭА, обсудите, какие профессии подойдут сангвиникам. Начинает тот, кто выше ростом. 30 секунд.

Слайд № 8 Сангвиники

Через 30 сек. – колокольчик. «Говорит второй участник»

Звучит музыка, участники двигаются.

Музыка остановилась.

Психолог:  Обсудите, какие профессии подойдут холерикам. Начинает тот, у кого светлее волосы. 30 секунд.

Слайд №9 Холерики

Через 30 сек. – колокольчик.  «Говорит второй участник»

Звучит музыка, участники двигаются.

Музыка остановилась.

Психолог: Обсудите, какие профессии подойдут меланхоликам. Начинает тот, кто ниже ростом. 30 секунд.

Слайд № 10 Меланхолики

Через 30 сек. – колокольчик. «Говорит второй участник»

Звучит музыка, участники двигаются.

Музыка остановилась.

Психолог: Обсудите, какие профессии подойдут флегматикам. Начинает тот, у кого больше пуговиц. 30 сек

Слайд №11 Флегматики

Через 30 сек. – колокольчик. «Говорит второй участник»

Спасибо, присаживайтесь на места.

Психолог:

Используя знания, полученные в ходе обсуждения, подберите наиболее подходящую для Вас профессию в соответствии с Вашей формулой темперамента.

Время на выполнение работы – 2 минуты.

Колокольчик через 2 минуты.

Обсудите результаты своего выбора, используя структуру РАУНД РОБИН, у каждого будет 20 секунд. Начинает участник под номером 1. 20 сек. – колокольчик, 20 сек. – колокольчик, 20 сек. – колокольчик, 20 сек. – колокольчик.

Психолог: Поделитесь вашими мнениями со всеми.

Участники высказываются – 2 человека.

3 этап – Заключительный. РЕФЛЕКСИЯ. (РЕЦЕПТ)

Психолог: Вы подобрали профессию для себя. Помогите другим. Составьте универсальный рецепт выбора профессии с учетом типа темперамента, используя полученный опыт. 2 минуты.

Колокольчик через 2 минуты.

Участники развешивают рецепты на доске, знакомятся с рецептами других участников.

Кто желает зачитать свой рецепт остальным?

Участники зачитывают рецепты. 2 человека.

Психолог: Желаю Вам всем выбрать любимую профессию и преуспеть в ней. К,Д, Ушинский сказал так: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». Желаю вам счастья. Спасибо всем за работу, возьмитесь за руки и дружно скажем: Слайд №12.

Наш девиз – не унывать!

Все пройти и все узнать!

 

 

 

 

 

 

СИНГАПУРСКАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ.

ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ.

Педагогика во все времена стремилась создать идеальную систему обучения, при которой ученики могли бы впитывать максимум знаний и навыков. И наш современный век технологий не исключение.

Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания. И все чаще в школах многих стран применяется сингапурская система обучения.

Описание сингапурской методики

Класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и шумно в своей среде его выполняют. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. Скучающих учеников на таких уроках не бывает.

По сигналу учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов.

Скажем просто: сингапурская методика представляет собой набор тезисов и формул, называемых в Сингапуре структурами, для более качественной проработки урока, основных обозначено тринадцать, но на самом деле их несколько десятков.

  1. МЭНЭДЖ МЭТ – управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться.
  2. ХАЙ ФАЙВ – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока или выдачи задания.
  3. КЛОК БАДДИС – «друзья по времени», выполнение группой конкретного задания за конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться.
  4. ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» – структура знакомства с классом и получения информации. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть.
  5. ДЖОТ ТОСТ – «запишите мысль» – оперативное выполнение задания в письменном виде, проговаривая его вслух. Сразу после анализ итогов.
  6. ТИК – ТЭК – ТОУ – развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами в схеме. Слова отлично заменяются числами, например.
  7. СТЕ ЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» – ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку. После обязательный общий анализ.
  8. КОНЭРС – распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам.
  9. СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ – структура, в которой все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку.
  10. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси – опроси – обменяйся карточками» – ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу.
  11. ТАЙМД ПЭА ШЭА – два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени.
  12. МИКС ПЭА ШЭА – произвольное смешение класса под музыку, образуя случайную пару, когда музыка заканчивается, и обсуждают тему в коротких ответах (РЕЛЛИ РОБИН) или в полных.
  13. МИКС ФРИЗ ГРУП – смешивание учащихся под музыку, когда она прекращается – замирают и создают группы, количество которых зависит от ответа на заданный вопрос.
  14. Время разминки – структура ТИМ ЧИР – веселое упражнение для поднятия настроения и духа, кричалка. Вдохнуть, стряхнуть, улыбнуться.

Достижения сингапурских структур

Многие учителя сталкиваются с отсутствием интереса к чтению и творчеству у современных школьников, а ведь это самый мощный инструмент в получении знаний по предмету и многостороннему развитию способностей. Сингапурская технология обучения на уроке увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую, активность учащихся.

Применение прогрессивных обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс и направить обучение в сторону групповых и парных форм работы с учениками.

Приемы сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.

Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов:

  1. Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
  2. Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».
  3. Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.
  4. Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет.
  5. У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.
  6. Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.