автор: Лучнина Виктория Владимировна
воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждений детский сад №4 “Солнышко” муниципального образования Абинский район
«Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
Лучнина Виктория Владимировна
воспитатель,
МБДОУ детского сада №4 г. Абинска
«Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.
Я считаю, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы моего опыта: «Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО».
Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Цель педагогического опыта: повысить уровень экологической культуры детей дошкольного возраста, воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Работая над этой темой, я выдвинула следующие приоритетные направления:
- Создание предметно-развивающей среды в группе, на территории детского сада.
- Широкое использование художественной литературы, дидактических игр, интерактивных игр.
- Знакомство с опытно-экспериментальной деятельностью.
Эти направления экологического воспитания я успешно реализую посредством инновационных образовательных технологий, таких как:
– проектные методы, – экологическая тропинка, – социально-игровые методы, – мультимедийная презентация, – использование компьютерных технологий.
Для успешной реализации поставленных задач, мною был разработан и внедрен проект «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности».
Одним из важных условий реализации системы экологического образования является правильная организация и экологизация развивающей среды.
Центры в моей группе организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный мною наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
- Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. В ходе реализации проекта «Маленькие огородники» – на глазах у ребёнка в «огороде на окне» проходит полный жизненный цикл: от семени до семени.
- Я разработала макеты-панорамы природных зон. Дети нашей группы всегда с интересом и увлечённо с ними играют. Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами.
- Центр опытно-экспериментальной деятельности – где дети подвергают исследованию все!
- Центр «Юные художники» – художественно — творческой деятельности – рисуем все, что видели.
- Центр эко книги – познаем новое интересное: знакомимся с Красной книгой Краснодарского края.
- В уголке драматизации – совместно с детьми рассказываем обо всем о чем узнали.
Для обогащения и пополнения предметно-развивающей среды в группе совместно с детьми были изготовлены книги-пособия: «Экологический календарь» и «Красная книга Краснодарского края». Эта пособия дополнили иллюстративный материал в «Уголке природы». Выбор дидактического пособия был не случайным, ведь знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.
В детском саду накоплен демонстрационный материал с учетом возраста дошкольников для расширения детского кругозора. Презентации, аудиокниги, видеосюжеты, виртуальные экскурсии по музеям мира, по зоопаркам – все это позволяет обогащать представления детей по разделам программы экологического воспитания.
Коллективом нашего ДОУ спланирована экологическая тропа, которая соединяет в себе несколько функций: познавательную, оздоровительную, развивающую и эстетическую. На территории ДОУ созданы отдельные уголки ландшафтных пейзажей: «В гостях у Фламинго», «Искусственный водоем с водяными лилиями», «Кубанское подворье», «В гостях у Колобка», которые удивляют и радуют детей своей необычностью и оригинальностью оформления.
Для полноценного осуществления экологического развития детей, наша система работы сочетается с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой. Разработанные мною рекомендации для родителей направлены на создание условий приобщения детей к природе в семье. Хорошей традицией стала систематическая забота о зимующих птицах. В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Птицы рядом с нами», «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Также ежегодно проводится экологическая акция «Покормите птиц зимой». В программе акции – конкурс «Лучшая кормушка для птиц», «Лучший скворечник»; выставки «Корм для разных птиц», «Чей корм вкуснее». Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.
Стараюсь найти новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. В своей педагогической практике я постоянно использую инновационные технологии, в результате которых достигается положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности дошкольника.
Многолетнее накопление теоретического и практического материала позволило мне создать модульную технологию формирования начал экологической культуры, в которую вошли:
- «Экологический календарь», Красная книга Краснодарского края, которые помогают мне приобщать ребенка к миру природы, накопить ребенку первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений;
- картотека дидактических игр, интерактивных дидактических игр по экологии, которые разработала сама;
- изготовила макеты – панорамы
- составлен перспективный план и разработан цикл занятий по экологическому воспитанию
Результативность.
– у детей сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей в процессе экологической деятельности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Опыт моей работы показал, что путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды в группе, в детском саду с использованием инновационных технологий, в условиях введения ФГОС ДО, мною, решается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Спасибо за внимание!