автор: Мартынова Ирина Владимировна
Воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 с.Приволжье, д/с “Теремок”
Конспект НОД “Путешествие в мир книги”
Тема НОД «Путешествие в мир книги»
Цель: Формирование представления о возникновении письменности и книги. Приобщение детей к художественной литературе.
Интеграции образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Задачи:
- «Познавательное развитие».
– познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги;
– дать детям знания о том, как преобразовывались книги под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики;
– активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к миру книг;
-воспитать бережное отношение к книге;
-развивать слуховое, зрительно внимание, слухо – речевую память, мыслительные операции.
- «Социально-коммуникативное развитие».
– развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками;
– развивать у детей самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
- «Речевое развитие».
– развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу;
– упражнять дошкольников в логичности, связности, последовательности высказывания;
-совершенствовать умение грамматически правильно строить фразы;
– развивать у детей объяснительную речь.
- «Художественно-эстетическое развитие».
– приобщать детей к развитию художественного восприятия эстетического вкуса.
- «Физическое развитие».
– сохранять и укреплять физическое и психического здоровье детей посредством физминутки, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Методы и приемы:
– практические (решение проблемных ситуаций, физминутка);
– наглядные (наблюдение, демонстрация атрибутов);
– словесные (беседа, ситуативный разговор, вопросы).
Материал и оборудование:
Презентация «Путешествие в мир книги», компьютер, экран, кусочки бересты, черные мелки, цветные карандаши, книги, толстая веревка, разноцветные шнурки разной длины, макет костра.
Предварительная работа:
Рассматривание красочно оформленных книг на выставки. Рассматривание из каких частей состоит книга. Беседа. Рассматривание иллюстраций с изображением печатных станков, старинных книг. Чтение загадок, пословиц о книгах, о правилах общения с книгой.
Общая продолжительность НОД: 25 мин.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемных ситуаций |
Коммуникативная | Беседы, отгадывание загадок, вопросы |
Восприятие художественной литературы | Рассказывания, обсуждения. |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат | |
I. Постановка проблемы | |||
1. | В.: «Ребята, а куда пропали наши книги?»
(Из-за ширмы выходит домовой) Д.: «Я долго наблюдал за вами, как вы обращаетесь с книгами, посмотрите на них, они все изрисованы, порваны странички. Я у вас их заберу и больше не отдам пока вы не узнаете, вы какой труд внесли люди, чтобы ваши книги были красочные, познавательные, и сколько времени они трудились над ними с давних времен». Хотите узнать? Тогда вот вам карта, по ней и следуйте. До встречи! (отдает карту воспитателю) |
Дети заходят в группу и обращают внимание, что на книжной полке нет книг.
Дети заглядывают в мешок и смотрят какие стали книги. Дети слушают Дети отвечают: «Да» |
У детей развивается общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками |
II. Мотивация деятельности | |||
2. | В.: «Ребята, нам нужно срочно забрать наши книги, как же мы без них, мы не сможем получать новые знания, и больше не послушаем сказки!»
В.: «Давайте рассмотрим карту» В.: «Для того, чтобы отправится в путешествие в мир книг, мы должны с вами пройти через волшебную дверь.» (звучит музыка) «В дверь волшебную мы войдем, Книги наши мы вернем» (проходят через волшебную дверь) Слайд №1 «Волшебная дверь» |
Дети соглашаются на поиски книг
Дети вместе с воспитателем рассматривают карту Дети выполняют движения по тексту воспитателя |
Активизируется познавательная деятельность.
Вызывается интерес к миру книг. |
III. Введение в образовательную деятельность | |||
3. | В.: «Посмотрите, где это мы свами оказались?»
Слайд №2 «Пещера» В.: «Смотрите горит костер, давайте подойдем к нему, сядем вокруг, как первобытные люди»; – «А вы знаете, как первобытные люди читали, писали?» – «Они общались друг с другом с помощью жестов. Слайд №3 «Жесты» Например, «Чешет затылок» -означало, что человек думает. «Машет рукой» -означало привет. – «Мы тоже иногда используем язык жестов до сих пор. Давайте попробуем использовать этот жест, как делали древние люди: «Мы поспали. Потянулись. Личико умыли. Животики набили. Влево, вправо посмотрели. Оказались мы в пещере» – «Ребята, посмотрите пока мы вами играли, наш костер потух и на его месте, что осталось?» – «Однажды пещерный человек взял в руки уголек и провел его по стене (воспитатель чертит линию. И он узнал, что угольком можно? Правильно. Слайд №4 «Угольки» – «Давайте с вами порисуем угольками на скале» (воспитатель комментирует рисунки) – «Вот так люди общались между собой, они рисовали рисунки и передавали и их друг другу. Чаще всего они рисовали об охоте на диких животных. Такое письмо называлось наскальным рисунком» (звучит звук колоколов) Слайд №5 «Русь» – «Ребята, мы с вами оказались в древней Руси». – «Посмотрите, здесь кто-то оставил чудесный ларец» – «А ларец-то не простой, в нем что-то интересное для вас и полезное, – «Давным-давно на Руси жили древние старцы и они хранили знания о русских богатырях. Вы знаете, кто такие богатыри? – «Скажите, каких вы богатырей знаете?» – «Молодцы» Слайд №6 «Русские богатыри» – «Как вы думаете, а книги существовали в те времена?» – «Давайте, заглянем в этот чудо ларец и посмотрим, что он для вас приготовил. – «А в ларце лежат восковые дощечки и береста. Береста изготавливалась из коры березы и рисовали на ней угольками. Слайд №7 «Восковые дощечки и береста» – «Ребята, кажется я вижу в дали какой-то домик, давайте посмотрим на карту, это случайно ни домик ли домового? – «Давайте подойдем к нему поближе. На карте указано, что мы должны произнести волшебные слова, чтобы дверь для нас открылась. «В руки вверх мы поднимаем В дверь волшебную шагаем» Слайд №8 «Волшебная дверь» (входят в домик домового) |
Дети отвечают «пещера»
Дети садятся вокруг костра Дети отвечают «нет» Дети смотрят, могут повторять за педагогом жест Дети выполняют жестикуляцию по тексту воспитателя Дети отвечают «угольки» Дети отвечают «рисовать» Дети подходят к скале и с помощью угольков рисуют Дети внимательно слушают Кладут угольки обратно в костер и споласкиваю руки. Сидят на стульчиках Ответы детей Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич Ответы детей: существовали. Дети подходят к ларцу и смотрят в него Дети рассматривают восковые дощечки и бересту Дети смотрят на карту и сообщают что это домик домового Выполняют движения по тексту воспитателя |
Дети знакомятся с историей происхождения книги.
Сохраняется и укрепляется физическое и психическое здоровье детей Развивается самостоятельность, целенаправленность собственных действий. Развивается диалогическая речь, умение поддерживать беседу. Формирование знаний о том как преобразовывались книги под влиянием творчества человека |
IV. Подведение итогов | |||
4. | (Детей встречает домовой)
Д.: «Ухо-хо»! долго ли вы ко мне добирались? – «Много вы узнали с каким трудом создавались книги? – «А вот, что вы знаете о современных книгах? Все ли книги одинаковые? Слайд №9 «Современная книга» – «В наше время появились не только обновленные книги (мягкие, светлые, красочные), еще существуют журналы, газеты. – «А еще в современный век внедрились электронные книги Слайд №10 «Электронная книга» – «Ну, а кто мне теперь скажет, что такое книга?» – «Давайте вместе с вами запомним несколько пословиц о книгах: «Книги читать-скуки не знать» «Кто книги читает, тот скуки не знает» – Какие вы молодцы, теперь я вам отдам ваши книги и надеюсь, что больше не увижу их грустными. Воспитатель: – «Много мы узнали про то как создавалась книга, но нам пора возвращаться в группу «В мир волшебный мы шагнули Книги мы свои вернули А теперь пора, возвращаться детвора» (возвращаются в группу) – «Вот мы с вами и вернулись, давайте, расставим наши книги на полочку. |
Ответы детей
Дети отвечают: Много узнали Дети отвечают, что все книги разные, есть книги с картинками, детские книги Дети внимательно слушают, задают вопросы Ответы детей: «Книга-это друг человека», в ней можно узнать ответ на любой вопрос. Произносят пословицы вместе с домовым Дети забирают книги и произносят волшебные слова Дети красиво расставляют книги на полочке |
Получение новых знаний о книги
Подведение итогов занятия, обмен впечатлениями |
V. Сюжетно – ролевая деятельность | |||
5. | – «Некоторые книги мы отправляем в нашу мастерскую» | Совместная деятельность детей с воспитателем. Дети стараются справится с поставленной задачей. | Закрепление материала с/р игра «Мастерская книг» |
Вывод:
Итогом проведенного занятия можно назвать следующие результаты:
– в группе создана библиотека детской литературы, которая постепенно пополняется;
– у детей появляется интерес к слушанию книг, обсуждению
прочитанного;
– работа в данном направлении проводится в тесном сотрудничестве с родителями.
Надеюсь, что положительное отношение к книге, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.
«Испокон века книга растит человека».
Структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы №1 села Приволжье детский сад «Теремок»
Конспект НОД
«Путешествие в мир книги»
(старшая группа)
Автор: Мартынова И.В.
Воспитатель
2017
Введение
Актуальность
К сожалению, сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось от книги. Люди перестают читать, интерес, как к отечественной, так и к зарубежной литературе падает. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль во всестороннем развитии ребёнка: «открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи».
Время проведения: январь
Цель:
Формирование представления о возникновении письменности и книги. Приобщение детей к художественной литературе.
Задачи:
- «Познавательное развитие».
– познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги;
– дать детям знания о том, как преобразовывались книги под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики;
– активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к миру книг;
-воспитать бережное отношение к книге;
-развивать слуховое, зрительно внимание, слухо – речевую память, мыслительные операции.
- «Социально-коммуникативное развитие».
– развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками;
– развивать у детей самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
- «Речевое развитие».
– развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу;
– упражнять дошкольников в логичности, связности, последовательности высказывания;
-совершенствовать умение грамматически правильно строить фразы;
– развивать у детей объяснительную речь.
- «Художественно-эстетическое развитие».
– приобщать детей к развитию художественного восприятия эстетического вкуса.
- «Физическое развитие».
– сохранять и укреплять физическое и психического здоровье детей посредством физминутки, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Форма проведения: Беседа
Участники: педагог, дети.
Список литературы
- И.С. Жигалова «Сделаем книжку своими руками»
2). http://www.gublibrary.ru Омелько С.Н. Воспитание интереса к чтению .
3). http ://dic.academic.ru Большая советская энциклопедия