автор: Махмутова Гульнур Равкатовна
Воспитатель МАДОУ “Детский сад № 217 комбинированного вида”
Сценарий тематического занятия на тему «Лапти – лапоточки!»
Сценарий тематического занятия
на тему
«Ручной труд в детском саду для детей 4-5 лет»
Тема занятия «Лапти – лапоточки!»
Задачи: расширять представления детей о жизни русского народа в старину. Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям, к русскому народному творчеству о них.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках, заходит хозяйка (музыка №1), здоровается:
– Здравствуйте, рябятишки, девчонки и мальчишки! Я – хозяюшка, рада встречи с вами. Пришла сегодня к вам в гости не просто так, а с подарком, но для этого вы должны отгадать мою загадочку. (Загадывает загадку о лаптях).
«Из липы свито дырявое корыто,
по дороге идет, клетки кладет».
(дети хором – лапти…)
– Правильно, лапти! В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти. (Показывает лапти из сундучка.) Они были очень легкие, мягкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Лапти плели любого размера и носили их с теплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделывали завязки. «Два котика, четыре хвостика» – это тоже про лапти! Как вы думаете – почему? (Рассуждение детей.) Умение плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку.
Ребята, а в наше время люди ходят в лаптях? (Нет). Сейчас лапти продаются только в сувенирных магазинах, и поэтому они бывают и большие и крохотные!
Хозяюшка:
– Ну что же, делу время а потехе час! А теперь поиграть хочу я с вами в игру – забаву «Найди для себя лапти».
Для проведения игры шесть пар лаптей разного цвета(картонные) разбрасываются по полу заранее лицевой стороной вовнутрь. Участники игры встают в круг, звучит русская народная мелодия. Все шагом движутся по кругу. После произнесенных ведущим слов «Ты, Иван, не зевай, лапоточки обувай!» с окончанием музыки все останавливаются, и каждый старается найти свою пару лаптей.
Хозяюшка:
– Ребята, а ведь я мастерица не только играть, но и сказки сказывать! Садитесь на стульчики да послушайте русскую народную сказку.
Включается экран со сказкой.
Русская народная сказка
«Пузырь, соломинка и лапоть»
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Вот как-то пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают: как через реку перейти? Лапоть и говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» — «Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней». Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!
Хозяйка задает вопросы по сказке: зачем герои сказки пошли в лес? Что случилось, когда друзья дошли до реки? Почему соломинка переломилась? Что произошло с лаптем? Почему лопнул пузырь? Чему учит эта сказка?
Хозяйка после игры предлагает сесть за столы и слепить из пластилина лапоточки – сувениры (под музыку №2). После того, как работа окончена, все выходят в круг, а хозяюшка держит свои лапти и говорит:
Лапти – лапоточки
Для сына и для дочки,
Для девицы – подружки
Для старика – старушки
Хоть по улице плясать,
Хоть работать, хоть гулять!
Прощается с детьми и уходит под русскую народную музыку.