автор: Мавлютова Хава Гаптулловна
Учитель музыки МБОУ Большечирклейская СШ
Открытый урок в 5 классе “Мир русской песни”
План-конспект урока музыки
5 класс
Программа: Науменко Т.И. Алеев В.В.
Тема урока: «Мир русской песни»
Конспект урока
Предмет: Музыка
Класс: 5 кл, 2 четверть, 9 урок.
Автор УМК: Науменко Т.И. Алеев В.В.
Тема урока: «Мир русской песни»
Тип урока: урок открытия нового знания
ЦЕЛИ: : формировать регулятивные УУД ( ставить цель, проводить самоконтроль, взаимоконтроль); познавательные ( проводить анализ, синтез), коммуникативные (работать в парах, вести диалог).
Воспитывать целеустремлённость, стремление оказывать помощь.
Планируемые результаты:
– по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;оценивать усваиваемое содержание, формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.
– по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
– по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; определять жанровую основу; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки, эмоционально воспринимать русскую народную песню; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.
Программно-техническое обеспечение:
Компьютер.
CD-проигрыватель.
Проекционная система.
Оснащение урока:
Презентация
Музыкальные отрывки народных песен: «Эй ухнем», «Калинка», «Колыбельная», «Вечерний звон», «Солдатушки, бравы ребятушки».
«Ах ты,степь широкая»
Музыкальный словарь, толковый словарь
Информационные листы для учащихся.
План урока
Мотивирование к учебной деятельности(1-2 мин)
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии(4-5 мин.)
Формулировка темы урока и постановка учебной задачи.(4-5 мин)
Открытие нового знания(7-8 мин)
Первичное закрепление(6-7 мин)
Физкультминутка(1-2 мин)
Самостоятельная работа (4-5 мин)
Включение нового знания в систему знаний (вокально-хоровая работа) (7-8 мин)
Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин)
Содержание урока
Мотивирование к учебной деятельности.
Дети входят в класс под русскую плясовую песню «Камаринская». Садятся вначале девочки, а затем – мальчики.
У.-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке музыки. Какое у вас настроение?
у.-отвечают
У- меня сегодня тоже хорошее настроение.!
Хочу начать наш урок словами русского поэта Ивана Сурикова:
«Как кому на свете дышится, живется – такова и песня у него поется».
Желаю вам успехов на уроке!!! Чтобы вам и жилось и пелось хорошо!
Актуализация знаний и формулировка темы урока.
У.- Что мы узнали на прошлом уроке, ребята?
у- мы узнали, что такое песня- это стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом.
У.- Да, мы узнали, что песня – верный спутник человека, она сопровождает нас всю жизнь.
В песне отражается характер и традиции народа.
Если бы попытаться собрать воедино все песни, то получилась бы огромная летопись истории человечества.
(показ муз. инструментов)
У. -Ребята, а посмотрите у меня здесь музыкальные инструменты. Они вам знакомы? Вы слышали звучание этих инструментов?
)-дети называют знакомые народные инструменты
(показ национальных костюмов).
У.-А здесь национальные костюмы. Какого народа эти музыкальные инструменты, костюмы, утварь?
у – (русские народные)
у (русскую народную).
У – Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
у. (русская песня)
У.- Да, ребята тема нашего урока «Мир русской песни». Записываем в тетради.
3.Формулировка темы урока и постановка учебной задачи
У. ребята, знаете ли вы русские народные песни? Какие?
.-дети отвечают, называют жанры народных песен
У.- Давайте сейчас прослушаем фрагменты двух, знакомых Вам русских народных песен ,и попробуем сравнить их.
Будьте внимательны!
Слушание( «Колыбельная»)
и «Солдатушки, бравы ребятушки»).
У.- В чем похожи эти песни?
у – (они русские народные)
У – О чем говорится в первой?
у – мама укладывает ребенка спать и поет ему.
У.-А какова интонация, мелодия этой песни?
у – она медленная, спокойная, звучит без музыкального сопровождения, одноголосая
У – Хорошо! А вторая песня « Солдатушки, бравы ребятушки» о чем в ней говорится?
у – о солдатах, о их подвигах и славе, о походе
У – Какова мелодия этой песни?
у – Динамичная., маршеобразная,
У – какова интонация?
у – интонация – торжественная, призывная
У – кто исполняет?
У – сопровождает песню целый оркестр муз. инструментов и исполняет хор.
У – Мы прослушали две русских народных песни, но звучат они почему-то по- разному и рассказывают нам о разном. Вы знаете, почему? Как вы думаете?
у – они рассказывают о жизни народа, о буднях и праздниках.
У – Чему мы должны научиться?
у – (узнать виды русских песен, научиться различать их, научится петь русские народные песни, узнать из чего состоит мир русской песни)
У-А где, мы можем получить необходимые знания?
у – (Интернет, книга, учитель расскажет)
4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Проект выхода из затруднения.
Изучить тему в учебнике самостоятельно.
Постараться объяснить другим ученикам.
Ответить на затруднительный вопрос.
Реализация проекта.
Самостоятельное изучение нового материала.
Объяснение изученного материала одним из учеников.
Ответ на затруднительный вопрос. ( песни разных жанров)
Определение жанра прослушанных русских народных песен и фиксирование этих жанров на доске.
Слушание музыки.
У- Сегодня мы с вами прослушаем замечательную лирическую русскую народную песню «Ах ты,степь широкая».Определите её характер.
Слушание песни.
у- песня звучала медленно,напевно.
У-А кто исполнял песню?
у- её пел хор.
У- кто уточнит- какой хор по составу?
Ответы учеников – Смешанный -(и женщины и мужчины)и оркестр народных инструментов.
У- О чем эта песня?
у–О Волге, о просторах Руси.
УК- А как вы думаете, почему Волгу в народе называют матушкой?
у- потому что эта река нас и кормит и поит, по ней ходят корабли.
У- Молодцы, все верно. Но что же, отличает народную песню от современных, на Ваш взгляд?
у- она поется с повторениями строк, лов. Она певучая, тянется.
У- Молодцы.Вы правильно заметили, что в народных песнях много так называемых распевов,когда на один слог приходится много звуков.
Попробуем спеть небольшой фрагмент. слова-в учебнике.
Работа с учебником:
Ах ты степь широ-о-о-о-ка-я.
Степь раздо-о-о-льна-а-я.
Ах,ты,Волга-ма-а-а-а-ту-ушка,
Волна во-о-о-о-льна-я.
У- Ребята, вот песни такого певучего ,распевного характера и называются
Протяжные – запись на доске.
Первичное закрепление.
У-1.Прослушайте фрагмент песни и определите жанр
Слушаем – «Эй, ухнем!». Анализируем .
У – о чем эта песня. К какому жанру мы ее можем отнести?
у – Трудовые,
(фиксируем на доске)- Трудовая.
- Слушаем «Калинка», анализируем, определяем жанр названных, фиксируем на доске- Плясовая.
3.«Виноград в саду цветет».
У – О чем говорится в песне?
у – о женихе. О свадьбе.
У – Свадьба на Руси – это целое представление. Ведь недаром говорится «сыграть свадьбу». Свадьба продолжалась несколько дней и сопровождалась огромным количеством песен славящих жениха и невесту, шуточных, играми и обрядами. Как вы думаете, к какому из названных жанров она относится.?
у – дети отвечают -свадебная
У- Эта песня – свадебная и относится к жанру обрядовые. Но не только на свадьбе пели обрядовые песни. Все русские праздники содержат в себе множество обрядов и обрядовых песен.
Запись на доске – Обрядовые песни.
У – Но не всегда, ребята в народной песне отсутствовал автор. Иногда они основывались авторских стихотворениях. Одно из них «Вечерний звон» автор стихов Иван Козлов. Давайте ее прослушаем.
Слушание песни в записи «Вечерний звон»
У – О чем говорит песня?
у – (музыка звучит плавно, протяжно, задумчиво, исполняет солист и хор, который изображает колокольный звон, песня звучит без инструментального сопровождения).
У – Посмотрите на картину Исаака Левитана «Вечерний звон». Всмотритесь, вслушайтесь в неё. Перекликаются ли эти произведения?
у -(да, на картине изображен храм, церковь на берегу реки, сумерки, осенний лес, все это облик родины и кажется по всей округе раздается колокольный звон).
У – Ребята, песни , которые рассказывают о красоте природы, о родине, о нелегкой женской доле, любви – называются лирическими.
(фиксирование на доске – Лирические)
У – А сейчас посмотрите на это четверостишие.
(слайд с записью слов частушки)
У – Давайте сымпровизируем и попробуем напеть его.
(варианты импровизации детей на заданный текст).
У – Я тоже предложу свой вариант.(слушаем частушку). Узнали ли вы жанр?
У – А что такое частушка?
Откуда можем узнать более точную информацию?
Работа со словарем в группах (словарь)
Давайте поработаем в группе. Сегодня руководителем группы будет (называем ученика)
У – Какая у нас цель?
у- узнать, что такое частушка.
У – Все вместе находим информацию, анализируем. И один из вас держит ответ у доски. Дети готовятся и отвечают.
У – Итак ,еще один жанр русской песни – частушка.
(фиксируем на доске – частушка)
Творческое задание «Собери частушку».
Не смотрите так, девчонки,
Мы не заволнуемся,
Мы поучимся на славу
И посоревнуемся.
Мы, как видите, красавцы,
И сердца у нас горят
Да к тому же мастера мы
Петь частушки для девчат.
Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.
Я танцую и пою,
И учусь отлично.
Да к тому же, посмотрите.
Очень симпатична.
Ох, девчонки, не волнуйтесь
Я ведь тоже не плохой,
И в учебе все в порядке –
Скоро буду я герой.
Ах, как мне не погордиться
Хороши мои дела,
Все контрольные работы
На пятерочки сдала.
– Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)
У – Несмотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её.
на доске слово из разбросанных букв ПВЧЕЕСУЬТ (певучесть)
Запишем в тетрадь все жанры русских песен.
Ребята все жанры вместе и составляют мир русской песни (фиксируем на доске)
6.Физкультминутка «Мы – музыканты» /имитация движений
Мы – весёлые артисты,
Иногда мы пианисты…
Инструменты все мы знаем
И на скрипке вам сыграем…
Если будем мы в ударе, то сыграем на гитаре…
Как большие меломаны,
Очень любим барабаны…
Знает город и район
Звонкий наш аккордеон…
Все мы – юные таланты,
Все ребята – музыканты!(аплодисменты)
7.Самостоятельная работа
Игра «Собери слоги – назови жанр»
Е ис ри то чес
Дат ски сол е
До тру вы е
со вы пля е
ри чес ли ки е
е точ ны шу
е деб сва ны
туш час ки
тяж-про-ные
У- Зачитаем , что у вас получилось.(дети читают слова-жанры народных песен):
Ли- ри – чес- кие
Сол- дат –ски -е
Час- туш -ки
Об -ря- до-вые
Тру- до-вые
Хо -ро- вод –ны -е
Ко -лы- бель- ны- е
Про-тяж-ные
2.Определите на слух к какому жанру относится песня и заполните таблицу.
Раздаем подготовленные листочки с таблицей
Жанр песни
Баю, баюшки, баю
Солдатушки, браво, ребятушки!
Калинка
Эй, ухнем
Во поле береза стояла
Ах ты ,степь широкая
Проверьте себя – (слайд)
Самопроверка полученных знаний
Жанр песни
Баю, баюшки, баю
колыбельная
Солдатушки, браво, ребятушки!
солдатская
Калинка
плясовая
Эй, ухнем
трудовая
Во поле береза стояла
хороводная
Ах ты,степь широкая
протяжная
8.Включение нового знания в систему знаний. Вокально-хоровая работа.
У – Мир русской песни включает в себя всю красоту полей, лесов, бескрайних степей нашей родины. И сегодня мы с вами разучим песню нашего края. Называется она «Земелюшка- чернозем».
А, что такое чернозем? (так называется вид почвы, наиболее распространена в наших регионах, поэтому часто так говорят – Черноземье).- А как вы думаете, кто автор этой песни?
Да ребята это русская народная песня. Послушайте, как она звучит.
(-показ песни педагогом)
У-Давайте вспомним правила посадки во время пения.
-Давайте пропоем куплет песни с помощью одного слога –ля.
Распевка- вокализ.
У-Берем тексты песни на вашем столе и поем все вместе.
(Разучивание слов 3-х куплетов).
У-Ребята, скажите к какому жанру русской народной песни относится эта песня.
у-(хороводная, плясовая).
У-А кто знает,что такое хоровод?
у-дети отвечают.
У-Верно,хоровод – старинный массовый танец у славянских народов, сопровождаемый песнями и драматическим действием. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило-солнце, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались.
9.Рефлексия .
Игра-тест «Верите ли вы, что…»
Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».
– Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?
– Верители вы, что русская песня поется только хором?
– Верите , ли вы, что короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов называется частушкой?
– Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства?
(Да, поэзия и музыка)
У- Народная песня- это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.
Берегите её!
У-Ребята, посмотрите у вас на столах лежат ленты трех цветов: красные, синие и желтые. Сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке и прикрепить ленту на нашу березку. Красная лента означает отличную работу, синяя- хорошую, желтая, если вы считаете, что не все усвоили.
У- Начинайте словами: я сегодня научился… или я сегодня узнал (дети проводят самооценку своей работы на уроке, учитель вносит комментарии и выставляет оценки за урок).
Домашнее задание
У- Ребята, а хотели бы вы узнать, какие песни пели ваши прабабушки, бабушки и дедушки? А зачем я вас об этом спросила? Да, ребята дома побеседуйте со своими бабушками, запишите текст и разучите русскую народную песню.
А на следующем уроке мы отправимся с вами в путешествие, за границы нашей страны. Потому что будем изучать песни народов мира.
Спасибо за урок.
(Дети под народную мелодию выходят из класса.)