автор: Лопатина Виктория Геннадьевна
Педагог-психолог МБДОУ ЦРР детский сад “Алёнушка”
“Родительская гостиная “Вежливость воспитывается вежливостью!”
Родительская гостиная «Вежливость воспитывается вежливостью!».
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи.
Задачи:
- Актуализировать понятие «вежливость».
- Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.
- Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.
Участники: родители воспитанников ДОУ; воспитанники ДОУ; музыкальный руководитель; воспитатели; педагог-психолог.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, ватман, карандаши, фломастеры, ручки, простые карандаши, оценочные листы для жюри и т.д.
Место проведения: музыкальный зал, красочно оформленный шарами, высказываниями о вежливости, вежливыми словами.
Ход мероприятия:
Добрый вечер всем, кто откликнулся на наше приглашение. Мы рады видеть вас в этом уютном детском саду. И сегодняшнюю встречу мы посвящаем таким прекрасным человеческим качествам как доброта и вежливость и наша встреча называется «Вежливость воспитывается вежливостью!».
Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость». Так Петр Первый в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать».
При входе в зал некоторым из Вас, давали цветные смайлики. Участники со
смайликами желтого цвета – 1-ая команда,
со смайликами зеленого цвета – 2-ая команда,
со смайликами красного цвета – 3-я команда.
Команды просим выйти и занять свои места.
Тем, у кого на смайликах было написано «Жюри», также просим выйти и занять свои места (синий цвет).
Команды готовы, жюри на месте и мы можем начинать. А начнем мы с Вами с физ.минутки «Не ошибись, пожалуйста»!
Я буду вам давать команды, но выполнять их нужно, только если я назову волшебное слово. Итак, начинаем.
Встаньте, пожалуйста, кто хочет играть.
Поднимите руки.
Будьте добры, похлопайте.
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Присядьте, пожалуйста.
Встаньте.
Встаньте, пожалуйста.
Тихо сядьте.
Будьте любезны, займите свои места.
А сейчас, мы вернемся к нашим командам. И первый наш конкурс называется «Визитная карточка».
Доброта, милосердие, воспитанность создают основу человеческого счастья, сейчас вы должны придумать название своей команды, которое будет соответствовать теме нашей встречи (родители готовятся).
Пока наши команды готовятся, мы с Вами прослушаем стихотворения про вежливые слова, которые нам расскажут воспитанники нашего детского сада.
Добрый день.
«Добрый день!» – тебе сказали.
«Добрый день!» − ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!» −
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему – нибудь.
Здравствуйте.
«Здравствуйте!» – ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Добрые слова.
За что мы говорим «спасибо?»
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста?»
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду.
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я все же забуду, −
Простите, я больше не буду.
Вот такие замечательные стихотворения мы с Вами прослушали, а мы давайте познакомимся с нашими командами.
1 команда__________________________________________________________
2 команда_________________________________________________________
3 команда_________________________________________________________
А оценивать команды, будут наше уважаемое жюри, давайте поприветствуем их:
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
А мы продолжаем и следующий наш конкурс называется:
«Аукцион вежливых слов».
Каждая команда называет по одному вежливому слову, за что и получает по одному баллу. А начнем мы с Вами с команды__________________________.
Молодцы. Жюри подсчитывает результаты, а мы продолжаем и следующий наш конкурс «Разреши ситуацию». Каждой команде, будут даны ситуации, вы должны ознакомиться с ними и найти правильное решение.
Ситуация № 1.
Мальчик, воспитанник подготовительной группы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
– Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!
Сын:
– Но ведь ты маме тоже так говорил!?
– Да как ты смеешь отца учить?
Вмешивается мать:
– Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости.
Дайте оценку поведения всех членов семьи.
Ситуация № 2.
Вечером детей забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» — говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, — радостно шепчет другая мама своей малышке, — я по тебе соскучилась», «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», — нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут рассказать о семьях.
Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?
Ситуация № 3.
Две бабушки, гуляющие с внуками на улице. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая, живет по принципу: «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие от общения с внуком.
Как вы думаете, что возьмет для себя из этого общения тот и другой малыш?
А пока наши команды готовятся, мы поиграем со зрителями в игру «Знатоки этикета».
Сейчас, пока звучит музыка, вы передаете мешочек, на ком музыка остановливается, тот достает вопрос из мешочка и отвечает на него.
- Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший)
- Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул?
(Оказывается: если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание).
- В каких случаях следует говорить «извините», а в каких «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны – то «простите».
- Вы встретили знакомого, у которого непорядок в одежде, к примеру, завернулся воротник пиджака. Как вы должны поступить?
Чтобы поправить одежду знакомого, надо спросить у него разрешения. А лучше просто указать на неполадки в одежде.
- Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым Вам человеком, приостановился. Как Вы поступите в данной ситуации?
Нужно поздороваться с незнакомым для Вас человеком и отойти в сторонку.
- Кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот?
Руку первым протягивает старший младшему и первой подает руку девушка.
- Как нужно принимать подарки?
Завёрнутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принёс: ему тоже интересно, понравился ли вам подарок.
- В каких случаях нужно говорить «вы», а в каких «ты»?
Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит мило, но с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных.
- Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него?
Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.
На этом наша игра закончилась, а мы дадим слово нашим командам. (Команды зачитывают ситуацию и решение). Мнение зрителей.
И следующий наш конкурс называется «Вспомним хорошие манеры»
Каждая команда должна вспомнить и назвать художественные произведения с ярким примером хороших манер?
(В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», В.Осеева «Труд согревает», В.Осеева «Волшебное слово», В.Осеева «Просто старушка», Л.Толстой «Прыжок»).
А пока наши команды готовятся, мы прослушаем с вами частушки в исполнении наших детй.
Частушки:
Заиграй-ка балалайка,
Балалайка три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите плясуны!
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак!
Коля ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Говорит лентяйке мать:
-Убери свою кровать!
– Я бы мама убрала,
Только я ещё мала.
Мама шла из магазина,
Рядом с ней шагала Зина.
Не догадывалась дочь
Маме груз нести помочь.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодку смастерить
Только «здравствуйте», «спасибо»
Не умеет говорить.
В поезд входят три юнната,
-Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
Ой, ребята, какие у вас частушки!!!! Скажите, пожалуйста, а должны ли вы поступать, так дети, как вы поете в частушках?
Ответы детей.
Присядьте, пожалуйста, у нас в зале и послушайте какие же произведения – сказки и рассказы учат нас хорошим манерам и поведению.
Ответы команд.
И последний завершающий наш конкурс «Эмблема вежливости»
Каждая команда должна нарисовать эмблему, как вы представляете себе слово «Вежливость».
Наши участники заканчивают рисовать эмблемы, давайте работы, сдадим жюри. А пока жюри подводит итоги, по завершению всех конкурсов, нам хочется выразить огромную благодарность всем родителям, кто принял участие в выставке «Ежели вы вежливы», и наградить тех, кто занял призовые места:
1 место___________________________________________________________
2 место____________________________________________________________
3 место___________________________________________________________
Спасибо Вам за Ваши работы, за Ваш труд и терпение.
Мы предлагаем командам продемонстрировать свои эмблемы и передать их жюри, для оценивания.
А мы с Вами посмотрим зажигательный танец «Доброта» (Барбарики).
А сейчас слово предоставляется жюри, для подведения итогов.
Награждение победителей.
Мы поздравляем команды, и в заключении мы хоти задать Вам вопрос, уважаемые родители. Кто или что, по-вашему, мнению, является главным в воспитании хороших манер?
Ответы родителей.
Родители – это самые главные люди в жизни малыша. Именно от их компетентности в вопросах воспитания во многом зависит дальнейшая судьба ребёнка, его успешность. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки и слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.
– В старшем дошкольном возрасте уделяется особое внимание воспитанию вежливости, приветливости, сдержанности.
– Учите детей приветливо здороваться и прощаться со всеми взрослыми и сверстниками.
– Закрепляйте умение выслушивать взрослых, внимательно выполнять их требования, вежливо обращаться с просьбой и просить разрешения войти в кабинет, благодарить за услугу, при необходимости предложить помощь.
– Значительное место отводите воспитанию у детей культуры речи.
– Прививайте детям навыки общественного поведения: первыми здороваться со всеми знакомыми, прощаться, вежливо благодарить за оказанную услугу, помощь или заботу.
С. Маршак «Ежели вы вежливы»
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старушке.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду
И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме,
И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте….
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Знала одного ребёнка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое ребёнку воспитание.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил, «Спасибо!» – говорил.
Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,
Но мячика у мальчика без спросу не берите!
Нашу встречу хотелось бы закончить словами Жан-Жака Руссо
«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям».
Всем большое спасибо! До свидания. Всего Вам доброго.
1.Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старушке.
- Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду
- И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
- И ежели вы вежливы, поможете вы маме,
И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.
- И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте….
- И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Знала одного ребёнка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое ребёнку воспитание.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил, «Спасибо!» – говорил.
- Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,
Но мячика у мальчика без спросу не берите!
Заиграй-ка балалайка,
Балалайка три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите плясуны!
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак!
Коля ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Говорит лентяйке мать:
-Убери свою кровать!
– Я бы мама убрала,
Только я ещё мала.
Мама шла из магазина,
Рядом с ней шагала Зина.
Не догадывалась дочь
Маме груз нести помочь.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодку смастерить
Только «здравствуйте», «спасибо»
Не умеет говорить.
В поезд входят три юнната,
-Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
Добрый день.
«Добрый день!» – тебе сказали.
«Добрый день!» − ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!» −
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему – нибудь.
Здравствуйте.
«Здравствуйте!» – ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Добрые слова.
За что мы говорим «спасибо?»
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста?»
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду.
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я все же забуду, −
Простите, я больше не буду.
Ситуация № 1.
Мальчик, воспитанник подготовительной группы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
– Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!
Сын:
– Но ведь ты маме тоже так говорил!?
– Да как ты смеешь отца учить?
Вмешивается мать:
– Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости.
Дайте оценку поведения всех членов семьи.
Ситуация № 2.
Вечером детей забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» — говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, — радостно шепчет другая мама своей малышке, — я по тебе соскучилась», «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», — нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут рассказать о семьях.
Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?
Ситуация № 3.
Две бабушки, гуляющие с внуками на улице. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая, живет по принципу: «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие от общения с внуком.
Как вы думаете, что возьмет для себя из этого общения тот и другой малыш?
Оценочный лист
Название конкурса | Примечание | Количество баллов
Команда |
Количество баллов
Команда |
Количество баллов
Команда |
|
1 | Первый конкурс “Визитная карточка” | Конкурс оценивается до 3 баллов | |||
2 |
Второй конкурс
«Аукцион вежливых слов» |
За каждое названное слово по 1 баллу. | |||
3 |
Третий конкурс
«Разреши ситуацию» |
Оценивается до
5 баллов |
|||
4 |
Четвертый конкурс
«Вспомним хорошие манеры» |
За каждый правильный ответ
1 балл |
|||
5 |
Пятый конкурс
«Эмблема вежливости» |
Оценивается до
5 баллов |
|||
Итого: |