Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Лоськова Нина Александровна

старший воспитатель МБДОУ д/с № 4 г.Арзамас

«Интерактивная технология сотрудничества в ДОУ»

Доклад «Развитие технологии сотрудничества в дошкольном возрасте» (Л.С. Римашевская)

Актуальность темы

Основные нормативные документы, обосновывающий актуальность

  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Конституция РФ
  • Закон об образовании РФ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • Концепция дошкольного воспитания

Одним из принципов, заложенных в основу нормативно-правовых документов является личностно-ориентированный и гуманистический характер  взаимодействия взрослых и детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.  Согласно Концепции дошкольного воспитания знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству, создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка.

В соответствии с требованиями Стандарта, п. 3.2 для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • Формирование и поддержка положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях
  • Поддержка взрослыми положительного и доброжелательного отношения детей друг к другу в разных видах деятельности
  • Поддержка инициативы и самостоятельности
  • Возможность выбора материалов, участников совместной деятельности и общения

Таким образом, сотрудничество взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации жизни дошкольников в детском саду.

Методические пособия

Основатели технологии сотрудничества: Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова

В дошкольном детстве — Римашевская Лариса Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент преподаватель кафедры дошкольной педагогики  РГПУ им. А.И. Герцена, Институт Детства попыталась раскрыть феномен сотрудничества в дошкольном детстве, особенности его становления у дошкольников. Она предлагает технологию сотрудничества рассматривать как трехэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.  

Римашевская Л.С. рассматривает технологию развития сотрудничества у дошкольников как трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей, детей друг с другом

Цель использования технологии сотрудничества:  обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов. Приоритет личностных отношений. Индивидуальный подход к воспитанникам детского сада.

Этапы развития технологии сотрудничества

1 этап: необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интересе в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях.

На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на:

  • умение организовывать такие формы работы с детьми, которые бы максимально обеспечили поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей друг с другом;
  • ориентация на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него;
  • проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы;
  • демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей;
  • непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра.

Данную работу Римашевская Л.С. рекомендует начинать со второго полугодия в младших группах.

2 этап: состоит из 3 ступеней, на каждой из которых происходит освоение детьми определенной модели сотрудничества

Прежде чем требовать от детей проявления согласованности, доброжелательности друг к другу, применения умений договариваться между собой, нам, взрослым, необходимо познакомиться с возможными вариантами распределения действий между собой.

Совместно-индивидуальная модель  (второе полугодие во второй младшей группе) сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе из 3 человек, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.

Совместно-последовательная модель (средняя группа) сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер. Форма совместной деятельности — в микрогруппах по 2 — 3 человека.

Совместно-взаимодействующая модель (старшие группы) сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.

Детские объединения создаются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической и пр. Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микрогруппах из 3 – 4 человек.

Содержание способов организации сотрудничества предлагается детям наглядно на картах — схемах, которые можно придумать и создать самим или заимствовать у Римашевской Л.С.

3 этап: включение разнообразных заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микрогруппы,  состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.

Технологии организации рабочего пространства детей для микрогруппах

Л.С. Римашевская описывает технологию организации совместной деятельности детей в разные возрастные этапы дошкольного детства с учетом руководства взрослого детским взаимодействием в микрогруппах.

  1. В 2-3 года – первая рассадка детей в группы; дети выполняют задания индивидуально, воспитатель помогает каждому
  2. В 3 – 4 года – начальная форма взаимодействия;  диалог двух партнеров при целенаправленном участии взрослого; опыт взаимодействия в такой форме осваивается в продуктивной деятельности
  3. В 4- 5 лет и в 5-6 лет  – с развитием продуктивной деятельности появляется возможность объединения детей в более крупные микрогруппы (в средней – по 3-4 человека, в старшей – по 4-5 человек); ведущая роль при планировании деятельности в средней группе остается за взрослым, в старшей дети планируют и выполняют работу самостоятельно
  4. В 6 – 7 лет появляется деловое сотрудничество и содержательное общение; взаимодействие между микрогруппами происходит через воспитателя

3 этап: включение разнообразных заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, открытии нового, например, нового способа действий в изобразительной деятельности. На этом этапе целесообразно организовывать микрогруппы из 4-6 человек и более.

Л.С. Римашевская: к 7-ми годам – дети умело взаимодействуют друг с другом в микрогруппах, договариваясь, умело взаимодействуют, планируют и создают продукт совместной деятельности; малые группы взаимодействуют между собой; взрослый направляет, помогает, координирует весь процесс взаимодействия микрогрупп. Концепция содержательного общения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова призывает к тому, что не знания нужно спускать к ребенку, а ребенка возвышать до знаний. Поэтому на данном возрастном этапе целесообразно именно такая форма организации детей в образовательном процессе, при котором учебный материал становится выше, чем возможности ребенка и тогда ребенку необходим взрослый Если же учебный материал равен возможности ребенка или даже меньше его возможностей, то взрослый ребенку не нужен, а материал не интересен. Учебный материал должен быть сложнее, привлекать ребенка к открытиям. А знания не должны доноситься до ребенка без взрослого.

Интерактивные технологии сотрудничества дошкольников в микрогруппах

Л.А. Попова предлагает интерактивные технологии взаимодействия детей в разных видах деятельности. Внедрение интерактивных технологий сотрудничества происходит постепенно с учетом возраста детей:

II младшая группа (второе полугодие) – работа в парах, хоровод;

Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках),    аквариум, большой круг, дерево знаний.

Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества

Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:

  1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»

Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться, и роль воспитателя

– помочь выделить различные точки зрения и зафиксировать их ( т.е. устно или символично обозначить все точки зрения)

– регулировать эмоциональный настрой детей, вводя новые или напоминая правила дискуссии;

– если точек зрения нет, предложить свою (возможно и неверную).

Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав»

  1. Второй структурный элемент НОД – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом.

Это, прежде всего – работа в парах, в которой дошкольники осваивают один из видов сотрудничества: действия по правилу (т.е. разделение материала по какому либо признаку) или по роли (т.е. разделение функций).

Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микрогруппах совместно действующих детей.

Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.

Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими, вызывают у детей, чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в неизведанное, даже в такие напряжённые ситуации, как выход к доске  или ответ с места.

  1. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале.
  2. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки предполагает действия контроля и оценки.

Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения.

Важным шагом в этом становится обучение детей самооценке.

Самооценка предполагает, что ребёнок, умеющий учиться, должен уметь оценивать свои достижения следующим образом:

– т.е, определять области своего знания, и незнания.

– видеть в своем незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования.

Этому воспитатель обучает детей, показывая образцы собственных оценочных суждений, при обобщении высказывании детей: «Саша не справился, потому что он не знает, как это делается, он пропустил прошлое занятие и поэтому не знает, но он может научиться, и в этом мы ему поможем! Вы согласны со мной, ребята? Ты можешь на нас рассчитывать, мы тебе поможем!»

В процессе НОД, дошкольники обучаются и другим видам оценки:

Перед выполнением задания детям воспитатель предлагает оценить возможный уровень сложности выполнения задания (трудно, легко) или прогностическая оценка.

После выполнения задания ребёнок подводит итоговую оценку (например, работа прогнозировалась как легкая, а оказалась тяжёлой).

В конце НОД обычно проводилась ретроспективная оценка, осуществляемая после решения задания. С её помощью оценивается, как работала группа или пара (дружно, быстро, правильно выполнили задание и т.д.).

И проводится общая итоговая оценка где педагог выясняет, что было изучено на занятии, какие были трудности, что понравилось больше и т.д. Дети самостоятельно определяют, над какими заданиями им необходимо поработать на следующем занятии.

Преимущества использования технологии сотрудничества

Подводя итог, можно выделить преимущества сотрудничества детей и его влияние на  детскую деятельность:

-возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;

— растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;

— меньше времени тратится на формирование знаний и умений;

— снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами  мотивации;

— меняется характер взаимоотношений между детьми;

—  дети приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение  строить своё поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;

— педагог получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы.

Литература

  1. Л.С. Римашевская Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2007.
  2. Е.М. Фадеева Совместная деятельность педагога и детей: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – Пермь, ИРО, 2008
  3. Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду».- С-П, Детство- Пресс, 2012