автор: Мальцева Светлана Владимировна

Воспитатель МБДОУ детский сад с. Кигбаево

«Моя малая Родина» Проект по нравственно- патриотическому воспитанию в средней группе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД С.КИГБАЕВО

 

«Моя малая Родина»
Проект по нравственно- патриотическому воспитанию в средней группе.

 

Проект составлен:

Воспитателем:  Мальцевой С. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01.10.2018-30.12.2018гг

Вид проекта: информационно -практико-ориентированный

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники средней группы, родители воспитанников, педагоги детского сада.

Проблема: дети не задумываются о том, что село, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего села, достопримечательности.

Актуальность темы:    (В. Степанов)

Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Воспитание любви и уважения к родному селу, детскому саду, и семье, является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своей родины надо ее хорошо знать.

Цель:

Воспитывать патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за «малую» Родину. Прививать любовь к детскому саду, своей семье.

Основные задачи:

  1. Формировать любовь к родному селу, детскому саду, семье и интерес к прошлому и настоящему села;
  2. Развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, селу, детскому саду, стране;
  3. Развивать бережное отношение к селу (достопримечательностям, культуре, природе);
  4. Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края;
  5. Создать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, прогулок.

Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.

Участники проекта: дети данной группы, педагоги, родители.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный, включает в себя:
  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
  • Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию;
  • Подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц;
  • Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
  1. Основной, включает в себя:
  • Привлечение родителей к оказанию помощи ;
  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Рисование рисунков;
  • Проведение с детьми бесед.
  1. Заключительный.

Ожидаемый результат:

  1. Дети имеют представление о селе, в котором они живут. Знают, что их «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свое село.
  2. Знают историю возникновения родного села, его достопримечательности.
  3. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
  4. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в селе и семье.

Проведение викторины «Моя малая Родина».

Тематический план работы с детьми

1 неделя – «Моя семья»

  • Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
  • Цели: закреплять с детьми названия профессий своих родителей, их значение ; развивать память, внимание, любознательность; расширять кругозор. Развивать связанную речь, мышление, воображение. Формировать уважение к профессиям своих родителей к их труду.
  • Дидактическая игра «Как зовут тебя по-другому».
  • Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, Лена-Леночка-Елена, и т.д.
  • Рисование на тему «Я и моя семья».
  • Цель: учить правильно определять членов семьи и фото, рассказывать о них, рисовать характерные черты внешности; направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине; развивать мышление; воспитывать уважение к родным.

 

2 неделя – «Я люблю свой детский сад»

  • Беседы «За что я люблю детский сад».                                                             
  • Цель: углублять представление детей о трудовой, культурной, бытовой жизни людей работающих в детском саду;
  • Рассматривание альбома «Моя группа».

3 неделя – «Село, что сердцу дорого»

  • Рассматривание снимков «Мое село».
  • Беседа «Где работают родители».
  • Цель: Закрепить знание о труде людей, разных профессий, о важности всех профессий нашего края.
  • Создание стенгазеты о профессиях.
    1. неделя – «Флора и фауна»
  • Беседа о жизни животных и птиц в лесу.
  • Цель: Дать детям представление о жизни лесных зверей и птиц зимой, учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.
  • Познавательная беседа «Помощь зимующим птицам»
  • . Цель: систематизировать знания детей об изменениях образа жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.
  • Подкармливайте птиц на участке детского сада.

5 неделя – «Краса ненаглядная»

    • Беседа на тему «Народно – прикладное искусство России».
  • Цель: расширять знания детей о народно-прикладном искусстве.

    Рисование «Украшение фартука»

    Цель: учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из                    элементов народного орнамента; (Т. С. Комарова, стр. 34);

         Лепка дымковской игрушки.

         Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Заключение

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему селу, детскому саду, семье и друзьям, учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина России.

 

Лепка «Дымковская лошадка»

      Цель:

    Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

      Задачи:      

  1. Расширять представление детей о дымковской игрушке.
  2. Развивать желание лепить игрушку своими руками.
  3. Учить лепить лошадку комбинированным способом.
  1. Закреплять различные способы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание.
  1. Показать характерные особенности дымковской игрушки – коня.
  2. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.
  3. Воспитывать самостоятельность и творчество.

    Методические приемы и указания:

  1. Показ игрушки.
  2. Показ и напоминание приемов лепки.
  3. Объяснение, рассказ.
  4. Стихи, потешки.
  5. Индивидуальная работа (Владик, Света)

    Предварительная работа:

  1. Рассматривание народных игрушек.
  2.   Разучивание народных игр, хороводов.

    Материалы и оборудование: Народные игрушки: дымковские, городецкие и др. Дощечки, стеки, пластилин, тряпочки.

    Ход:

1 часть.

-Дети, мы с вами живем в большой и прекрасной стране – Россия. В ней очень много разных городов, сел, деревень, в которых живут настоящие мастера и умельцы. Вот сегодня мы с вами отправимся в гости к таким мастерам в вятское село Дымково:

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое

Дымково назвали.

   – Вот мы с вами и пришли (презентация русской избы). Когда-то давным-давно у крестьянских ребятишек, которые жили в такой избе, не было столько игрушек, как у вас. И поэтому крестьяне сами мастерили для своих детей игрушки из соломы, тряпочек, дерева, глины. Вот посмотрите, какие веселые игрушки лепили из глины дымковские мастера.

Вечера зимою длинные.

Лепит мастер здесь из глины.

Все игрушки не простые,

                     А волшебно-расписные.

   –  Все эти игрушки лепились из глины, затем несколько дней сушились. Потом дымковские мастера помещали игрушки в печь и обжигали их в жарком огне, чтобы они были прочными и легкими. Как только игрушки остывали, мастера и мастерицы покрывали игрушки мелом, разведенном в молоке. И уже по белому фону раскрашивали разноцветными красками.

   –  Какие цвета есть в дымковской росписи? (Ответы детей).

   –  А какие узоры использовали мастера? (Точки, колечки, кружочки, волнистые линии, решетки и т.д.)

    –  Правильно,        

                             Кружочки, клеточки, полоски –

                              Простой, казалось бы, узор,

                             Но отвести не в силах взор.

   –  А какие игрушки лепили дымковские мастера? (Петухи, барыни, лошадки, козлики и
т.д.)

   –  А в минуты отдыха русские мастера и мастерицы водили хороводы, играли в народные игры. Давайте-ка и мы встанем в хоровод.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

2 часть.

  • А сейчас мы с вами сами превратимся в дымковских мастеров и попробуем слепить лошадку. Занимайте свои рабочие места.
  • Дети, вы помните, как мы с вами лепили козленка? Вот такой способ лепки мы и будем с вами использовать.

Далее идет показ приемов лепки.    

 Скатать цилиндр, один конец цилиндра разрезать пополам до половины, отогнуть одну часть вверх –  это щея и голова лошадки, вторая часть отгибается вниз – это передние ноги. Не разрезанный конец цилиндра тоже отогнуть вниз – это задние ноги. Вытянуть путем прищипывания уши. Скатать гриву и хвост.         

В заключении полюбоваться готовыми игрушками:

                         Кони глиняные мчатся

                        На подставках что есть сил.

                        И за хвост не удержаться,

                        Если гриву упустил.

Литература:

  1. О.А.Соломенникова «Радость творчества» Москва Мозаика-синтез 2005 г.
  2. «Дошкольное воспитание» №3, 1997 г.
  3. А. Рогов «Кладовая радости»

Н.Б.Холезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» Москва «Просвещение» 1984 г.

 

Приложение

 

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

Уважаемые родители? просим Вас ответить на несколько вопросов.

Данная анкета является анонимной, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

  1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
  2. Да.
  3. Нет.
  4. Что для вас означает выражение «быть патриотом»?

 

 

  1. Считаете ли вы важным воспитаниеу детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
  2. Да.
  3. Нет.
  4. Где, по-вашему, ребенокполучает основы патриотизма?
  5. В школе.
  6. В семье.
  7. В детском саду.
  8. Есть ли у вашего ребенкажелание узнавать о своем родном крае, родной станице?
  9. Да.
  10. Нет.
  11. Иногда.
  12. Рассказываете ли вы своему ребенку о селе, его истории, знаменитых людях?
  13. Да.
  14. Нет.
  15. Иногда.
  16. В каких местах нашего села вы любите бывать со своим ребенком?

 

 

  1. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенкалюбви к родному краю?

 

  1. Какой помощи в этом направлении Вы ждете от детского сада?

 

БЛАГОДАРИМ ВАС!

 

Викторина «Моя малая Родина»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о своей «малой» Родине.

Разминка

  1. В какой стране мы живем?
  2. В каком селе мы живем?
  3. На какой улице расположен детский сад?
  4. В нашем селе много разных улиц. Кто знает, как они называются?

«Достопримечательности села»

Воспитатель располагает на доске иллюстрации с изображением достопримечательностей села. Дети должны внимательно их рассмотреть и рассказать, что на них изображено.

«Знатоки»

Воспитатель: Дети, вы знаете, что в селе много разных зданий. Все они различаются по своему назначению. Я предлагаю ответить на мои вопросы и узнать, что это за здание.

  1. Как называется здание, в которое дети приходят утром, занимаются, играют, а вечером их забирают домой родители? (детский сад).
  2. Как называется здание, в котором мы можем купить продукты? (магазин).
  3. Как называется здание, в котором живут люди? (дом).
  4. Как называется здание, в котором лечат детей? (поликлиника, больница).
  5. В этом здании мы можем отправить письмо или посылку? (почта).
  6. Как называется здание, в котором мы смотрим спектакль? (дом культуры).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лепка «Дымковская лошадка»

      Цель:

    Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

      Задачи:      

  1. Расширять представление детей о дымковской игрушке.
  2. Развивать желание лепить игрушку своими руками.
  3. Учить лепить лошадку комбинированным способом.
  1. Закреплять различные способы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание.
  1. Показать характерные особенности дымковской игрушки – коня.
  2. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.
  3. Воспитывать самостоятельность и творчество.

    Методические приемы и указания:

  1. Показ игрушки.
  2. Показ и напоминание приемов лепки.
  3. Объяснение, рассказ.
  4. Стихи, потешки.
  5. Индивидуальная работа (Владик, Света)

    Предварительная работа:

  1. Рассматривание народных игрушек.
  2.   Разучивание народных игр, хороводов.

    Материалы и оборудование: Народные игрушки: дымковские, городецкие и др. Дощечки, стеки, пластилин, тряпочки.

    Ход:

1 часть.

-Дети, мы с вами живем в большой и прекрасной стране – Россия. В ней очень много разных городов, сел, деревень, в которых живут настоящие мастера и умельцы. Вот сегодня мы с вами отправимся в гости к таким мастерам в вятское село Дымково:

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое

Дымково назвали.

   – Вот мы с вами и пришли (презентация русской избы). Когда-то давным-давно у крестьянских ребятишек, которые жили в такой избе, не было столько игрушек, как у вас. И поэтому крестьяне сами мастерили для своих детей игрушки из соломы, тряпочек, дерева, глины. Вот посмотрите, какие веселые игрушки лепили из глины дымковские мастера.

Вечера зимою длинные.

Лепит мастер здесь из глины.

Все игрушки не простые,

                     А волшебно-расписные.

   –  Все эти игрушки лепились из глины, затем несколько дней сушились. Потом дымковские мастера помещали игрушки в печь и обжигали их в жарком огне, чтобы они были прочными и легкими. Как только игрушки остывали, мастера и мастерицы покрывали игрушки мелом, разведенном в молоке. И уже по белому фону раскрашивали разноцветными красками.

   –  Какие цвета есть в дымковской росписи? (Ответы детей).

   –  А какие узоры использовали мастера? (Точки, колечки, кружочки, волнистые линии, решетки и т.д.)

    –  Правильно,        

                             Кружочки, клеточки, полоски –

                              Простой, казалось бы, узор,

                             Но отвести не в силах взор.

   –  А какие игрушки лепили дымковские мастера? (Петухи, барыни, лошадки, козлики и
т.д.)

   –  А в минуты отдыха русские мастера и мастерицы водили хороводы, играли в народные игры. Давайте-ка и мы встанем в хоровод.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

2 часть.

  • А сейчас мы с вами сами превратимся в дымковских мастеров и попробуем слепить лошадку. Занимайте свои рабочие места.
  • Дети, вы помните, как мы с вами лепили козленка? Вот такой способ лепки мы и будем с вами использовать.

Далее идет показ приемов лепки.    

 Скатать цилиндр, один конец цилиндра разрезать пополам до половины, отогнуть одну часть вверх –  это щея и голова лошадки, вторая часть отгибается вниз – это передние ноги. Не разрезанный конец цилиндра тоже отогнуть вниз – это задние ноги. Вытянуть путем прищипывания уши. Скатать гриву и хвост.         

В заключении полюбоваться готовыми игрушками:

                         Кони глиняные мчатся

                        На подставках что есть сил.

                        И за хвост не удержаться,

                        Если гриву упустил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Украшение фартука» (декоративное рисование)

Программное содержаниеучить детей на полосе составлять простой узор из элементов народного орнамента; закрепить приём примакивания, ритм: слева -справа – между ними; упражнять в использовании нетрадиционной технике изображения (пальчиковая живопись); развивать цветное восприятие; воспитывать самостоятельное творчество; активизировать в речи детей: узор, элемент узора, примакивания, красный и зелёный цвет.

Оборудование: силуэт фартука, гуашь красного, зелёного цвета, два образца украшенных фартучков, Медвежонок, демонстративная доска, оборудование для показа приёмов изображения, «волшебная» полочка для детских работ.

Ход   1 часть.

– Здравствуйте, ребята. Мы с Мишуткой Вас ждём.

– Мишутка, но почему ты такой грустный, ты не рад встречи с ребятами?

– Да вы что, я очень люблю приходить к Вам в гости встречаться с ребятами. Но ко мне должны завтра прийти гости, я буду готовить угощение и очень боюсь испачкать свою шубку.

– Давай, Мишутка спросим у ребят, что надо сделать, чтобы не испачкаться?

– Правильно, ребята, надо одеть фартучек.

– Посмотри Мишенька, как много у нас фартуков.

– Вижу, только они совсем не украшены.

– Мы с ребятами поможем тебе украсить их. Согласны ребята?

– У меня есть фартуки с разными узорами. Давайте посмотрим на них.

– Чем украшен этот фартук?

– Правильно, полосками. Где на фартуке расположены полоски?

– Внизу фартука. А вы знаете как нарисовать? Нужно приложить кисточку всем ворсом к бумаге и убрать – листочек готов. А как нарисовать цветы?

– Хорошо, нарисуем кружочек и закрашиваем его. Ребята, а знаете, можно нарисовать цветным пальчиком: набираем краску на указательный пальчик и приложим его к бумаге – цветочек готов. Потом пальчик помоем и осушим его о салфетку.

– А какой узор между полосками?

– Правильно, листочки и цветочки. Как они расположены на этом фартуке?

– Молодцы, конечно листочек – справа, другой – слева, а между ними цветочек. На что похожи цветочки?

– Правильно, на кружочки. Какого цвета листочки?

– Молодцы, зелёные. А цветы?

– Замечательно, молодцы, цветы красного цвета.

– Давайте посмотрим на узор второго фартука. Что изменилось?

– Правильно, ребята, на этом фартуке другой узор. Три листочка слева, справа и между ними, рядом цветы и опять три листочка. Посмотрим ещё на оба фартучка. Чем они похожи?

– Правильно, элементы узора одинаковые: листочки, цветочки и полоски.

– Скажите, с чего начнем украшать свой фартучек?

– Правильно, с полосок, затем между полосками нарисуем узор из листочков и цветочков. Полоски рисуем слева – направо, одним движением кисти не останавливаемся. Не забудьте оставить место для узора.

– Подумайте, как вы их расположите: листочки и цветочки. Кто уже придумал узор приступайте к рисованию. Держите спину прямо.

2 часть. – Мы с Мишуткой будем смотреть как Вы рисуете.

Индивидуальная помощь, словесные указания, показ на своём силуэте, поощрение, закрепление. (Какой элемент рисуешь? Какого цвета? Где расположены? Как надо «купать» кисточку?)

3 часть. Анализ детских работ.

– Кто уже украсил фартучек, несите его на нашу полочку. Давайте на них посмотрим. И ты Мишенька посмотри.

– Катя, найди фартучек с ровным узором. Почему ты выбрала этот фартучек?

– Молодец, потому что полоски нарисованы ровно и узор между ними аккуратный. Листочки нарисованы слева, справа, а между ними – цвеиочки.

– Мишенька, тебе нравится наши фартучки?

– Конечно, нравится?

– Мы тебе их дарим, чтобы ты не испачкал шубку, когда будешь угощать гостей.

– Ребята, давайте попрощаемся с нашем гостей.

 

«Моя семья»(рисование)                                                                                 

Цель: учить правильно определять членов семьи и фото, рассказывать о них, рисовать характерные черты внешности; направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине; развивать мышление; воспитывать уважение к родным.                                                                         Задачи: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при просматривании фотографий своей семьи и прослушивании мелодии «Колыбельная»; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование членов своей семьи); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.                                                                           

Ход

1.Организационный момент.                                                                                                            Рассматривание картинки «Семья».                                                                                                                 Задание: перечисли всех членов семьи, которых ты видишь на картинке «Семьи». Скажи, кем работают, чем увлекаются, как проводят свободное время и т. д.                                                      2. Фотовыставка «Моя семья».                                                                                                                          Дети показывают фотографии своей семьи и называют членов семьи.                                            3. Игра «Скажи наоборот».

Дедушка старше, а папа ….(моложе).

Мама моложе, а бабушка…. (старше).

Папа выше, а мама (ниже).

Папа большой, а сын….(маленький).

  1. Беседа.Воспитатель объясняет, что бабушка – это папина или мамина мама; дедушка – это папин или мамин папа; ребенок (мальчик) для папы и мамы – это сын, девочка для родителей – дочь; мальчик для сестры – брат; девочка для брата – сестра.

Воспитатель показывает картину с изображением семьи и просит показать: брата, сестру, папину маму, папиного папу, дочь, сына.

Чтение стихотворений о маме и бабушке.

Кто всегда со всеми ладит,

Шьет, пирог готовит, гладит,

Никогда не отдыхает,

Ни о чем не забывает.

Поцелует, приласкает,

За плохое поругает,

А потом сто раз простит,

Когда болен ты, не спит.

Вопросы:

– О ком стихотворение?

– Что делает мама?

– Почему вы любите своих мам?

А у бабушки с утра

Очень сложная пора:

Внуков в садик разбудить,

Завтрак приготовить,

И прибраться не забыть,

И не хмурить брови.

Когда внуки не встают.

Завтрак стынет вкусный.

Пусть еще чуть-чуть вздремнут,

Ей совсем не грустно.

Не пришла еще пора

Обижаться ей с утра.

Вопросы:

– О ком стихотворение?

– Что делает бабушка?

– Почему вы любите своих бабушек?

  1. Слушание «Колыбельной» (муз. А. Гречанинова).

Дети прослушивают музыкальную композицию и отмечают выразительные средства музыкального произведения: громкость, темп, высокие – низкие звуки и т. п.

  1. Рефлексия.

Дети рисуют портрет одного из членов семьи цветными карандашами; выделяют характерные черты внешности (длина волос, прическа, очки, цвет и т. п.).