автор: Макаревич Наталья Стефановна
Воспитатель Октябрьский детский сад Светлячок Мошковского района Новосибирской области
Педагогический проект «В гостях у сказки»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад ,,Светлячок,,
для детей 2 младшей группы (3-4 года)
Разработала:
Воспитатель: Макаревич Н.С.
Сентябрь 2014 год
Основание проекта
Дошкольное детство — очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению мною был разработан проект «В гостях у сказки». В процессе данного проекта реализуются задачи образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», осуществляется тесное взаимодействие с семьей.
Детская сказка — это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.
Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями — это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
Информационная карта проекта
- Цели:
- Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
- Задачи:
- Учить видеть многообразие сказочного мира, развивать интерес к русским народным сказкам, чтению художественной литературы.
- Развивать детское творчество. Способствовать накоплению литературного опыта через чтение, обсуждение и драматизацию произведения.
- Развивать культуру речи. Обогащать и активизировать словарный запас сказочными выражениями.
- Воспитывать в детях такие человеческие качества как: доброта, сопереживание, умение всегда придти на помощь, эмоциональную отзывчивость.
- Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
- Тип проекта: творческий, групповой.
- Продолжительность: долгосрочный -1 учебный год (с 1 сентября 2014 г. по 1 июня 2015 г.)
- Ожидаемый результат:
- пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
- оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;
- оформление книжек – малышек родителями;
- изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
- разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
- составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
- Трансляция проекта: презентация проекта на педагогическом совете.
- Этапы работы:
1 этап – подготовительный:
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной: Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.
3 этап – итоговый: Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План – схема реализации проекта
| Создание
условий для самостоятельной деятельности детей. |
Книжный уголок:
Книги для чтения и рассматривания: «Теремок», «Кот петух и лиса», «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой» и др. Центр сюжетно-ролевых игр:
Центр строительно – конструктивных игр:
Центр продуктивных видов деятельности: Самостоятельная деятельность по сказкам.
Материалы и инструменты: цветные карандаши, восковые мелки, пластилин, глина, гуашь, природный и бросовый материал. |
| Взаимодействие с семьёй. |
|
| Программно-методическое обеспечение |
|
Итоговое событие:
- День открытых дверей: Досуг «Путешествие в сказку».
- Презентация проекта на Педагогическом совете №3 «Речевое развитие дошкольников – проблемы, пути решения».
Комплексно-тематический план образовательной работы
во 2 младшей группе ,,Радуга,,
на тему «В гостях у сказки!»
| Направления развития | Познавательно-речевое | Социально-личностное | Художественно-эстетическое | Физическая
культура |
||||||
| Образоват. области | Коммуникация | Познание | Чтение худ.
лит-ры |
Социализация | Труд | Безопас-ность | Худ.твор-чество | Музыка | Физкуль-тура | Здоровье |
| Виды совместной деятельности | Беседа «Удивительный мир сказки» | Рассказ воспитате-ля «Откуда к нам пришли сказки» | Чтение и обсуждение сказок.
Объяснение значений устаревших слов. |
Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»;
«Театр» |
Ремонт книг | Моделирование ситуации:
«Помоги сказочному герою, он попал в беду»; «Лиса упала в колодец»; «Медведь не может выбраться из болота» |
Рисование:
«Нарядный сарафан для Машеньки» |
Игры на музыкальных инструментах | Утренняя гимнастика: «Мишка спит в своей берлоге» | Комплекс бодрящей гимнастики «Веселые медвежата» ( с исп.элем.коррегир.гимнастики) |
| Беседа: «Сказки разные бывают» | Создание в группе книг- самоделок: «Иллюстрации к сказкам»
«Лисичка со скалочкой» |
Просмотр мультфильмов. | Совместные игры-фантазии: «Гости у Бабуси-Ягуси» | Поговорки о труде | Беседа о безопасном поведении дома, на улице, в гостях, с незнакомыми людьми по сказкам:
«Гуси-лебеди» «Волк и семеро козлят» «Кошкин дом» Маша и Медведь» «Три медведя» |
Лепка
«Медведица с медвежатами» |
Музыкаль-ные этюды | Игра малой подвижности «К кому пойдешь?» | Профилактика плоскостопия «По сказочным дорожкам» | |
| Творческое рассказыва-ние:
«Старая сказка с новым героем» «Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка» |
Составле-ние коллажа с использованием сказочных героев и звука-символа | Разучивание диалогов о животных. | Д/И:
«Герои рус.нар.сказок» «Сказки о животных» |
Рассказ воспитателя о труде:
«Почему без труда не вынеш рыбки из пруда» |
Конструиро-вание из бумаги:
«Три медведя» «Коза с козлятами» «Петушок-золотой гребешок» |
Д/И «Узнай свой инструмент» | Пальчиковая гимнастика «Репка» | Гимнастика для глаз «Спи глазок, спи другой» | ||
| Виды совместной деятельности | Придумыва-ние театральных этюдов
(невербальные средства выразительности) |
Рассматри-вание иллюстра-ций по рус.нар.сказкам в книгах разных художников | Подготовка к драматизации сказки «Теремок» | Игры с предмета-ми:
«Маша в гости к нам пришла» |
Посадка «Горошек для Петушка» | Изготовле-ние коллажа
«Прогулка по русским народным сказкам» |
Прослушивание мелодий и голосов сказочных героев | П/И «Гуси, гуси, га-га-га» | Дыхательная гимнастика «Волшебный ветероК» | |
| Рассказ по серии картинок по сказке «Петушок и бобовое зернышко» | Игры по ФЭМП (ориентировка в пространстве) «Кто за кем?»
«Который по счету» «Расставь по росту» |
Рассказывание рус.нар.сказки «Колобок» с использованием модулей | Мелкая моторика обводки и штриховка «Сказочные герои»
Игры на развитие мелкой моторики руки «Прокати Смешарик по тропинкам» «Накорми Петушка» |
|||||||
| Словесные игры с мячом:
«Доскажи словечко» «Назови ласково» «Чья мама?» «Чьи детки?» |
Салат из сказок «Верни героя в сказку» | П/И :
«У медведя во бору»; |
Песочная анимация «Сказочный герой» | |||||||
| Краткий перессказ понравившейся сказки по мнемотаб-лице | Игры с кубиками:
«Сложи сказку» «Назови героя сказки» |
Эстафетная игра «с исп. Модулей) «Построй теремок» | ||||||||



