Автор: Мануйлова Галина Александровна

педагог дополнительного образования МБОУ ДО ГДТ “Академия талантов” г. Новый Уренгой

Квест – игра “Шахматный лабиринт”

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Городской Дворец творчества «Академия талантов»

(МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов»)

ул. Молодёжная, дом 17-А, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629306

Телефон (Факс): (3494) 22-04-94 / E-mail: gdt@nur.yanao.ru

ОКПО 40787978/ОГРН 1028900631022

ИНН 8904022796 /КПП 890401001

Конспект

Квест – игра: «Шахматный лабиринт»

Разработчик:

педагог дополнительного образования

Мануйлова Г.А.

г. Новый Уренгой, 

 2023 г.

Квест – игра: «Шахматный лабиринт»

Цель: развивать у детей коммуникативные навыки, умение работать в

команде; обобщить и закрепить полученные знания и умения обучающихся в шахматной игре.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить знания о шахматной доске, полученные на занятиях: «шахматное поле», «шахматные линии» (вертикаль, горизонталь, диагональ), центр, начальное положение; умение ориентироваться на шахматной доске; стоимости шахматных фигур; упражнять в решении примеров на сложение в одно действие (стоимость фигур), понимая назначение знаков +, =.

Закрепить умение различать и называть шахматные фигуры, их место в начальном положении, находить «адрес» фигуры на доске. Продолжать учить логично и грамотно высказывать и аргументировать свое мнение.

Закрепить знания шахматных терминов, шахматных фигур, правило игры в шахматах, умение отвечать на простые шахматные вопросы, решать простые шахматные задания,

 

 Развивающие: 

Формировать познавательную активность, умение проявлять находчивость и сообразительность.

Расширять кругозор; развивать игровые умения и навыки: действовать в соответствии с правилами;

Развивать логическое мышление, ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти.

 

Воспитательные: 

Воспитывать интерес к игре в шахматы, целеустремленность, волю, организованность, самостоятельность в принятии решений, вырабатывать уверенность в своих силах. 

Воспитывать чувство товарищеской поддержки и взаимовыручки, умение работать в одной команде, выполняющей общее дело.

 Предварительная работа: игры с шахматными фигурами, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с шахматными сказками, решение простых шахматных задач и примеров, просмотр мультимедийных презентаций и развивающих мультфильмов о шахматах.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, интерактивная доска (заставка «Шахматный лабиринт», магнитная шахматная доска и фигуры, конверты с разрезными шахматными фигурами, карточки (сравнительная ценность фигур), презентация квест – игры «Шахматный лабиринт».

Место проведения: кабинет «шахматы».

Возрастная категория: 7 – 9 лет.

Ход мероприятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся. Я рада вас видеть! Добро пожаловать на нашу квест – игру «Шахматный лабиринт»!

Команды «Белопольные слоны» и «Чернопольные слоны» проходят на свои места.

Педагог: Ребята, для каждой команды приготовлен «Шахматный лабиринт» (образцы лабиринтов находятся на магнитных шахматных досках). Чтобы лабиринт решить, командам необходимо пройти определенные станции с заданиями. Если правильно выполнены задания, то «слон» соответствующего цвета команды («белопольный», «чернопольный») с каждым  ходом будет продвигаться по лабиринту к конечному результату – шах королю.

Прежде чем мы начнем квест – игру, давайте немного поиграем.

 

Психологическая игра «Тот, кто»

Снятие психологического напряжения.

Тот, кто сегодня получил сегодня в школе «5» – поднимет руку.

Тот, кто любит кошек – скажет мяу.

Тот, кто ждет на новый год подарков от деда мороза, пусть заглянет под свой стул.

Тот, кто любит лето, пусть 3 раза попрыгает на месте.

Тот, кто любит киндер сюрприз похлопает в ладоши.

Тот кто, рад, что ходит на занятия по шахматам, громко крикнет «ура».

 

Педагог: Молодцы! Шахматная партия начинается с дружеского приветствия игроков – рукопожатием. 

Команды приветствуют друг друга и садятся на стулья.

 

Педагог: Готовы к игре? Тогда начинаем.

 

Станция 1. «Азбука шахмат» 

  1. Слово по-персидски взял,

   К нему другое приписал

   Да прибавил букву «Ы».

   Как название игры?

  1. 64 близнеца

    На два лица:

    Половина белых,

    Половина чёрных.

    Что это?

  1. Что за птица в ферзи стремиться? 
  2. Какая фигура сильнее всех?
  3. Скорей всего потеря эта – Конец игре, тут песня спета. 
  4. Кто никогда назад не ходит? 
  5. Сами одного цвета, а дороги их – разного. Что это? 
  6. Что такое: «хитраста», «глазаста», «гриваста», «копытаста»? 
  7. Фигура эта так сильна, потерять её – беда. 
  8. В начале игры углы сторожат. 
  9. Вот так фигура: любые преграды ей нипочём. 
  10. От мощи тяжёлой их в войске дрожат.

 

Станция 2. «Правила игры» 

Команды по очереди отвечают на вопросы:

  • Что за конечная цель: обе стороны о ней мечтают, а достигает лишь одна     и то не всегда? 
  • Что такое пат?  
  • Что такое рокировка? 
  •  А теперь вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете.

Педагог: Ребята, а можете вы добавить правила игры, какие вы ещё знаете?

 

Станция 3. «Сравнительная ценность фигур» 

Каждая команда получает конверт с карточками, на которых нужно определить ценность фигур и решить неравенства. 

 

Станция 4. «Шахматная нотация» 

Команды строятся в две колонны. Первым игрокам даются карточкиназвания фигур с «адресами полей». Они передают задание и фигуру следующим игрокам, а последний игрок ставит фигуру на шахматную доску по «адресу» (на соответствующее поле).

Победит команда, которая быстро и правильно выполнит задание, заработав наибольшее количество очков.

 

Станция 5. «Секретный конверт» 

Каждая команда получает конверты с разрезанными фигурами. 

Победит команда, которая быстро и правильно соберет из пазлов шахматные фигуры.

 

Станция 6. «Игра вслепую» 

(Конкурс капитанов команд)

Ведущий ставит капитана команды к демонстрационной доске и задает вопрос:

  • На каком поле изначально стоит белый король?
  • На каком поле изначально стоит чёрный ферзь?
  • На каком поле стоит изначально белый королевский Слон?
  • На каком поле стоит изначально чёрный ферзевой Конь?

 

Станция 7. «Викторина» 

  1. Ответь: да или нет. Согласен ли ты, что:
  2. В горизонтали крайние поля разного цвета?
  3. В центре белых и черных полей поровну?
  4. На всех горизонталях стоят шахматные фигуры?
  5. Белой ладье разрешается перепрыгивать через черную ладью?
  6. Слон может из углового поля пойти в центр?
  7. Ферзь может ходить и как слон, и как ладья?
  8. Коню разрешается перепрыгивать через другие фигуры?
  9. Пешка перемещается только по белым полям?
  10. Король может бить защищенную фигуру?
  11. При двойном шахе на короля одновременно нападают две фигуры?
  12. Черный король может объявить мат белому королю, встав на соседнее с ним поле по вертикали?
  13. Пат – это победа?

 

Станция 8. «Мат в 1 ход» 

Каждый игрок команды получает шахматную задачу «Мат в 1 ход». Побеждает команда, которая быстро и правильно решит задачу и наберет большее количество очков. 

Педагог: Вы все большие молодцы! «Шахматный лабиринт» команды прошли успешно, дружно и весело!

Наше мероприятие мы продолжим товарищескими встречами за шахматной доской.

 

Педагог: Ребята, расскажите, что понравилось вам больше всего? Какое задание оказалось самым трудным для вас? А какое самым интересным? Какое задание хотелось бы повторить еще раз? Вы отлично справились с заданиями, показали ваши знания, я вами очень довольна. Вы бы хотели дальше учиться играть в шахматы?

Спасибо всем участникам за активность, внимательность и любознательность. И впереди у нас еще много встреч на шахматных турнирах.