Автор: Лихова Ольга Ивановна
воспитатель МБДОУ “Детский сад 130”, г.Чебоксары Чувашская республика
План по самообразованию и развитию профессиональной компетентности по теме «Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №130 «Улап» г.Чебоксары
План по самообразованию и развитию профессиональной компетентности на 2020-2021учебный год
Тема:
«Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Воспитатель:
Лихова Ольга Ивановна
Чебоксары 2020
Введение
В настоящее время в рамках совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности воспитанников и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов. Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования. Решение данной проблемы позволит апробировать инновационную систему подготовки детей к изучению технических наук, которая призвана в будущем облегчить выбор детьми уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности.
Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.
В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия специально организованной деятельности.
Работа по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и… разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности создания нового.
Актуальность
Актуальность введения программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий. Использование разнообразных конструкторов при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, что дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения программы «От Фрёбеля до робота:растим будущих инженеров» легко можно интегрировать во все образовательные области.
Цель работы: Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования посредством парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Задачи:
Познавательные: способствовать развитию познавательного интереса к конструированию
Образовательные: формировать умения и навыки конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач. Знакомить дошкольников с техническими аспектами робототехники.
Развивающие: развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач, развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, ориентировку в пространстве.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности, усидчивость, желание включаться в творческую активность.
Задачи для воспитателя:
– повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень в процесс обучения и воспитания;
– использовать программу «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» как часть, формируемую участниками образовательных отношений, при разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
-организация работы творческой группы педагогов по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
– формировать у родителей и педагогов значимости развития технического творчества;
– формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей посредством овладения новыми конструктивными качествами на занятиях в свободной деятельности;
– разработать и составить конспекты занятий с использованием различных видов конструктора;
– создать условия для развития конструктивного мышления дошкольников;
– создать условия для формирования предпосылок технического творчества дошкольников;
– создать условия для сотрудничества в совместной деятельности;
Основные вопросы:
– изучение психолого-педагогической литературы по адаптации применения программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в образовательном процессе с дошкольниками;
– цели и задачи конструирования в обучении детей дошкольного возраста;
– этапы работы по введению программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в образовательную деятельность детей дошкольного возраста;
– особенности конструирования для детей с ОВЗ дошкольного возраста;
– роль родителей в деятельности детей по развитию технического творчества;
– практическая реализация программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»;
– изучение педагогического опыта коллег, которые работают по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»;
– внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
для педагога | для детей |
✓ формирование педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
✓ умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков; ✓ овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами развития технического творчества детей; ✓ умение активизировать творческие способности и умения; ✓ распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные ресурсы; ✓ применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности. ✓ эффективная работа творческой группы по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
|
✓ приближенность или соответствие показателям технической подготовки, предложенным программой «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»;
✓ развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания; ✓ социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач конструирования и с элементами робототехники; ✓ повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности |
Этапы реализации плана по самообразованию:
Первый этап (организационно – теоретический: сентябрь – октябрь 2020г.) – изучение возможностей внедрения программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в образовательный процесс с дошкольниками, в том числе при работе с детьми с ОВЗ, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию, повышение квалификации, создание и организация работы творческой группы педагогов ДОУ по реализации программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», разработка мастер-классов по использованию инструментов программы программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» для педагогов ДОУ; использование материально-технической базы созданной в детском саду LEGO – студии, психолого-педагогическая диагностика воспитанников.
Второй этап (накопительно – практический: ноябрь2020 – май 2021г.) – практическое осуществление деятельности по конструированию: организация работы LEGO – студии, центров конструирования в групповых помещениях ДОО, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап (заключительный: май 2021г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.
Содержание работы | Предполагаемые результаты в работе по реализации программы | Сроки реализации |
– Ознакомление, изучение парциальной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»; | – использование программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в качестве парциальной при разработке ООП ДО | Сентябрь 2020-май 2021 |
– Создание материально-технических условий и приобретение методической литературы. | -дополнительное оснащение LEGO – студии исходя из материальных условий ДОО и тематических модулей Программы | Сентябрь 2020-май 2021 | ||
– Использование игрового оборудования LEGO – студии в апробации программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»; | – использование конструктов «Полидрон каркасы», «Полидрон Проектирование», «Полидрон Магниты» и др., а так же бросового и природного материала в ходе образовательной деятельности | Сентябрь 2020-май 2021 | ||
-Накопление учебно- методического материала для сопровождения образовательного процесса в ДОУ | -разработка конспектов занятий в соответствии с программой | Сентябрь 2020-май 2021 | ||
– создание картотеки схем при работе с 5-8 наборами «Дары Фребеля» | Сентябрь 2020- декабрь 2021 | |||
– создание картотеки дидактических игр по использованию пчёл Bee-bot в образовательном процессе | Декабрь 2020-май 2021 | |||
Выступление на педсоветах, показ мастер-классов по использования игрового оборудования LEGO – студии при организации различных видов деятельности
|
– Выступление по теме «Развитие технических способностей в мире технологий». План проведения мини педсовета, протокол, практический и методический материал, презентация. | Сентябрь 2020 | ||
– мастер класс для педагогов по использованию игрового оборудования «Дары Фребеля» в образовательной области Развитие речи | Октябрь 2020 | |||
– мастер класс для педагогов по использованию пчёл Bee-bot для решения образовательных задач в рамках реализации ООП ДО | Ноябрь 2020 | |||
-Работа с родителями | -Мастер-класс «Лего страна – наша игра!»
|
Октябрь 2020 | ||
-Консультация для родителей «Мы дети технологий» | Декабрь 2020 | |||
-круглый стол «Учусь, играя» | Январь 2021 | |||
-открытое занятия по использованию программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в образовательной области Коммуникативная деятельность6предпосылки обучения грамоте | Март 2021 | |||
-проведение фестиваля «Космофест» | Апрель2021 | |||
Оценивание результативности/эффективности работы, направленной на формирование у воспитанников и обучающихся готовности к изучению технических наук средствами парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» | Обобщение опыта работы | Апрель 2021 | ||
Педагогическая диагностика показателей технической компетентности детей подготовительной группы №11 | Сентябрь 2020, май 2021 | |||
Проведение конкурсов. | – «Моя творческая мастерская») | -октябрь 2020 | ||
– «Фото – стенд моих построек». | – декабрь2020 | |||
-Развлечение «в гости к Lego мы идем!» | -февраль2021 | |||
-Соревнования среди детей подготовительных групп «Юный конструктор» | -март 2021 | |||
Организация сетевого взаимодействия. | – Практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление странички на сайте детского сада, размещение в сети интернет. |
|
Используемая литература:
- Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», – Самара: Асгард, 2017.
- Волкова, С. И. Конструирование С. И. Волкова – М.: Просвещение, 2009.
- Комарова, Л. Г. Строим из LEGO Л. Г. Комарова. – М., 2001.