Автор: Лихова Ольга Ивановна

воспитатель МБДОУ “Детский сад 130”, г.Чебоксары Чувашская республика

План по самообразованию и развитию профессиональной компетентности по теме «Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №130 «Улап» г.Чебоксары

 

План по самообразованию и развитию профессиональной компетентности  на 2020-2021учебный год

 Тема:

«Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Воспитатель:

Лихова Ольга Ивановна

   

Чебоксары 2020

Введение 

 В настоящее время в рамках совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству.  Очень важно  на ранних шагах выявить технические наклонности воспитанников и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.  Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования.   Решение данной проблемы позволит апробировать инновационную систему подготовки детей к изучению технических наук, которая призвана в будущем облегчить выбор детьми уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности. 

 Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. 

 В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия специально организованной деятельности. 

 Работа по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и… разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности создания нового. 

  Актуальность  

 Актуальность введения программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий. Использование разнообразных конструкторов при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, что дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи. 

 Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения программы «От Фрёбеля до робота:растим будущих инженеров» легко можно интегрировать во все образовательные области. 

  

Цель работы: Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования посредством парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Задачи: 

Познавательные: способствовать развитию познавательного интереса к конструированию 

Образовательные: формировать умения и навыки конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач. Знакомить дошкольников с техническими аспектами робототехники. 

Развивающие: развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач, развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, ориентировку в пространстве. 

Воспитательные: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности, усидчивость, желание включаться в творческую активность. 

 

Задачи для воспитателя:   

повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень в процесс обучения и воспитания;   

использовать программу «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» как часть, формируемую участниками образовательных отношений, при разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 

-организация работы творческой группы педагогов по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

 – формировать у родителей и педагогов значимости развития технического творчества; 

формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей посредством овладения новыми конструктивными качествами на занятиях в свободной деятельности; 

разработать и составить конспекты занятий с использованием различных видов конструктора; 

создать условия для развития конструктивного мышления дошкольников; 

создать условия для формирования предпосылок технического творчества дошкольников; 

создать условия для сотрудничества в совместной деятельности; 

 

Основные вопросы: 

изучение психолого-педагогической литературы по адаптации применения программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в образовательном процессе с дошкольниками; 

цели и задачи конструирования в обучении детей дошкольного возраста; 

этапы работы по введению программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в образовательную деятельность детей  дошкольного возраста; 

особенности конструирования для детей с ОВЗ дошкольного возраста; 

роль родителей в деятельности детей по развитию технического творчества; 

практическая реализация программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»; 

изучение педагогического опыта коллег, которые работают по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»; 

внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста. 

 

Ожидаемые результаты: 

для педагога для детей
формирование педагогического мастерства, профессионализма и творчества: 

умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков; 

овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами развития технического творчества детей; 

умение активизировать творческие способности и умения;  

распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные ресурсы; 

применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности. 

эффективная работа творческой группы по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

 

приближенность или соответствие показателям технической подготовки, предложенным программой «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»;  

  развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания; 

социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач конструирования и с элементами робототехники; 

повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности  

Этапы реализации плана по самообразованию: 

 Первый этап (организационно – теоретический: сентябрь – октябрь 2020г.) – изучение возможностей внедрения программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»  в образовательный процесс с дошкольниками, в том числе при работе с детьми с ОВЗ, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию, повышение квалификации, создание и организация работы творческой группы педагогов ДОУ по реализации программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», разработка мастер-классов по использованию инструментов программы программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» для педагогов ДОУ; использование материально-технической базы созданной в детском саду LEGO – студии, психолого-педагогическая диагностика воспитанников.  

 

 Второй этап (накопительно – практический: ноябрь2020 – май 2021г.) – практическое осуществление деятельности по конструированию: организация работы LEGO – студии, центров конструирования в групповых помещениях ДОО,  решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем. 

 Третий этап (заключительный: май 2021г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов. 

Содержание работы Предполагаемые результаты в работе по реализации программы  Сроки реализации
– Ознакомление, изучение парциальной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»; – использование программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в качестве парциальной при разработке ООП ДО Сентябрь 2020-май 2021

 

– Создание материально-технических условий и приобретение методической литературы.  -дополнительное оснащение  LEGO – студии  исходя из материальных условий ДОО и тематических модулей Программы Сентябрь 2020-май 2021
– Использование игрового оборудования LEGO – студии  в апробации программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»; – использование конструктов «Полидрон каркасы», «Полидрон Проектирование», «Полидрон Магниты» и др., а так же бросового и природного материала в ходе образовательной деятельности  Сентябрь 2020-май 2021
-Накопление учебно- методического материала для сопровождения образовательного процесса в ДОУ -разработка конспектов занятий в соответствии с программой Сентябрь 2020-май 2021
– создание картотеки схем при работе с 5-8 наборами «Дары Фребеля» Сентябрь 2020- декабрь 2021
– создание картотеки дидактических игр по использованию пчёл Bee-bot в образовательном процессе Декабрь 2020-май 2021
Выступление на педсоветах, показ мастер-классов по использования игрового оборудования LEGO – студии при организации различных видов деятельности

 

– Выступление по теме «Развитие технических способностей в мире технологий». План проведения мини педсовета, протокол, практический и методический материал, презентация.  Сентябрь 2020
мастер класс для педагогов  по использованию игрового оборудования «Дары Фребеля» в образовательной области Развитие речи  Октябрь 2020
– мастер класс для педагогов по использованию пчёл Bee-bot для решения образовательных задач в рамках реализации ООП ДО Ноябрь 2020
-Работа с родителями   -Мастер-класс «Лего страна – наша игра!» 

 

Октябрь 2020
-Консультация для родителей «Мы дети технологий» Декабрь 2020
-круглый стол «Учусь, играя» Январь 2021
-открытое  занятия по использованию программы  «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в образовательной области Коммуникативная деятельность6предпосылки обучения грамоте Март 2021
-проведение фестиваля «Космофест»  Апрель2021
Оценивание результативности/эффективности работы, направленной на формирование у воспитанников и обучающихся готовности к изучению технических наук средствами парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Обобщение опыта работы Апрель 2021
Педагогическая диагностика показателей технической компетентности детей подготовительной группы №11 Сентябрь 2020, май 2021
Проведение конкурсов. – «Моя творческая мастерская») -октябрь 2020
– «Фото – стенд моих построек». – декабрь2020
-Развлечение «в гости к Lego мы идем!» -февраль2021
-Соревнования среди детей подготовительных групп «Юный конструктор» -март 2021
Организация сетевого взаимодействия.  Практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление странички на сайте детского сада, размещение в сети интернет.
  • Сентябрь 2020-май 2021

 

Используемая литература:

  1.  Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», – Самара: Асгард, 2017.
  2. Волкова, С. И. Конструирование С. И. Волкова – М.: Просвещение, 2009. 
  3. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO Л. Г. Комарова. – М., 2001.