Автор: Личиева Динара Вахаевна
Воспитатель МАДОУ “Колокольчик”, г. Когалым
«Игрушка как средство творческого воображения детей дошкольного возраста”
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство – игрушка.
Игрушка – предмет, предназначенный для детских игр. Это предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она важнейшее средство психического развития, а также развития творческого воображения дошкольников. Средства изображения в игре разнообразны: действия детей, создание образа движениями, поступками, мимикой, словами, употребление различных предметов, сооружение построек. Среди этих средств игрушка занимает большое место, она необходима для того, чтобы сделать действия детей реальными: «шоферу» нужен «автомобиль», «летчику»—«самолет ». Все это связано с интересной психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, «понарошку», как говорят дети; но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны. Отсюда основное назначение игрушки — дать возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Самые ранние известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. Позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в начале I тыс. до н. э. Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения – «Крокодил» и «Тигр». В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тысяч лет.
Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, – «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Игрушка должна помогать детям изучать окружающую действительность. Следует помнить слова Е.А. Флериной «Чем больше возможностей представляет игрушка для различных действии, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».
Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Игрушки оказывают позитивное влияние на воображение, фантазию, ситуационное мышление. Но только в том случае, если игрушка подобрана правильно. Правильная игрушка должна:
– отвечать потребностям ребенка;
– помогать выполнить игровой замысел;
– делать игру − замысел более реальным.
Игрушка вредна, если она:
– провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
– вызывает страх или тревогу;
– имеет грубый натурализм;
– унижает человеческое достоинство;
– вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;
– искажает восприятие окружающей действительности.
Игрушка — это инструмент, с помощью которого малыш воплощает свои задумки в реальность. Только если соблюдаются эти три условия, ребенок доволен игрой. Конечно, игрушка — это лишь помощник для детского воображения, но она влияет на правильное психическое развитие личности.
Обруч на голове у девочки представляется ей короной. Малыш забывает о размерах машинки, когда играет с ней. Все происходящее кажется им реальным. Дальше работает воображение. Оно помогает сгладить недостатки нереалистичности игрушки.
Для детей с хорошо развитым воображением не так важен внешний вид. Они из всего могут сделать для себя игрушки. Так, мальчик 4 лет все лето может играть с деревянным бруском, представляя его то машинкой, то корабликом. Перевернув его вертикально, он получает коня или солдатика.
Воображение влияет на развитие ситуационного мышления. Игра становится все более сложной, по мере того как совершенствуется психическая деятельность. Появляется продуманный сценарий, малыш говорит во время игры, имитируя разные голоса.
В психологии классификация игрушки разработана В.С.Мухиной Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:
- Игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);
- Игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки – изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).
Виды игрушек в ДОУ представлены в таблице.
Вид игрушки. | Пример. | Развивающие возможности игрушки. |
Сюжетная игрушка. | Это образные игрушки. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др. | Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. |
Дидактическая игрушка. | Матрешки, пирамиды, разнообразные шары, различные мозайки и настольно-печатные игры. | Предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. |
Спортивная игрушка. | Мячи, кегли, обручи, волчки и т.д. | Предназначены для реализации задач физического воспитания. |
Музыкальная игрушка. | Детские музыкальные инструменты: балалайки, металлофоны, ксилофоны, барабаны и т.д. | Предназначены для развития музыкального слуха. |
Театрализованная игрушка. | Куклы-театральные персонажи, куклы-бибабо, куклы-марионетки. | Подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие. |
Техническая игрушка. | Игрушечные фотоаппараты, бинокли, компьютеры, детские швейные машинки и т.д. | Расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике. |
Игрушка для строительных игр | Конструкторы (деревянный,
мозайка, лего и т.д.) |
Способствует развитию мышления, воображения, эстетического вкуса,
Развития мелкой моторики и нравственных качеств (Трудолюбия, желание помогать другим) |
В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.
Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.
Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т.д.
С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.
У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т.д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.
Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).
Дети 6–7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений.
Рассмотрим методики внесения детской игрушки в группу детей детского сада.
- Музыкальное сопровождение
К каждой новой игрушке рекомендуется подобрать песенки или звуки, которые связаны с названием игрушки. Игра чем-то напоминает «Угадай мелодию», только простая версия. Например, вносим игрушку барабан. При этом звучит Песенка про барабан. Может быть целая музыкальная подборка под конкретную игрушку: барабанная дробь в цирке, звук барабана оркестра и т.д. Пока звучит музыка детям предлагается угадать, какая игрушка сейчас появится. Такая методика подходит для детей раннего и младшего возраста.
- Театральная постановка.
Игрушке дается актерская роль, как в театре и она участвует в театральной постановке. Например, кукла Мариша превращается в заколдованную царевну, которую все расколдовывают. Сценка разыгрывается буквально 5-8 минут. Сценарий необходимо продумать заранее. Для постановки потребуются другие персонажи и сцена. Данную методику можно применять с младшей группы.
- Загадки, атрибуты, стихи.
О предмете – игрушке можно загадать загадку, а также рассказать стихотворение. Эту методику можно применять с младшего возраста.
- История, сказка.
Прежде, чем преподнести игрушку детям, можно поведать удивительную историю о ней, рассказать сказку. В этом случае не требуются сценарий и сцена. Например, прежде чем познакомить детей с новой игрушкой зайцем, можно рассказать детям о том, что наступила зима и зайке нечего кушать. Можно предложить детям пригласить зайку в гости и накормить его. Данную методику можно применять с раннего возраста.
- Спортивные игры, соревнования.
Игрушка включается как элемент спортивной игры. Например, игрушка может задавать спортивные задачки. Кукольное хозяйство (посуду) можно
предложить детям на скорость сервировать для кукол на стол. Игрушка заяц
может попросить детей попрыгать так же быстро как он. Данную методику можно применять со старшей группы.
- Волшебство.
Игрушка может быть накрыта красивым покрывалом, расшитым блестками и бисером. Такие покрывала очень напоминают платки из Индии или Турции. Знакомство с игрушкой начинается словами, которые описывают свойства игрушки. Саму игрушку можно трогать под покрывалом, но не показывать, пока дети не догадаются, какая игрушка спрятана под покрывалом. Например, «Что скрывает волшебное покрывало? По форме это квадрат, если потрогать пальчиками, то оно похоже на стекло, а по запаху это малина». Вместо покрывала может быть использован сундук, в котором всегда появляются очень значимые предметы. Эту методику можно применять со средней группы.
- Гости.
Когда игрушка приходит в гости, все дети стараются ее чем-нибудь порадовать, угостить и рассказать что-то интересное. А потом игрушка рассказывает о себе что-то полезное и просит детей погостить у них. Данную методику можно применять с ранней группы.
- Дружба.
Игрушка хочет узнать у детей, что такое дружба и можно ли подружиться с детьми. В гости приходит мишка и ведет беседу с детьми о том, что такое дружба, дружные ли они ребята и можно ли с ними подружиться. Данную методику можно применять с младшей группы.
- Забота.
Здесь игрушка преподносится как яркий, красивый предмет, за которым нужно бережно ухаживать, не ронять, не рвать, мыть. Здесь детям можно показать как ухаживать за игрушками, рассказать историю о бережном отношении к предметам. Данную методику следует применять с ранней группы, так как с раннего возраста нужно приучать детей бережно относиться к игрушкам.
Определив роль игрушки в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста, можно прийти к выводу, игрушка – это важнейшее средство психического развития, а также развития творческого воображения дошкольников. Игрушка оказывает позитивное влияние на воображение, фантазию, ситуационное мышление, только в том случае, если игрушка подобрана правильно. Данные методики помогают привлекать детей к созданию игровых уголков, формировать желание творчески действовать с игрушками, углубить интерес дошкольников к образным игрушкам и сделать его более устойчивым и осознанным; показать возможность целесообразного применения игрушек в играх разного содержания; воспитать навыки культурного обращения с игрушками. Применяя эти методики, воспитатель сможет добиться ожидаемого результата от детей.