Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Макаревич Наталья Стефановна

Воспитатель Октябрьский детский сад Светлячок Мошковского района Новосибирской области

Педагогический проект «В гостях у сказки»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад ,,Светлячок,,

для детей 2 младшей группы (3-4 года)

Разработала:

Воспитатель:  Макаревич Н.С.

Сентябрь 2014 год

Основание проекта

 

Дошкольное детство —  очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.  

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.                                                                                                

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.

Для повышения интереса к книге, любви к чтению мною был разработан проект «В гостях у сказки». В процессе данного проекта реализуются задачи образовательных областей:  «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», осуществляется тесное взаимодействие с семьей.

         Детская сказка — это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые  и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.

         Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.

       Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями — это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.

       Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.

 

Информационная карта проекта

 

  1. Цели:
  • Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
  • Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

 

  1. Задачи:
  • Учить видеть многообразие сказочного мира, развивать интерес к  русским народным сказкам, чтению художественной литературы.
  • Развивать детское творчество.  Способствовать накоплению литературного опыта через чтение, обсуждение и  драматизацию произведения.
  • Развивать культуру речи. Обогащать и активизировать словарный запас сказочными выражениями.
  • Воспитывать в детях такие человеческие качества как: доброта, сопереживание, умение всегда придти на помощь, эмоциональную отзывчивость.

 

  1. Участники проекта: дети 2 младшей  группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

 

  1. Тип проекта: творческий, групповой.

 

  1. Продолжительность: долгосрочный -1 учебный год (с 1 сентября 2014 г. по 1 июня 2015 г.)

 

  1. Ожидаемый результат:
  • пополнение библиотеки книгами по  разделу «Сказки»;
  • оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;
  • оформление книжек – малышек родителями;
  • изготовление театров  из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
  • разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
  • составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)

 

  1. Трансляция проекта: презентация проекта на педагогическом совете.

 

  1. Этапы работы:

1 этап – подготовительный:

Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.

2 этап – основной: Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.

3 этап – итоговый: Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

 

План – схема реализации проекта

 

Создание

условий для самостоятельной деятельности детей.

Книжный уголок:

  • Оформление уголка книги.
  • Знакомство и рассматривание книг с русскими народными сказками, иллюстрированными художниками: Ю.Васнецовым, В.А.Жигаревым и Е.Рачевым разных изданий.

Книги для чтения и рассматривания:

  «Теремок», «Кот петух и лиса», «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой» и др.

Центр сюжетно-ролевых игр:

  • Создание предметно – развивающей среды по образовательным областям «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
  • Совместное изготовление атрибутов к играм по сюжетам сказок, масок для  игр-драматизаций.

Центр строительно – конструктивных игр:

  • Организация мини-выставки поделок из бросового материала на тему: «Сказочные герои».
  • Приобретение конструкторов различной модификации, «Лего», строительного материала разных размеров.
  • Изготовление модулей и схем для создания построек  по теме: « По дорогам сказки «Теремок».

Центр продуктивных видов деятельности:

Самостоятельная деятельность по сказкам.

  • Работа с раскраски.
  • Изготовление книжек-малышек.
  • Рисование сюжетов  сказок.
  • Поделки из природного и бросового материала.
  • Самостоятельное обыгрывание сюжетов сказок.

Материалы и инструменты: цветные карандаши, восковые мелки, пластилин, глина, гуашь, природный и бросовый материал.

Взаимодействие с семьёй.
  • Совместное творчество  родителей и детей. Выставка «Моя любимая сказка».
  • Маршрут  выходного дня: «Театр сказок», «Музей игрушек»
  • Круглый стол на тему «Сказка ложь, да в ней намек»
  • Оформление папки-передвижки на тему «Сказка в жизни ребенка»
  • Акция «Подари книгу группе»
  • Обобщение опыта семейного воспитания «Мама почитай-ка»
  • Консультации : «Сочиняем сказку. Уроки творчества», «Сказка в развитии речи детей», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
  • Рекомендации на тему «Сказка в жизни ребенка»
Программно-методическое обеспечение
  • Оформление тематического альбома «Здравствуй, сказка»
  • Составление картотек с речевым материалом
  • Разработка конспектов  тематических и интегрированных занятий по теме « Сказка»
  • Подбор иллюстративного материала художников иллюстраторов к сказкам.
  • Создание презентации по результатам проекта

 

Итоговое событие:

  • День открытых дверей: Досуг «Путешествие  в сказку».
  • Презентация проекта на Педагогическом совете №3 «Речевое развитие дошкольников – проблемы, пути решения».

 


Комплексно-тематический план образовательной работы

во 2 младшей группе ,,Радуга,,

на тему «В гостях у сказки!»

Направления развития Познавательно-речевое Социально-личностное Художественно-эстетическое Физическая

культура

Образоват. области Коммуникация Познание   Чтение худ.

лит-ры

Социализация Труд Безопас-ность Худ.твор-чество Музыка Физкуль-тура Здоровье
Виды совместной деятельности Беседа «Удивительный мир сказки» Рассказ воспитате-ля «Откуда к нам пришли сказки» Чтение и обсуждение сказок.

Объяснение значений устаревших слов.

Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»;

«Театр»

Ремонт книг Моделирование ситуации:

«Помоги сказочному герою, он попал в беду»;

«Лиса упала в колодец»;

«Медведь не может выбраться из болота»

Рисование:

«Нарядный сарафан для Машеньки»

Игры на музыкальных инструментах Утренняя гимнастика: «Мишка спит в своей берлоге» Комплекс бодрящей гимнастики «Веселые медвежата» ( с исп.элем.коррегир.гимнастики)
Беседа: «Сказки разные бывают» Создание в группе книг- самоделок: «Иллюстрации к сказкам»

«Лисичка со скалочкой»

Просмотр мультфильмов. Совместные игры-фантазии: «Гости у Бабуси-Ягуси» Поговорки о труде Беседа о безопасном поведении дома, на улице, в гостях, с незнакомыми людьми по сказкам:

«Гуси-лебеди»

«Волк и семеро козлят»

«Кошкин дом»

Маша и Медведь»

«Три медведя»

Лепка

«Медведица с медвежатами»

Музыкаль-ные этюды Игра малой подвижности «К кому пойдешь?» Профилактика плоскостопия «По сказочным дорожкам»
Творческое рассказыва-ние:

«Старая сказка с новым героем»

«Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка»

Составле-ние коллажа с использованием сказочных героев и звука-символа Разучивание диалогов о животных. Д/И:

«Герои рус.нар.сказок»

«Сказки о животных»

Рассказ воспитателя о труде:

«Почему без труда не вынеш рыбки из пруда»

Конструиро-вание из бумаги:

«Три медведя»

«Коза с козлятами»

«Петушок-золотой гребешок»

Д/И «Узнай свой инструмент» Пальчиковая гимнастика «Репка» Гимнастика для глаз «Спи глазок, спи другой»
Виды совместной деятельности Придумыва-ние театральных этюдов

(невербальные средства выразительности)

Рассматри-вание иллюстра-ций по рус.нар.сказкам в книгах разных художников Подготовка к драматизации сказки «Теремок» Игры с предмета-ми:

«Маша в гости к нам пришла»

Посадка «Горошек для Петушка» Изготовле-ние коллажа

«Прогулка по русским народным сказкам»

Прослушивание мелодий  и голосов сказочных героев П/И «Гуси, гуси, га-га-га» Дыхательная гимнастика «Волшебный ветероК»
Рассказ по серии картинок по сказке «Петушок и бобовое зернышко» Игры по ФЭМП (ориентировка в пространстве) «Кто за кем?»

«Который по счету»

«Расставь по росту»

Рассказывание рус.нар.сказки «Колобок»  с использованием модулей Мелкая моторика обводки и штриховка «Сказочные герои»

Игры на развитие мелкой моторики руки «Прокати Смешарик по тропинкам»

«Накорми Петушка»

Словесные игры с мячом:

«Доскажи словечко»

«Назови ласково»

«Чья мама?»

«Чьи детки?»

Салат из сказок «Верни героя в сказку» П/И :

«У медведя во бору»;

Песочная анимация «Сказочный герой»
Краткий перессказ понравившейся сказки по мнемотаб-лице Игры с кубиками:

«Сложи сказку»

«Назови героя сказки»

Эстафетная игра «с исп. Модулей) «Построй теремок»