Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Мавлютова Хава Гаптулловна

Учитель музыки МБОУ Большечирклейская СШ

Открытый урок в 5 классе “Мир русской песни”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока музыки

5 класс

Программа: Науменко Т.И. Алеев В.В.

Тема урока: «Мир русской песни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

 

Предмет: Музыка

Класс: 5  кл, 2 четверть, 9 урок.

Автор УМК: Науменко Т.И. Алеев В.В.

Тема урока: «Мир русской песни»

Тип урока: урок открытия нового знания

 

ЦЕЛИ: : формировать регулятивные УУД ( ставить цель, проводить самоконтроль, взаимоконтроль); познавательные ( проводить анализ, синтез), коммуникативные (работать в парах, вести диалог).

Воспитывать целеустремлённость, стремление оказывать помощь.

Планируемые результаты:

– по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;оценивать усваиваемое содержание, формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.

– по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

– по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; определять жанровую основу; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки, эмоционально воспринимать русскую народную песню; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Программно-техническое обеспечение:

Компьютер.

CD-проигрыватель.

Проекционная система.

Оснащение урока:

Презентация

Музыкальные отрывки народных песен: «Эй ухнем», «Калинка», «Колыбельная», «Вечерний звон», «Солдатушки, бравы ребятушки».

«Ах ты,степь широкая»

Музыкальный словарь, толковый словарь

Информационные листы для учащихся.

План урока

Мотивирование к учебной деятельности(1-2 мин)

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии(4-5 мин.)

Формулировка темы урока и постановка учебной задачи.(4-5 мин)

Открытие нового знания(7-8 мин)

Первичное закрепление(6-7 мин)

Физкультминутка(1-2 мин)

Самостоятельная работа (4-5 мин)

Включение нового знания в систему знаний (вокально-хоровая работа) (7-8 мин)

Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин)

                                    Содержание урока

Мотивирование к учебной деятельности.

Дети входят в класс под русскую плясовую песню «Камаринская». Садятся вначале девочки, а затем – мальчики.

У.-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке музыки. Какое у вас настроение?

у.-отвечают

У- меня сегодня тоже хорошее настроение.!

Хочу начать наш урок словами русского поэта Ивана Сурикова:

«Как кому на свете дышится, живется – такова и песня у него поется».

Желаю вам успехов на уроке!!! Чтобы вам и жилось и пелось хорошо!

Актуализация знаний и формулировка темы урока.

У.- Что мы узнали на прошлом уроке, ребята?

у- мы узнали, что такое песня- это стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом.

У.- Да, мы узнали, что песня – верный спутник человека, она сопровождает нас всю жизнь.

В песне отражается характер и традиции народа.

Если бы попытаться собрать воедино все песни, то получилась бы огромная летопись истории человечества.

(показ муз. инструментов)

У. -Ребята, а посмотрите у меня здесь музыкальные инструменты. Они вам знакомы? Вы слышали звучание этих инструментов?

)-дети называют знакомые народные инструменты

(показ национальных костюмов).

У.-А здесь национальные костюмы. Какого народа эти музыкальные инструменты, костюмы, утварь?

у – (русские народные)

у (русскую народную).

У – Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

у. (русская песня)

У.- Да, ребята тема нашего урока «Мир русской песни». Записываем в тетради.

3.Формулировка темы урока и постановка учебной задачи

У. ребята, знаете ли вы русские народные песни? Какие?

.-дети отвечают, называют жанры народных песен

У.- Давайте сейчас прослушаем фрагменты двух, знакомых Вам русских народных песен ,и попробуем сравнить их.

Будьте внимательны!

Слушание( «Колыбельная»)

и «Солдатушки, бравы ребятушки»).

У.- В чем похожи эти песни?

у – (они русские народные)

У – О чем говорится в первой?

у – мама укладывает ребенка спать и поет ему.

У.-А какова интонация, мелодия этой песни?

у – она медленная, спокойная, звучит без музыкального сопровождения, одноголосая

У – Хорошо! А вторая песня « Солдатушки, бравы ребятушки» о чем в ней говорится?

у – о солдатах, о их подвигах и славе, о походе

У – Какова мелодия этой песни?

у – Динамичная., маршеобразная,

У – какова интонация?

у – интонация – торжественная, призывная

У – кто исполняет?

У – сопровождает песню целый оркестр муз. инструментов и исполняет хор.

У – Мы прослушали две русских народных песни, но звучат они почему-то по- разному и рассказывают нам о разном. Вы знаете, почему? Как вы думаете?

у – они рассказывают о жизни народа, о буднях и праздниках.

У – Чему мы должны научиться?

у – (узнать виды русских песен, научиться различать их, научится петь русские народные песни, узнать из чего состоит мир русской песни)

У-А где, мы можем получить необходимые знания?

у – (Интернет, книга, учитель расскажет)

4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

Проект выхода из затруднения.

Изучить тему в учебнике самостоятельно.

Постараться объяснить другим ученикам.

Ответить на затруднительный вопрос.

Реализация проекта.

Самостоятельное изучение нового материала.

Объяснение изученного материала одним из учеников.

Ответ на затруднительный вопрос. ( песни разных жанров)

Определение жанра прослушанных русских народных песен и фиксирование этих жанров на доске.

Слушание музыки.

У- Сегодня мы с вами прослушаем замечательную лирическую русскую народную песню «Ах ты,степь широкая».Определите её характер.

Слушание песни.

у- песня звучала медленно,напевно.

У-А кто исполнял песню?

у- её пел хор.

У- кто уточнит- какой хор по составу?

Ответы учеников – Смешанный -(и женщины и мужчины)и оркестр народных инструментов.

У- О чем эта песня?

у–О Волге, о просторах Руси.

УК- А как вы думаете, почему Волгу в народе называют матушкой?

у- потому что эта река нас и кормит и поит, по ней ходят корабли.

У- Молодцы, все верно. Но что же, отличает народную песню от современных, на Ваш взгляд?

у- она поется с повторениями строк, лов. Она певучая, тянется.

У- Молодцы.Вы правильно заметили, что в народных песнях много так называемых распевов,когда на один слог приходится много звуков.

Попробуем спеть небольшой фрагмент. слова-в учебнике.

Работа с учебником:

Ах ты степь широ-о-о-о-ка-я.

Степь раздо-о-о-льна-а-я.

Ах,ты,Волга-ма-а-а-а-ту-ушка,

Волна во-о-о-о-льна-я.

У- Ребята, вот песни такого певучего ,распевного характера и называются

Протяжные – запись на доске.

Первичное закрепление.

У-1.Прослушайте фрагмент песни и определите жанр

Слушаем – «Эй, ухнем!». Анализируем .

У – о чем эта песня. К какому жанру мы ее можем отнести?

у – Трудовые,

(фиксируем на доске)- Трудовая.

  1. Слушаем «Калинка», анализируем, определяем жанр названных, фиксируем на доске- Плясовая.

3.«Виноград в саду цветет».

У – О чем говорится в песне?

у – о женихе. О свадьбе.

У – Свадьба на Руси – это целое представление. Ведь недаром говорится «сыграть свадьбу». Свадьба продолжалась несколько дней и сопровождалась огромным количеством песен славящих жениха и невесту, шуточных, играми и обрядами. Как вы думаете, к какому из названных жанров она относится.?

у – дети отвечают -свадебная

У- Эта песня – свадебная и относится к жанру обрядовые. Но не только на свадьбе пели обрядовые песни. Все русские праздники содержат в себе множество обрядов и обрядовых песен.

Запись на доске – Обрядовые песни.

У – Но не всегда, ребята в народной песне отсутствовал автор. Иногда они основывались авторских стихотворениях. Одно из них «Вечерний звон» автор стихов Иван Козлов. Давайте ее прослушаем.

Слушание песни в записи «Вечерний звон»

У – О чем говорит песня?

у – (музыка звучит плавно, протяжно, задумчиво, исполняет солист и хор, который изображает колокольный звон, песня звучит без инструментального сопровождения).

У – Посмотрите на картину Исаака Левитана «Вечерний звон». Всмотритесь, вслушайтесь в неё. Перекликаются ли эти произведения?

у -(да, на картине изображен храм, церковь на берегу реки, сумерки, осенний лес, все это облик родины и кажется по всей округе раздается колокольный звон).

У – Ребята, песни , которые рассказывают о красоте природы, о родине, о нелегкой женской доле, любви – называются лирическими.

(фиксирование на доске – Лирические)

У – А сейчас посмотрите на это четверостишие.

(слайд с записью слов частушки)

У – Давайте сымпровизируем и попробуем напеть его.

(варианты импровизации детей на заданный текст).

У – Я тоже предложу свой вариант.(слушаем частушку). Узнали ли вы жанр?

У – А что такое частушка?

Откуда можем узнать более точную информацию?

Работа со словарем в группах (словарь)

Давайте поработаем в группе. Сегодня руководителем группы будет (называем ученика)

У – Какая у нас цель?

у- узнать, что такое частушка.

У – Все вместе находим информацию, анализируем. И один из вас держит ответ у доски. Дети готовятся и отвечают.

У – Итак ,еще один жанр русской песни – частушка.

(фиксируем на доске – частушка)

 

Творческое задание «Собери частушку».

Не смотрите так, девчонки,

 Мы не заволнуемся,

                                                                  Мы поучимся на славу

                                                                И посоревнуемся.

Мы, как видите, красавцы,

 И сердца у нас горят

                                                                  Да к тому же мастера мы

                                                                  Петь частушки для девчат.

Я читаю очень быстро,

 В школе все гордятся мной

                                                                Ни один мальчишка в классе

                                                                 Не угонится за мной.

Я танцую и пою,

И учусь отлично.

 Да к тому же, посмотрите.

 Очень симпатична.

Ох, девчонки, не волнуйтесь

Я ведь тоже не плохой,

 И в учебе все в порядке –

 Скоро буду я герой.

Ах, как мне не погордиться

Хороши мои дела,

 Все контрольные работы

 На пятерочки сдала.

– Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)

 

У – Несмотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её.

на доске слово из разбросанных букв  ПВЧЕЕСУЬТ  (певучесть)

 

Запишем в тетрадь все жанры русских песен.

Ребята все жанры вместе и составляют мир русской песни (фиксируем на доске)

6.Физкультминутка «Мы – музыканты» /имитация движений

Мы – весёлые артисты,

Иногда мы пианисты…

Инструменты все мы знаем

И на скрипке вам сыграем…

Если будем мы в ударе, то сыграем на гитаре…

Как большие меломаны,

Очень любим барабаны…

Знает город и район

Звонкий наш аккордеон…

Все мы – юные таланты,

Все ребята – музыканты!(аплодисменты)

7.Самостоятельная работа

 

Игра «Собери слоги – назови жанр»

Е ис ри то чес

Дат ски  сол е

До тру вы е

 со вы пля  е

ри чес ли ки е

 е точ ны шу  

 е деб сва ны

туш час ки

тяж-про-ные

 

У- Зачитаем , что у вас получилось.(дети читают слова-жанры народных песен):

Ли- ри – чес- кие

Сол- дат –ски -е

Час- туш -ки

Об -ря- до-вые

Тру- до-вые

Хо -ро- вод –ны -е

Ко -лы- бель- ны- е

Про-тяж-ные

 

2.Определите на слух к какому жанру относится песня и заполните таблицу.

Раздаем подготовленные листочки с таблицей

 

Жанр песни

 

Баю, баюшки, баю

 

Солдатушки, браво, ребятушки!

 

Калинка

 

Эй, ухнем

 

Во поле береза стояла

 

Ах ты ,степь широкая

 

Проверьте себя – (слайд)

Самопроверка полученных знаний

 

Жанр песни

 

Баю, баюшки, баю

колыбельная

Солдатушки, браво, ребятушки!

солдатская

Калинка

плясовая

Эй, ухнем

трудовая

Во поле береза стояла

хороводная

Ах ты,степь широкая

протяжная

8.Включение нового знания в систему знаний. Вокально-хоровая работа.

У – Мир русской песни включает в себя всю красоту полей, лесов, бескрайних степей нашей родины. И сегодня мы с вами разучим песню нашего края. Называется она «Земелюшка- чернозем».

А, что такое чернозем? (так называется вид почвы, наиболее распространена в наших регионах, поэтому часто так говорят – Черноземье).- А как вы думаете, кто автор этой песни?

Да ребята это русская народная песня. Послушайте, как она звучит.

(-показ песни педагогом)

У-Давайте вспомним правила посадки во время пения.

-Давайте пропоем куплет песни с помощью одного слога –ля.

Распевка- вокализ.

У-Берем тексты песни на вашем столе и поем все вместе.

(Разучивание слов 3-х куплетов).

У-Ребята, скажите к какому жанру русской народной песни относится эта песня.

у-(хороводная, плясовая).

У-А кто знает,что такое хоровод?

у-дети отвечают.

У-Верно,хоровод – старинный массовый танец у славянских народов, сопровождаемый песнями и драматическим действием. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило-солнце, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались.

 

9.Рефлексия .

 

Игра-тест  «Верите ли вы, что…» 

Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».

– Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?

– Верители вы, что русская песня поется только хором?

– Верите , ли вы, что короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов называется частушкой?

– Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства?

(Да, поэзия и музыка)

У- Народная песня- это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Берегите её!

У-Ребята, посмотрите у вас на столах лежат ленты трех цветов: красные, синие и желтые. Сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке и прикрепить ленту на нашу березку. Красная лента означает отличную работу, синяя- хорошую, желтая, если вы считаете, что не все усвоили.

У- Начинайте словами: я сегодня научился… или я сегодня узнал (дети проводят самооценку своей работы на уроке, учитель вносит комментарии и выставляет оценки за урок).

Домашнее задание

У- Ребята, а хотели бы вы узнать, какие песни пели ваши прабабушки, бабушки и дедушки? А зачем я вас об этом спросила? Да, ребята дома побеседуйте со своими бабушками, запишите текст и разучите русскую народную песню.

А на следующем уроке мы отправимся с вами в путешествие, за границы нашей страны. Потому что будем изучать песни народов мира.

Спасибо за урок.

(Дети под народную мелодию выходят из класса.)