автор: Махмутова Гульнур Равкатовна

Воспитатель МАДОУ “Детский сад № 217 комбинированного вида”

Сценарий тематического занятия на тему «Лапти – лапоточки!»

Сценарий тематического занятия

на тему

«Ручной труд в детском саду для детей 4-5 лет»

 

Тема занятия «Лапти – лапоточки!»

 

Задачи: расширять представления детей о жизни русского народа в старину. Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским  сувенирам – лаптям, к русскому народному творчеству о них.

 

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках, заходит хозяйка (музыка №1), здоровается:

– Здравствуйте, рябятишки, девчонки и мальчишки! Я  – хозяюшка, рада встречи с вами. Пришла сегодня к вам в гости не просто так, а с подарком, но для этого вы должны отгадать мою загадочку. (Загадывает загадку о лаптях).

 

«Из липы свито дырявое корыто,

по дороге идет, клетки кладет».

                                                                          (дети хором – лапти…)

– Правильно, лапти! В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти. (Показывает лапти из сундучка.) Они были очень легкие, мягкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух.  Лапти плели любого размера и носили их с теплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделывали завязки. «Два котика, четыре хвостика» – это тоже про лапти! Как вы думаете – почему? (Рассуждение детей.) Умение плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку.

Ребята, а в наше время люди ходят в лаптях?  (Нет). Сейчас лапти продаются только в сувенирных магазинах, и поэтому они бывают и большие и крохотные!

 

Хозяюшка:

– Ну что же, делу время а потехе час! А теперь поиграть хочу я с вами в игру – забаву «Найди для себя лапти».

Для проведения игры шесть пар лаптей разного цвета(картонные) разбрасываются по полу заранее лицевой стороной вовнутрь. Участники игры встают в круг, звучит русская народная мелодия. Все шагом движутся по кругу. После произнесенных ведущим слов «Ты, Иван, не зевай, лапоточки обувай!» с окончанием музыки все останавливаются, и каждый старается найти свою пару лаптей.

Хозяюшка:

– Ребята, а ведь я мастерица не только играть, но и сказки сказывать!  Садитесь на стульчики да послушайте русскую народную сказку.

Включается экран со сказкой.

Русская народная сказка

«Пузырь, соломинка и лапоть»

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Вот как-то пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают: как через реку перейти? Лапоть и говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» — «Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней». Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась.  Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!

Хозяйка задает вопросы по сказке: зачем герои сказки пошли в лес? Что случилось, когда друзья дошли до реки? Почему соломинка переломилась? Что произошло с лаптем? Почему лопнул пузырь? Чему учит эта сказка?

Хозяйка после игры предлагает сесть за столы и слепить из пластилина лапоточки – сувениры (под музыку №2).  После того, как работа окончена, все выходят в круг, а хозяюшка держит свои лапти и говорит:

Лапти – лапоточки

Для сына и для дочки,

Для девицы – подружки

Для старика – старушки

Хоть по улице плясать,

Хоть работать, хоть гулять!

Прощается с детьми и уходит под  русскую народную музыку.