Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Мартыненко Людмила Сергеевна

учитель русского языка и литературы ГБОУ СШ № 10 им. В.П. Бармина город Байконур

Урок «Одна и две буквы Н в наречиях на –о, -е»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10 им. В.П. БАРМИНА

 

Технологическая карта урока

«Одна и две буквы Н в наречиях на –о, -е»

(русский язык, 7 класс)

 

                                                                                                                                              

 

                                                                                           Выполнил

                                                                                           Мартыненко Л.С.

 

Байконур, 2018

 

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Мартыненко Людмила Сергеевна

Урок: русский язык

Класс: 7 а

Тема урока: «Одна и две буквы н в наречиях на – о, – е».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель урока: организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию и закреплению знаний и способов действий.

Образовательная цель урока: обеспечить в ходе урока усвоение нового материала – правописание Н и НН в суффиксах наречий и применение этого правила при выполнении упражнений; научить различать сходные по форме части речи ( краткие отглагольные прилагательные, краткие причастия, наречия).

 

Развивающая цель урока: обеспечить в ходе урока условия для развития умения учащихся рассуждать, доказывая свою точку зрения, анализировать и делать выводы.

Воспитательная цель урока: воспитание интереса к русскому языку как учебному предмету через современные технологии преподавания.

Формы работы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация.

 

Этап Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Самоопределение к деятельности Организационный момент 1.Оргмомент.

2.Психологический настрой:

Добрый день, ребята! Давайте сегодняшнее занятие начнем с улыбки! И тогда наш урок пройдет удачно. Сегодня мы с вами вспомним многое из того, что знаем уже; приобретем новые знания, на чуточку станем лучше, чем были еще вчера; почувствуем вкус победы и успеха. Но для этого вы должны на уроке быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.

Запишем в тетрадях дату, классная работа.

Подготовка класса к работе. Обучающиеся записывают дату, классная работа.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Прежде, чем узнавать новое, мы с вами повторим материал предыдущих  уроков. Давайте вспомним, что мы знаем о наречии.

Теоретическая разминка (слайд 3).

    – Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы назвать правильный ответ.

1.Наречие неизменяемая часть речи.

2.Наречие можно просклонять

3.Отвечает на вопросы Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

4. В предложении является обстоятельством

5. Образуется от прилагательного с помощью окончаний –О – Е.

6. Всегда с НЕ- пишется слитно.

      На прошлом уроке мы изучили орфограмму «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о,-е»

Ответьте на вопросы:

– Когда не с наречиями пишется слитно?

– Когда не с наречиями пишется раздельно?

– Назовите опознавательный признак орфограммы.

Комментированное письмо  (слайд 4).

Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Графически объясните слитное и раздельное написание НЕ с наречиями.

1. Дети (не)заметно (осторожно) подкрались к оленям. 2. Но, увы, его молчание было отнюдь  (не)долго.3. Речь Виктора звучала (не)быстро, а медленно. 4. Он (не)уклюже (не употр.) подошел к столу. 5. Профессор читал лекцию  (не)громко (нет противопоставления), но интересно.

 

Слушание и выполнение задания.

Воспроизводят правило «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о,-е».

Обучающиеся записывают предложения, объясняя написаний наречий с НЕ.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: формулирование темы урока.

Кроме наречий с не, какие  еще наречия нам встретились в предложениях?

Как вы думаете, какая орфограмма присутствует в этих словах?

Какое противоречие в написании наречий вы заметили?

– Сформулируйте цели  урока. Запишите тему.

Медленно, интересно.

Н, НН в наречиях.

В наречии МЕДЛЕННО пишутся две  Н, а в наречии ИНТЕРЕСНО – одна Н.

Ставят цели, формулируют тему урока и записывают в тетрадь

4. «Открытие» обучающимися новых знаний

Цель: познакомить с правилом написания Н, НН в наречиях на –О, -Е.

1. Наблюдение по предложенному материалу.

Выявление условий написания одной и двух букв н в наречиях на -о, -е.

– Правило, которое мы сегодня будем изучать очень простое. Ребята, посмотрите внимательно на доску (слайд 5) и скажите, слова какой части речи записаны во втором столбике и от чего зависит в них написание Н или  НН?

Торжественный (прилаг.) – торжественно (нареч.).

Пустынный (прилаг.)  – пустынно (нареч.).

Искусный (прилаг.)  – искусно    (нареч.).

Заслуженный (прич.) – заслуженно (нареч.).

Обдуманный (прич.) –  обдуманно  (нареч.).

– Определите, от слов каких частей речи образуются наречия на –О, -Е,  и продолжите предложение: «В наречиях на –О, -Е пишется столько Н, сколько…в прилагательных и причастиях, от которых они образованы».

2. Теория.

– Давайте откроем учебники на с.106  и прочитаем правило. Правильный ли вывод мы сделали?

– Верно, какую цель поставим перед собой?

Наблюдение над предложенным материалом и формулировка правила (самостоятельно)

Обучающие формулируют правило «В наречиях на –О, -Е пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы.

Сравнение выводов обучающихся с текстом правила в учебнике.

Обучающие формулируют цель «Научиться правильно делать выбор в написании н или  нн в наречиях на –о,-е».

5. Первичное закрепление Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, устанавливает осознанность восприятия темы.

1. Работа с учебником. Устное выполнение (цепочкой) упражнения 256.

– Объясните, как образованы данные наречия. От чего зависит написание Н или НН?

2. Практическая работа с новым материалом (слайд 6).

Задание: образовать  от данных слов наречия и объяснить выбор Н или НН в наречиях.

– Без знания каких орфографических правил мы не сможем выполнить данное задание?

Искусстве…ый                  

Взволнова…ый

Тума…ый

Интерес…ый

Испуга…ый

Груст…ый

Работа с предложенным

    материалом учебника,

    попутно ученики

    объясняют

    пропущенные

    орфограммы, повторяя

    изученные правила.

Без знания правила правописания н и нн в суффиксах прилагательных и причастий (страдательных причастий прошедшего времени).

Обучающиеся, работая у доски, образовывают от данных слов наречия, объясняя орфограммы.

Искусственный (это прилагательное, пишем две НН, так как оно образовано от основы существительного искусство при помощи суффикса -ЕНН. Следовательно в наречии ИСКУССТВЕННО напишем –НН).

6. Самостоятельная работа  с проверкой по эталону. Учитель организует самостоятельную деятельность по применению новых знаний.  

Работа с текстом (слайд 7).

Развивается умение находить в тексте наречия с изученной орфограммой – одной или двумя буквами н в наречиях на –о, -е) Ученики находят и выписывают из текста словосочетания с наречиями на –о, -е с одной и двумя буквами н, в которые входят н и нн, объясняют написания.

      С наступлением зимних н..чей станови(т, ть)ся тревожно на душе. Сквозь темень, рано опускающуюся на тундру, ухом взв..лнованно улавливаешь какие-то необычные ш..рохи. По ночам эти таинственные звуки (не)дают покоя собакам, пр..вязанным в разных углах чума. Хозяева просыпаются на их лай, успокаивают, долго прислушиваются. Дети испуганно жмутся друг к другу… Действительно, лайки не ошиблись: где-то слышны едва уловимые, непонятные ш..рохи. Хозяйки родовых огней озабоченно выглянут на улицу, встревоженно пр..слушаются… Тундра спит спокойным сном…

                                                  

(Становится тревожно (тревожный (прилаг.)), взволнованно (взволнованный (прич.)) улавливаешь, испуганно (испуганный (прич.) жмутся, озабоченно (озабоченный (прич.)) выглянут, встревоженно (встревоженный (прич.)) прислушаются).

– Выпишите слова с пропущенными орфограммами, графически объясните написание (один ученик работает у доски)

Ночей (ночь), становится (что делает?, 3-е л.), взволнованно (волны), шорохи (искл.), не  дают (глаг.), привязанным (присоед.), прислушаются (неполн. действ.).

1.Самостоятельная работа. Обучающиеся выписывают словосочетания, в состав которых входят наречия, объясняют графически орфограмму Н, НН в наречиях

Обучающиеся выписывают слова, раскрывают скобки или вставляют пропущенные орфограммы, графически объясняют написание слов

7. Физминутка Слайд 8.
8. Работа со сходными конструкциями.

Цель: различать наречия и омонимичные части речи.

На интерактивной доске спроецированы  3 предложения (слайд 9).

– Определите, какими членами предложения являются выделенные слова, с каким членом предложения они связаны, к какой  части речи относятся? Объясните написание Н, НН.

Он слушал сосредоточенно.

Лицо у ученицы было сосредоточенно.

Войско неприятеля было сосредоточено на равнине.

От чего же еще зависит написание Н, НН в словах?  

– Давайте рассмотрим таблицу, она есть у каждого на парте и на слайде 10 (приложение 1).

– Пользуясь таблицей, выполним устно следующее задание (слайд 11). Определить, к какой части речи относится выделенное слово, объяснить написание в нем Н или НН.

1. Ученик отвечал запута(н, нн)о.

2. Ученик отвечал сбивчиво и пута(н, нн)о.  

3. Моё дело  запута(н, нн)о  следствием.

4. Моё дело  сложно и запута(н, нн)о.

Он слушал (как?) сосредоточенно (от сосредоточенный – наречие (обстоятельство)).

Лицо было (каково?) сосредоточенно (сосредоточенное – внимательное-кр.прилаг. (сказуемое)).

Войско было (каково?) сосредоточено  на равнине (сосредоточи-лось – есть зависимые слова-краткое причастие (сказуемое)).

Обучающиеся делают вывод, что написание Н, НН может зависеть от того, к какой части речи относится данное слово.

Ученики под руководством учителя объясняют выбор Н или НН, определяю, к какой части речи относятся выделенные слова.

1. Ученик отвечал (как?, каким образом?) запутанно. – Наречие, образовалось от причастия запутанный

2. Ученик отвечал (как?, каким образом?) сбивчиво и путано. – Наречие, образовалось от отглагольного прилагательного путаный

3. Моё дело (каково?) запутано (чем?) следствием. – Краткое причастие: есть зависимое слово

4. Моё дело (каково?) сложно и запутанно. – Краткое отглагольное прилагательное: нет зависимых слов и не подразумевается производитель действия – существительное или местоимение в творительном падеже

9. Рефлексия деятельности (итог урока) – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки (слайд 12):

– Сегодня на уроке я узнал …

– Сегодня мне удалось …

– Следует еще поработать …

Что было новым для вас на уроке?

– Каковы основные результаты вашей работы?

– С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности
10. Выставление оценок. Комментированное выставление оценок  активно работавшим на уроке обучающимся.
11. Задание на дом Слайд 13

1. Параграф 70 (правило).

2. Упр. 257 (по заданию) или составить тест из 5-ти заданий на правописание Н, НН в наречиях на –о, -е.

3. Придумать 3 предложения, в которых слово рассея(н, нн)  будет выступать в роли наречия, кр. причастия и кр. прилагательного

 

Приложение 1.

Наречие на -о Краткое причастие Краткое прилагательное
1.Зависит от глагола 1.Относится к существительному
2. Отвечает на вопросы как? каким образом? 2. Отвечает на вопрос каков?
3.Синтаксическая роль-обстоятельство 3.Синтаксическая роль – именная часть составного именного сказуемого
4.Можно заменить наречием 4.Можно заменить глаголом 4. Можно заменить прилагательным
5.Пишется столько н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано 5.Пишется одна  н. 5. Пишется столько н, сколько в полном прилагательном.
Собрание прошло организованно. Посещение театра организовано (кем?) шефами. Девочка внимательна и организованна.