автор: Матюшин Дмитрий Альбертович

педагог дополнительного образования ГБОУДО ДТДиМ “Преображенский” город Москва

Организация процесса обучения в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Исполнительское мастерство и социальный опыт подростка» (авторская песня).

 Организация процесса обучения в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Исполнительское мастерство и

 социальный опыт подростка» (авторская песня).

Матюшин Дмитрий Альбертович,

 педагог дополнительного образования

 ГБОУДО ДТДиМ «Преображенский»

В наши дни возможности реализации творческих способностей каждого талантливого человека неизмеримо выросли, и нередко потребность людей выразить свои чувства, мысли, настроение проявляется в сочинении и исполнении ими собственных песен.

Творения современных бардов, как и песни народные, проходят строгий естественный отбор обществом и временем, когда выживают лишь самые лучшие.

Жанр, возникший в 50-е годы XX века, когда стремление к честности, правдивости, вниманию к душевному миру человека соответствовало периоду обновления, поисков и надежд, новому творческому подъему, охватившему всю страну.

Авторская песня -это есть обнаженная человеческая душа, этим она привлекает людей. Человек может проявить себя в песне мужественным, нежным, задумчивым, веселым, грустным, гневным и т.д., но никогда – фальшивым. Душевная неточность, психологическая ложь убивают песню.

Поэзия под аккомпанемент стала противовесом бездуховному искусству, имитации чувств. Она пишется думающими людьми для думающих людей.

“…Сегодняшний интерес к авторской песне вызван тем, что, как выяснилось, наше общество несколько деградировало, потеряло духовность, а авторская песня, серьезные стихи – признак духовности…”(Б. Окуджава)

Немало самодеятельных песен создается на весьма высоком поэтическом и музыкальном уровне. Но, все равно, это искусство остается неофициальным, так как у него особая интонация разговора – один на один со слушателем. С недавних пор с авторской песней как с поэтическим жанром школьники знакомятся на уроках литературы.

 Прежде всего, обучающимся необходимо предоставить возможность приобщиться к этому жанру не в качестве читателя или слушателя, а в качестве участника движения авторской песни.

     Занятия целесообразно построить на чередовании теоретического и практического материала. Все теоретические сведения отрабатываются на практике. Практические упражнения служат для отработки навыков, необходимых при исполнении музыкальных произведений

Занятия делятся на групповые и клубные.

На групповых занятиях изучается и оттачивается:

  • теория   музыки – в объеме, необходимом для аккомпанемента на гитаре;
  • ансамблевая игра;
  • изучение новых песен и аккордов;
  • рассказы об авторах и жанре;
  • просмотр видеоматериалов;
  • обсуждение возможных различных вариантов понимания песни, особенностей авторской интерпретации.
  • отработка качества исполнения
  • совершенствование техники игры на гитаре.
  • работа над индивидуальным репертуаром
  • подготовка к и участию в конкурсах, фестиваля, концертах
  • актерское мастерство

При особых условиях организации образовательного процесса теоретические материалы, изучение творчества авторов и исполнителей авторской песни обучающиеся осваивают в дистанционном режиме.

Для усвоения учебной программы необходимо посещать концерты и фестивали авторской песни, чтобы понять смысл жанра. Ведь только на фестивалях можно окунуться в особую атмосферу духовного единства авторов, исполнителей и слушателей песен, рождающихся по велению сердца и влечению души. Возможно ли где такое: три дня и три ночи напролет петь и слушать песни и ничуть ими не пресытиться!

А восприятие песни в стенах кабинета или у походного костра – совсем разное. Совсем по-другому оцениваешь песни, когда оказываешься в ситуации подобной той, в которой она была написана.

Концерты бардов – являются первоисточником песен. Ведь многие песни стали «народными», и каждый новый исполнитель вносит в песню что-то свое. Когда видишь исполнение автора, воспринимаешь песню по-другому, так как передается настроение автора.

Любые выступления самих ребят дают им возможность быть услышанными, получить подтверждение своей значимости.

Музыкально-литературные гостиные и песенные вечера важны для формирования потребности и привычки быть не только слушателем, учеником, потребителем культуры, но и деятельным участником движения.

Через различные формы клубной работы создается возможность для неформального взаимодействия; создается та общность, в которой каждый ребенок мог бы чувствовать себя комфортно, быть принятым таким, каков он есть, почувствовать на себе внимание, заботу, заинтересованность окружающих в его личностном росте.  

Любая коллективная деятельность подразумевает организацию. В клубе каждый воспитанник имеет возможность быть в разной роли организатора, тем самым обогатить свой опыт социального взаимодействия с людьми разного возраста.

Образованным может считаться в современном мире человек не только потребляющий культурные ценности, но и вырабатывающий их. Человек, субъект образования, не только образовывается, то есть получает образование, но и сам образует мир – создает свое понимание, видение мира и свое место в мире, и путь в нем.

Занятия авторской песней – один из видов деятельности, в котором человек может с самых ранних этапов встать в позицию субъекта. Этому способствуют некоторые особенности жанра авторской песни:

  • в   авторской   песне    возможно   использование    многих   музыкальных традиций (фольклор, баллада, романс, блюз и т.д.);
  • в жанре авторской песни широко распространена ситуация   создания несколькими авторами разных песен на одни и те же стихи;
  • в движении авторской песни принят демократичный стиль общения, при котором новичок не менее ценен, чем мэтр;
  • для того чтобы исполнять и создавать песни в этом жанре, достаточно владеть минимальной техникой игры на гитаре;
  • в движении авторской песни активными участниками становятся не только авторы текста и музыки, но и исполнители.

Эти особенности помогают человеку осознать, что любое произведение создано людьми, что возможны разные взгляды на одно и то же явление и что его взгляд тоже имеет право на существование, даже если отличается от взгляда авторитетных людей.

Все это способствует развитию нешаблонного мышления, способности к самостоятельному целеполаганию и, безусловно, поможет подросткам в будущем.