автор: Мартьянова Алиса Валентиновна
учитель начальных классов МБОУ НОШ №2 города Камешково Владимирской области
Урок математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника» (УМК «Школа России»)
Урок математики в 3 классе по теме: «Площадь прямоугольника» УМК «Школа России»
Категория: начальная школа
Номинация: математика
Мартьянова Алиса Валентиновна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №2 г. Камешково Владимирской области
Разработка представляет собой конспект урока, способствующий обеспечить усвоение детьми способа нахождения площади прямоугольника с помощью формулы и формирующий ключевые компетентности: познавательную, информационную, коммуникативную, развивающую
Рекомендовано к использованию учителям начальных классов
Конспект урока
Тема: «Площадь прямоугольника»
Цели урока:
Обеспечить усвоение детьми способа нахождения площади прямоугольника.
Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.
Задачи урока:
Образовательные:
-вывести правило вычисления площади прямоугольника;
-актуализировать знания о признаках и свойствах геометрических фигур;
-способствовать совершенствованию вычислительных навыков.
Развивающие:
-способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации);
-развивать умение анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы;
-формировать основные компоненты УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувства взаимопомощи и товарищества, умение работать в коллективе, вести диалог в паре и умение слушать ответы друг друга;
Планируемые результаты
Личностные УУД:
— развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— стремление к приобретению новых знаний и умений.
Метапредметные УУД
Регулятивные:
— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
-уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
— уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
-учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные:
— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
— уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь»;
— уметь вычислять площадь прямоугольника;
— знать основные понятия: длина, ширина, площадь.
Используемые педагогические технологии:
- технология проблемное обучение;
- информационно-коммуникационная технология;
- элементы технологии организации исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению;
- здоровьесберегающая технология.
Методы обучения: исследовательский метод, методы наблюдения, беседы, контроля и самоконтроля. Метод стимулирования, эмоционального воздействия.
Материалы и оборудование: учебник для общеобразовательных учреждений (в двух частях) под редакцией М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. «Математика», 3 класс, серия «Школа России». Издательство «Просвещение», 2013. медиапроектор, компьютер, карточки дифференцированные, индивидуальные геометрические фигуры, тетрадь, линейка, лист самооценки.
Обучающиеся по итогам урока должны:
- Иметь представление о способах измерения, сравнения и нахождения площадей фигур: визуально, наложением, с использованием мерок.
- Знатьправило нахождения площади прямоугольника и формулу её нахождения, единицу измерения площади фигур — см2.
- Уметьсравнивать фигуры на глаз, наложением, с использованием мерки. Уметь решать задачи на нахождение площади прямоугольника, пользуясь формулой S=a•b
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
- Орг. момент
—Начнем урок с девиза.
Девиз (хором) «Все разведать, все узнать, легких тропок не искать!». Вы согласны с данным утверждением?(Слайд 1)
- Мотивация к учебной деятельности
-Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!
- Актуализация знаний
— Ребята, начнем нашу работу с «гимнастики ума» — устного счета.
Те ребята, у которых на столе есть карточки с заданиями, выбирают себе карточку и работают в ней. Остальные работают со мной.
1)(Слайд2 )
2) Игра «Кто быстрее»
9*4—-… :6—… *4—… :8—-… *9—… +36 (63)
15 – 9 —…*3—… :2—… :3—… *4—… :6 (2)
5*4—… +22—… :7—…*5—…. :3—….:5 (2)
3) У Гали было 24 рубля. После того, как она истратила некоторую сумму, у нее осталось 18руб. Во сколько раз денег у Гали было больше, чем она истратила? (Слайд 3)
4) Математическое лото
-Я называю определение, а вы находите соответствующую карточку:
- Место, занимаемое фигурой на плоскости (площадь, S)
- Прямоугольник с равными сторонами (квадрат)
- Квадрат со стороной 1 см (квадратный см)
- Четырехугольник, у которого все углы прямые, а попарно противоположные стороны равны (прямоугольник)
- Большая сторона прямоугольника
- Сумма длин всех сторон прямоугольника
3.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной цели и задачи
— С какой новой единицей измерения мы познакомились на предыдущем уроке? (см2)
— Что такое см2? (квадрат со стороной 1см)
— Для чего нам нужна эта единица измерения? (для нахождения площади фигур)
— А что такое площадь фигуры? (место, занимаемое фигурой на плоскости)
— Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (находить площадь)
— Как мы умеем находить площадь?(Слайд4)
— Сегодня мы будем находить площадь одной фигуры. А какой именно – вы мне ответите сами.
Послушайте математическую сказку.
Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: противоположные стороны равны, все углы прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!»
— Как же тебя зовут? – спрашивали её.
— А зовут меня просто….
— Кто догадался, о какой фигуре говорится в сказке? (О прямоугольнике.Признаки прямоугольника: противоположные стороны равны, все углы прямые)
— Как же мы сформулируем тему нашего урока? (Слайд5 )
— Посмотрите на два прямоугольника, которые я держу в руках. Что вы о них можете сказать? Как определить, площадь какого прямоугольника больше? (на глаз, способом наложения фигур, меркой – см2)
Работа в группах.
— У вас на столах лежат прямоугольники и мерка. Найдите с помощью мерки площадь своих прямоугольников. Удалось ли вам это сделать точно? Почему?
— Всегда ли в жизни удобно находить площадь прямоугольника этими способами?
— Какая проблема возникла? (найти более удобный способ нахождения площади прямоугольника)
— Какой будет цель урока? (Слайд 6)
— А какие задачи нам нужно решить, чтобы достичь цели?(слова-помощники для определения цели на слайде)(Слайд 7)
— Давайте откроем учебник и посмотрим, верно ли мы определили тему и цель урока. (стр. 60)
- Открытие нового знания
— Перед нами на полях учебника прямоугольник. Назовите его длину и ширину. Разделим его на см2. Сколько таких квадратов уложилось по длине в одном ряду? (4) Т.е. 4 см2. А сколько таких рядов? (3 ряда). А что значит по 4 взять 3 раза? (значит 4*3)
— Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника?(Площадь прямоугольника равна: длину умножить на ширину)(Слайд8 )
— Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.60. Мы сделали такой же вывод, как и авторы учебника?
— Это правило можно записать в виде формулы. Давайте подумаем как?
— Площадь в математике принято обозначать буквой –S. Длина прямоугольника – а. Ширина – в. Как узнать площадь? (S = а*в) Вот вы сами и вывели формулу нахождения прямоугольника, с помощью которой мы будем находить площадь любого прямоугольника. (Слайд9 )
(Физкультминутка)
5.Первичное закрепление
а) Начертите в тетрадях прямоугольник, длина которого 3см, а ширина — 2см. Найдите его площадь.( Выполняется задание с комментированием.)
б) стр. 60, №1,2 – в парах,
6.Закрепление ранее изученного материала.
Интерактивная игра «Иду в гости»
- Рефлексия урока(Слайд10 )
— Сегодня на уроке я узнал…
— Мне было интересно…
— У меня вызвало затруднение…
— Свою работу на сегодняшнем уроке я бы оценил на …
-Ребята, послушайте одну притчу.
Шёл мудрец и встретил на пути трех работников.
« Что ты сегодня делал?» — спросил он каждого.
Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни».
Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».
Третий ответил:- «Сегодняшняя работа, несмотря на трудности, принесла мне радость и большое удовлетворение».
— Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания.
Оценки за урок.
- Домашнее задание(Слайд11 )
С. 61, №5 ( 1и 3 ст. или 2 и 4 ст.), по желанию найти площадь своей комнаты.
Приложения
| № | Фамилия гостя: | Хозяин: _________________________
Задание |
Оценка |
| 1 | 57- 19 = 34+16= 47 + 19= | ||
| 2 | Дачники посадили 12 ящиков картошки, а лука в 4раза меньше. Сколько всего ящиков овощей они посадили? | ||
| 3 | Длина прямоугольника 5см, а ширина 3см. Найди его площадь. |
| № | Фамилия гостя: | Хозяин: _________________________
Задание |
Оценка |
| 1 | 72 — 18 =32 — 23 =72 — 60 = | ||
| 2 | На каникулах Оля 3 недели была в лагере, а в деревне у бабушки в 2 раза больше, чем в лагере. Сколько всего недель Оля была в лагере и в деревне у бабушки? | ||
| 3 | Длина прямоугольника 8см, а ширина 2см. Найди его площадь. |
Фамилия, имя ____________________________
- Вставь пропущенные числа:
14:7 = ? ? *5 = 40 25: ? = 25
? : 6 = 6 6* ? = 48 ? : 42 = 42
21: ? = 7 2* ? = 18 0* ? = 0
5? — ?6 = 16 ? ? – 49 = 28 4? + ?6 = 61
- Реши задачу:
У Маши было 60 руб. Она истратила 6 руб. Во сколько раз больше денег у Маши осталось, чем она истратила?
Фамилия, имя ____________________________
Вставь пропущенные числа:
14:7 = ? ? *5 = 40 25: ? = 25
? : 6 = 6 6* ? = 48 ? : 42 = 42
21: ? = 7 2* ? = 18 0* ? = 0
Лист самооценки ________________________________
| № этапа | Выполнял задания легко | Возникали затруднения | Было очень трудно | Общая самооценка работы на уроке |
| 1 | ||||
| 2 | ||||
| 3 | ||||
| 4 | ||||
| 5 |
Лист самооценки ________________________________
| № этапа | Выполнял задания легко | Возникали затруднения | Было очень трудно | Общая самооценка работы на уроке |
| 1 | ||||
| 2 | ||||
| 3 | ||||
| 4 | ||||
| 5 |



