автор: Максимова Ольга Александровна
Преподаватель по классу народного вокала г.Омск БОУ ДО «ДШИ № 2 им. А.А. Цыганкова
Народный вокал для начинающих
Народный вокал для начинающих!!!
Народный фольклор — благодатная почва для обучения детей дошкольного и школьного возраста. Дети вводятся в мир игры, учатся координировать пение и разговорную речь, пение и движение, а также овладевают игрой на народных шумовых инструментах. Вместе с этим ребята познают науку правильного дыхания и опоры при пении.
Конечно же, для любого преподавателя основной задачей является правильная подача звука на первоначальном этапе обучения. Голосовой аппарат ребенка — это система, система очень хрупкая, так как детский голос требует особого внимания и чуткого отношения. Чуткого потому что, зачастую родители приводя детей на обучение еще не до конца смогли выбрать путь для своего чада – будет ли это его профессией, хобби или направление вокала, вообще может кардинально измениться (из народного в эстрадный, академический и т.д). Поэтому на начальном этапе обучения важно донести до ребенка и его родителей, соблюдение голосового режима.
Рекомендую проводить занятие не более 40 минут и делить его на несколько, важных, на мой взгляд, этапах:
- Дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика;
- Требовательная работа над артикуляционным аппаратом, потому что — это залог, выразительности пения и пения на крепкой опоре;
- Пение попевок на одной ноте с дальнейшим увеличением и усложнением попевок;
- Разучивание новых песен и повторение старого материала;
- Освоение шумовых инструментов, разучивание различных ритмических рисунков;
- Подготовка концертных номеров и закрепление ранее пройденного материала.
Безусловно, работа на любом этапе занятия требует профессионализма преподавателя так, как детям присуща утомляемость голоса. И , как показывает практика, современный ребенок подвержен различным голосовым болезням, из-за напряженного графика. Как правило, урок строится на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Включение в урок нескольких этапов позволяет снимать голосовую усталость, за счет чередования различных видов деятельности, что способствует продуктивной творческой и учебной деятельности.
На первом месте в работе преподавателя — научить ребенка правильно дышать при пении, чувствовать опору голоса. Если ребенок поймет отличие певческого дыхания от разговорного – это залог успеха в вокале и великолепная профилактика гигиены голоса. Необходимо объяснить, что такое диафрагма, диафрагмальное дыхание и принцип работы. Как только маленькие певцы научатся правильно работать диафрагмой, преподавателю станет легче прослеживать учебный процесс. Таким образом, тренировка диафрагмального дыхания — один из основных навыков, который учащиеся должны понять и хорошо усвоить. Для укрепления дыхательных мышц, развития звучности и силы голоса, детям можно предложить выполнить несложные упражнения:
- «Надуй свой шарик» — я всегда прошу положить детей руки на живот и поработать мышцами, будто они качают пресс. При этом ВДОХ должен быть коротким и активным через нос, а ВЫДОХ самопроизвольным через рот. Таким образом, воздух попадает в диафрагму, от этого живот становится большим. Всего несколько подходов достаточно, чтобы показать работу мышц живота.
- «Понюхай цветок» — это упражнение является эффективным как в работе дошкольниками, так и в работе с ребятами старшей группы. Я предлагаю детям представить, что у каждого в руке очень красивый цветок, который надо понюхать. В начале нужно спокойно вдохнуть приятный аромат через нос, чтобы наши мышцы живота явно выдвинулись впереди и также спокойно выдохнуть.
Во всех упражнениях нужно проследить за тем, чтобы вдох был ровным,грудная клетка не поднималась, а выдох был свободный и непроизвольный. Поскольку внимание детей короткое, а упражнения довольно эффективные, долго останавливаться на них не нужно.
Переходя на следующий этап, первых занятий вокалом, следует уделять внимание правильным речевым навыкам – не только дикции, но и артикуляционному аппарату в целом. Если мы будем слушать народных исполнителей, их песенная речь подобны разговорной речи.
Работу над дикцией лучше начинать с упражнений, которые помогают разогреть мышцы губ и языка. Я в своей работе начинаю со скороговорок, с самых простых, которые знают все дети — это:
- «Шел бык тупогуб,
тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа»
- «Ехал Грека, через реку.
Видит Грека вреке рак.
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап.»
После предложенных скороговорок, ребята с огромным удовольствием самостоятельно ищут еще более интересные варианты, с более расширенным произношением на различные звуки скороговорки.
Проделав работу с диафрагмой и разогревом голосового аппарата, мы приступаем к распеванию, а это еще один из важных этап работы. Так как распевка повышает общий тонус организма ребенка, вызывает состояние творческой активности. Принцип построения на распевке складывается из последовательного чередования старых и разучивания новых попевок. Это помогает прочно закрепить основные певческие навыки. Начинать лучше с простых попевок построенных на одном, удобном звуке:
- «Баршеньки, крутороженьки.
По горам ходят, по долам бродят.
В гусельки играют. Деток потешают.»
- «Ха-ха.ха-ха,что за шум.
В плен лиса попала.
Куры гуси стерегите, чтоб не убежала.»
Конечно же, важен показ и поэтому, первую строчку я стараюсь пропеть сама, а затем дети повторяют. Здесь очень важен контроль над работой диафрагмы. Попросите детей положить руки на живот, чтобы почувствовать диафрагмальное дыхание. Затем продолжаем работу уже над попевками, построенных на двух и более звуках, стараясь следить за работой голосового аппарата. А именно:
- Чтобы ребенок не кричал и не форсировал звук;
- Старался четко выговаривать фразы;
- Следить за точной интонацией;
- Работать над художественной выразительностью.
Конечно же, каждый преподаватель сам выбирает для себя форму работы с детским голосом. Слушая различные коллективы и отдельных солистов, мы не думаем по какому принципу они обучались. Нам Важен результат -благодарность и счастливые глаза зрителей!



