автор: Лобова Татьяна Сергеевна
Воспитатель МАДОУ «ЦРР- детский сад «Зодчий»
Педагогический проект «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЧИСЕЛ И ЦИФР»
Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Пермский профессионально-педагогический колледж»
Кафедра дошкольной и специальной педагогики и психологии
Педагогический проект
«УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЧИСЕЛ И ЦИФР»
Лобовой Татьяны Сергеевны
Специальность 44.02.01
Дошкольное образование
Курс III, группа 31 ДО
Форма обучения: очная
Руководитель:
Попцова Римма Викторовна
г. Пермь, 2019
Содержание проекта
- Актуальность проекта ……………………………………………….. 3
- Цели и задачи проекта ……………………………………………… 7
- Паспорт проекта ……………………………………………………… 8
- Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап ………………………………………… 11
- Проектировочный этап ………………………………………… 12
- Этап реализации проекта ……………………………………… 13
- Список используемых информационных источников …………….. 19
Приложения
Актуальность проекта
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания на компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.
Вопросы разработки концепции непрерывного математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста являются новыми для дошкольного образования, поскольку дошкольная педагогика традиционно ограничивалась созданием педагогических концепций воспитания дошкольника.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван и др.). Н.Н.Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование, что близко для детей дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями предметов и т.д.).
Конструируя модель предмета из деталей конструктора, выкладывая геометрические фигуры, узоры, цифры, дети учатся оперировать математическими понятиями; знакомятся с числами, цифрами и логическими закономерностями работы с ними; осваивают сенсорные эталоны цвет, форму, величину, ориентировку в пространстве. В частности игры с конструктором LEGO предоставляют большие возможности для формирования математических представлений у дошкольника. Lego-детали дают возможность ребёнку в игровой форме освоить начала математики: последовательность чисел, понятие смежных чисел, «больше» — «меньше» и многое другое. Играя с дошкольником важно подвести его к пониманию того, что в игре можно многому научиться. Тем самым развивая у детей познавательный интерес.
В силу своей универсальности LEGO — конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO — технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Конструкторы LEGO зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям.
Конструкторы LEGO можно использовать во всех образовательных областях. Но именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников. Игры и совместная деятельность взрослых с детьми в детских садах, конечно, не обходятся без конструкторов. Конструктор LEGO является очень подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.
При помощи LEGO — конструкторов можно создать эффективную предметно-игровую среду для развития и обучения ребенка. Конструкторы LEGO имеют высокий образовательный и развивающий потенциал. При правильном подходе с его помощью можно добиться впечатляющих результатов.
Данный педагогический проект может выступить в качестве эффективного старта для формирования математических способностей старших дошкольников с использованием LEGO – конструирования.
Таким образом, в основе педагогического проекта лежит противоречие, о том что, с одной стороны важно и необходимо расширить у дошкольников математические способности, а с другой, необходимо сделать это с помощью эффективного средства, чтоб детям на занятиях по ФЭМП было интересно.
Цели и задачи проекта
Актуальность проекта и выдвинутое противоречие, позволяет выделить цель и задачи педагогического проекта «Увлекательное путешествие в мир чисел и цифр».
Цель проекта: Формирование математических способностей с помощью LEGO – конструирования в старшем дошкольном возрасте
Задачи проекта:
- Обогатить математические представления с помощью LEGO – конструкторов;
- Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах;
- Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме;
- Овладение специальной терминологией – названия чисел, фигур конструктора: кубик, кирпичик, сторона, вершина, основание);
- Развитие у детей умение ориентироваться в пространстве и во времени;
- Развивать мыслительных операций: систематизация, общение, наблюдение, планирование;
- Содействовать поддержанию интереса к математике через LEGO – конструкторы;
- Воспитывать формирование умения трудиться в коллективе;
— развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству;
— формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца.
Паспорт проекта
Тема проекта: «Увлекательное путешествие в мир чисел и цифр».
Организация-заявитель: МОУ «Начальная школа — Детский сад №3 с. Елово».
Масштаб проекта: долгосрочный
Время проведения проекта: 01.10.2018г.- 26.05.2019г.
Раздел программы: Программа «Детство», разделы программы «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие»
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители (лица их заменяющие), члены семей воспитанников 5-6 лет.
Вид проекта:
— по предметно-содержательной области: интегративный проект (образовательные области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»);
— групповой (коллективный)
Тип детской проектной деятельности:
— информационно-творческий
Прогнозируемый результат проекта:
- У детей расширяться математические представления;
- Увеличится интерес к математике с помощью моделирования и конструирования из LEGO – конструкторов;
- Сформируется умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца;
- Родители (лица, их заменяющие) и члены семей дошкольников вовлечены в образовательную деятельность детского сада, так как оказывают помощь в реализации детской проектной деятельности.
Критерии эффективности проекта:
- Режим развития: проект будет успешным, если его задачи будут реализованы совместной деятельностью педагоги-дети-родители. Они стремятся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового.
- Согласованность действий педагогов и родителей: для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное получение обратной информации от родителей с последующей коррекцией плана работы ДОО с семьей.
- Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта: все формы и методы взаимодействия семьи и ДОО, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями.
- Заинтересованность родителей: устранение трудностей привлечения родителей к взаимодействию возможно, если родители будут видеть активность своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии, следовательно, нужно транслировать родителям положительный образ ребенка.
- Основные принципы реализации проекта при организации работы с детьми и родителями: личностно-ориентированный и деятельностный подходы; сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Ресурсы:
- Нормативно-правовое обеспечение
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2018 года);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010г. №91;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Устав «МОУ «Начальная школа- Детский сад №3 с Елово»;
- Основная образовательная программа дошкольного образования МОУ «Начальная школа — Детский сад №3 с. Елово», базирующейся на Примерной образовательной программе «Детство».
- Педагоги ДОО с первой и высшей категорией.
- Материально — техническое оснащение в МОУ «Начальная школа — Детский сад №3 с. Елово» группы на основе «СанПиН 2.4.1.2660»:
- LEGO – конструкторы
- Мультимедийный проектор — 1 шт.
- Экран — 1 шт.
- Этапы реализации проекта
4.1. Подготовительный этап
| Мероприятие | Сроки | Участники | Предполагаемый продукт и результат |
| 1. Изучение нормативно-правовой документации, литературы по проблеме проекта. | 1.10.2018 | Методист:
Шилова Ю.А. Воспитатель: Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Определение нормативной базы проекта (выделение используемой области в ФГОС ДО, ФЗ «Об образовании в РФ», в Программе МОУ «начальная школа — Детский сад №3 с. Елово») |
| 2. Анализ оснащенности РППС группы | 2.10.2018 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Аналитическая справка |
| 3.Изучение содержания программы МОУ «Начальная школа- Детский сад №3 с. Елово» по направлению проекта и смежных образовательных областей | 3.10.2018 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Выделение содержания
программы по разделам «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие» |
4.2. Проектировочный этап
| №
п/п |
Мероприятия с детьми и с родителями | Сроки | Участники | Результат |
| 1. | Спроектировать план обогащения РППС по теме проекта «Увлекательное путешествие в мир чисел и цифр» | 30.09.2018 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
План обогащения РППС |
| 2. | Разработка плана-графика мероприятий для детей | 1.10.2018 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
План-график мероприятий проекта для детей
«Увлекательное путешествие в мир чисел и цифр» |
| 3. | Разработка плана-графика мероприятий для родителей | 2.10.2018 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
План-график мероприятий проекта для родителей, семей дошкольников
«Увлекательное путешествие в мир чисел и цифр» |
4.3. Этап реализации проекта
План-график мероприятий проекта для детей
| Месяц | Мероприятия с детьми | Сроки | Ответств. | Цель |
| Октябрь | 1.Интегрированное занятие «Путешествие в мир чисел и цифр»
2.«Что общего и чем отличаются» |
4.10.2018 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Привлечение детей к образовательному проекту
Учить сравнивать свойства предметов |
| «Подбери по форме» | 10.10.2018 | Закрепить свойства предметов | ||
| «Найди, кто лишний» | 15.10.2018 | Закрепить сравнивать свойства предметов | ||
| «Какой фигуры не хватает?» | 22.10.2018 | Закрепить свойства предметов | ||
| Ноябрь | «Что изменилось» | 5.11.2018 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Учить находить свойства предметов |
| «Третий лишний» | 12.11.2018 | Учить детей умению сравнивать группы предметов | ||
| «Четвертый лишний» | 19.11.2018 | Закрепить умение сравнивать группы предметов | ||
| «Лабиринты: кто кому звонит?» | 26.11.2018 | Закрепить умение сравнивать группы предметов | ||
| Декабрь
екабрь |
«Дорисуй и раскрась» | 3.12.2018 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Учить соотношению: часть — целое |
| «Продолжи закономерность» | 10.12.2018 | Закрепить пространственные отношения: на, под, над | ||
| «Найди одинаковые игрушки» | 17.12.2018 | Учить пространственные отношения: справа, слева | ||
| «Четвертый лишний» | 24.12.2018 | Закрепить пространственные отношения: справа, слева | ||
| Январь | «Дорисуй»
«Лабиринты» |
14.01.2019 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Закрепить взаимосвязь между целым и частью
Развивать глазомер и образное мышление |
| «Чем отличаются клоуны» | 21.01.2019 | Закрепить число и цифру 7 | ||
| «Поменяй признак» | 28.01.2019 | Учить детей пространственным отношениям: внутри — снаружи | ||
| Февраль | «Продолжи закономерность» | 4.02.2019 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление |
| «Что общего» | 11.02.2019 | Учить детей умению составлять равенства | ||
| «Соедини предметы» | 18.02.2019 | Закрепить с детьми число и цифру 8, активизировать словарь | ||
| «Дорисуй» | 25.02.2019 | Закрепить числа и цифры 1-8 | ||
| Март | «Догадайся, как надо раскрасить» | 4.03.2019 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников |
| «Разбей фигуры по признаку» | 11.03.2019 | Закрепить число и цифру 9 | ||
| «Какой домик лишний и почему» | 18.03.2019 | Закрепить представление о многоугольниках | ||
| «Логические цепочки» | 25.03.2019 | Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать | ||
| Апрель | «Веселый счет»
(см. приложение) |
8.04.2019 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Закрепить цифры |
| «Мир геометрических фигур»
(см. приложение) |
15.04.2019 | Закрепить геометрические фигуры | ||
| «Измеряй-ка»
(см. приложение) |
22.04.2019 | Закрепить измерение | ||
| «Пространство и время»
(см. приложение) |
29.04.2019 | Закрепить пространство и время | ||
| Викторина «Игровая математика»
(см. приложение) |
30.04.2019 | Закрепление пройденного материала | ||
| Май | «Что сначала, что потом» | 6.05.2019 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Закрепить у детей представления о понятиях «сначала — потом», учить правильно, устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность |
| «Приключение Красной Шапочки» | 13.05.2019 | Закрепить пройденный материал | ||
| «Праздник математики» | 20.05.2019 | Закрепить пройденный материал |
План-график мероприятий проекта для родителей, семей дошкольников
| Месяц | Мероприятия с родителями | Сроки | Ответств. | Результат |
| Октябрь | Мастер-класс «Попробуйте сделать как мы»
Консультация для родителей «Значение LEGO-конструирования в развитии математических способностей детей дошкольного возраста» |
6.10.2018
24.10.2018 |
Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Привлечение родителей к изготовлению поделок из LEGO-конструкторов
Повышение родительской компетенций о значений LEGO-конструирования в развитии математических способностей детей дошкольного возраста |
| Ноябрь | «LEGO-конструктор – фактор развития ФЭМП детей дошкольного возраста» | 25.11.2018 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Повышение родительской компетенции о факторе развития ФЭМП — LEGO-конструктор |
| Декабрь | Просмотр видеороликов детских работ на сайте детского сада | 16.12.2018 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Привлечение родителей к успехам и творчествам детей по развитию ФЭМП |
| Апрель |
Выставки детских LEGO – моделей |
16.04.2019 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Привлечение родителей к успехам и творчествам детей по развитию ФЭМП |
| Май | Выставки домашнего LEGO – конструирования | 23.05.2019 | Воспитатель:
Владимирова С.В. Студентка: Лобова Т.С. |
Привлечение родителей к совместной деятельности по реализаций проекта «Конструируем по ФЭМП дома» |
5.Список используемых информационных источников
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 64с.
- Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей /Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020гг
- Дергунская В.А., Проектная деятельность дошкольников: Учебно-методическое пособие на основе ФГОС «Издательство Центр педагогического образования», 2016.- 208с
- Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- А. К. Звонкин., Малыши и математика: Домашний кружок для дошкольников. — «Издательство Московского центра непрерывного математического образования», 2007
- Л. Г. Петерсон., Е. Е. Кочемасова., Игралочка – ступенька к школе.- Математика для детей 5-6 лет. Часть 3. Учебно-методическое пособие на основе ФГОС «Издательство Бином. Лаборатория знаний», 2018.- 96с
- Основная образовательная программа дошкольного образования МОУ «Начальная школа — Детский сад №3 с. Елово», базирующейся на Примерной образовательной программе «Детство»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федераций от 15 мая 2013г. № 26 г. Москва от «Об утверждений СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работу дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»



