автор: Лучнина Виктория Владимировна

воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждений детский сад №4 “Солнышко” муниципального образования Абинский район

«Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО»

Лучнина Виктория Владимировна

воспитатель,

МБДОУ детского сада №4 г. Абинска

 

«Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации  ФГОС ДО»

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.

             Я считаю, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы  моего опыта: «Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно  пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО».

       Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

     Цель педагогического опыта:  повысить уровень экологической культуры детей дошкольного возраста, воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.  Работая над этой темой, я выдвинула следующие приоритетные направления:

  1. Создание предметно-развивающей среды в группе, на территории детского сада.
  2. Широкое использование художественной литературы, дидактических игр, интерактивных игр.
  3. Знакомство с опытно-экспериментальной деятельностью.

        Эти направления экологического воспитания  я успешно реализую посредством инновационных  образовательных технологий, таких как:

– проектные методы,                                                                                                     – экологическая тропинка, – социально-игровые методы,                                                                                                            – мультимедийная презентация, – использование компьютерных технологий.

    Для успешной реализации поставленных задач, мною был разработан и внедрен проект «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности».

    Одним из важных условий реализации системы экологического образования   является правильная организация и экологизация развивающей среды.

         Центры в моей группе организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа,  теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный мною наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях,  и взаимодействии всех объектов.

  1.   Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. В ходе реализации проекта  «Маленькие огородники» – на глазах у ребёнка в «огороде на окне» проходит полный жизненный цикл: от семени до семени.
  2. Я разработала макеты-панорамы природных зон. Дети нашей группы всегда с интересом и увлечённо с ними играют. Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами.
  3.  Центр опытно-экспериментальной деятельности – где дети подвергают исследованию все!
  4.  Центр «Юные художники» – художественно — творческой деятельности – рисуем все, что видели.
  5.   Центр  эко книги  – познаем новое интересное: знакомимся с Красной книгой Краснодарского края.
  6.   В уголке драматизации – совместно с детьми рассказываем обо всем  о чем узнали.

  Для обогащения и пополнения предметно-развивающей среды в группе совместно с детьми были изготовлены  книги-пособия: «Экологический календарь» и «Красная книга Краснодарского края». Эта пособия дополнили иллюстративный материал в «Уголке природы».  Выбор дидактического пособия был не случайным, ведь знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.

        В детском саду накоплен демонстрационный материал с учетом возраста дошкольников для расширения детского кругозора. Презентации, аудиокниги, видеосюжеты, виртуальные экскурсии по музеям мира, по зоопаркам  – все это позволяет обогащать представления детей по разделам программы экологического воспитания.

      Коллективом нашего ДОУ спланирована экологическая тропа, которая соединяет в себе несколько функций: познавательную, оздоровительную, развивающую и эстетическую. На территории ДОУ созданы отдельные уголки ландшафтных пейзажей: «В гостях у Фламинго», «Искусственный водоем с водяными лилиями», «Кубанское подворье», «В гостях у Колобка», которые  удивляют и радуют детей своей необычностью и оригинальностью оформления.

Для полноценного осуществления экологического развития детей, наша система работы сочетается с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой. Разработанные мною рекомендации для родителей направлены на создание условий приобщения детей к природе в семье.  Хорошей традицией стала систематическая забота о зимующих птицах. В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Птицы рядом с нами», «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Также ежегодно проводится экологическая акция «Покормите птиц зимой». В программе акции – конкурс «Лучшая кормушка для птиц», «Лучший скворечник»; выставки «Корм для разных птиц», «Чей корм вкуснее». Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.

Стараюсь найти  новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. В своей  педагогической практике я постоянно использую инновационные технологии, в результате которых достигается положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности дошкольника.                                                                                                                      

     Многолетнее накопление теоретического и практического материала позволило мне создать модульную технологию формирования начал экологической культуры, в которую вошли:

  • «Экологический календарь», Красная книга Краснодарского края, которые помогают мне приобщать ребенка к миру природы,   накопить ребенку первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений;
  •  картотека дидактических игр,  интерактивных дидактических игр по экологии, которые разработала сама;
  • изготовила макеты – панорамы
  • составлен перспективный план и разработан цикл занятий по экологическому воспитанию

  Результативность.

– у  детей сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-развиваются умственные способности детей в процессе экологической деятельности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

      Опыт моей работы показал, что путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды  в группе, в детском саду с использованием инновационных технологий, в условиях введения ФГОС ДО, мною, решается главная цель экологического воспитания – сформировать   у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

                                           Спасибо за внимание!