автор: Лановенко Виктория Валентиновна
педагог дополнительного образования Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования “Камчатский дворец детского творчества”
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В. В. Лановенко, Л.И. Подоляка, О.С. Ширяева, А.С. Ширяева
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Дополнительное образование детей – важная часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию. Современная психолого-педагогическая наука определяет дополнительное образование детей как организованный особым образом процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребёнка к познанию и творчеству. Целью воспитания молодёжи в учреждениях дополнительного образования является формирование разносторонней, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. [1, 2].
Кроме того, значение творческих коллективов дополнительного образование невозможно переоценить для школьников г.Петропавловска-Камчатского. В ряде психологических исследований выявлено, что среда города Петропавловска-Камчатского является дефицитарной, то есть не предоставляет возможности для реализации значимых для личности потребностей, таких как: потребности в безопасности (экстремальные факторы, угроза землетрясения, климатические факторы), потребности в свободном перемещении (социально-экономические факторы, обусловленные климатом и географическим положением города), потребность в самореализации и т.д. [3]. Кроме того, очевидно, что в г.Петропавловске-Камчатском довольно узкий спектр учебных заведений и перечень предоставляемых ими специальностей. Среди главных личностных ресурсов, способствующих конструктивному функционированию человека в такой среде, называются ресурсы сотрудничества и взаимопомощи, поведенческая активность, творчество, наличие смысла и целей в жизни. Вместе с тем, поскольку среда ограниченна в ресурсном плане, необходимы специальные меры по развитию и усилению данной группы личностных ресурсов у школьника. Таким образом, в условиях дефицитарности внешней среды, важным становится поиск дополнительных внешних ресурсов для развития личности школьника. Такими ресурсами как раз могут быть занятия в секциях, студиях и кружках учреждений дополнительного образования.
Для изучения представлений детей и родителей о творческих коллективах учреждения дополнительного образования были использованы следующие методы и методики: методика вербального реагирования на стимул «Мой коллектив»/ «Коллектив, в котором занимается мой ребенок» (пять существительных, пять прилагательных пять глаголов) Е.Б.Весны, С.В.Семеновой; метод ассоциативного эксперимента на стимул, «Мой коллектив»/ «Коллектив в котором занимается мой ребенок»; метод «Незаконченные предложения» Ч.Осгуда; модифицированная методика «Самооценка» Т.В.Дембо – С.Я.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, шкалы «Счастливый», «Успешный», «Уверенный» («Я»/ «Мой ребенок»).
Выборку исследования составили воспитанники детской цирковой студии «Ха-ха-трон» и образцового детского ансамбля танца «Смешинки» в количестве 51 человека, в возрасте от 8 – 16 лет. В качестве испытуемых были взяты только те дети, которые занимаются больше года и входят в так называемую «концертную группу», то есть принимают активное участие в концертной деятельности коллектива, а также родители участников коллективов в количестве 31 человека в возрасте от 31–50 лет. Общий объем выборки составил 82 человека.
Анализ результатов ассоциативного эксперимента на стимул «Мой коллектив»/ «Коллектив, в котором занимается мой ребенок» показал, что полученные ассоциации в целом положительные, к наиболее часто встречающимся ответам и в детской и взрослой группах можно отнести: смех, радость, веселый. Кроме того, в группе родителей часто встречается ассоциация «дружба». Обращает на себя внимание тот факт, что среди ассоциаций реакций, указывающих на деятельность, направление коллектива (цирк, танец) практически нет. Независимо от деятельности творческого коллектива он воспринимается через положительные эмоции.
Далее анализировались результаты методики вербального реагирования на стимул «Мой коллектив»/ «Коллектив, в котором занимается мой ребенок». В группе детей были получены следующие результаты: дружба, концерт, репетиция, смех, семья, танец (среди существительных), веселый, дружелюбный, добрый, любимый, смешной (среди прилагательных) и выступаем, радоваться, учит, танцуем, растягиваемся (среди глаголов).
Таким образом, на когнитивном, аффективном и поведенческих уровнях представления о своем коллективе у детей достаточно гармоничны.
Анализ результатов в группе родителей показал, что их ответы менее однородные, чем ответы детей. Вместе с тем, среди наиболее часто встречающихся ответов можно выделить следующие: дружба, ответственность, радость, веселье, труд (существительные), веселый, дружный, сплоченный (прилагательные) и выступает, развивает, трудится, учит (глаголы).
Родители более серьезно, чем дети воспринимают коллектив, в котором занимается их ребенок. Наряду с категорией «положительные эмоции» преобладают высказывания о труде, работе и ответственности. Значимым представляется тот факт, что родители «отводят» коллективам функции воспитания, обучения и развития.
Таким образом, коллектив представляет своим воспитанникам как опыт личных позитивных эмоций, так и опыт нахождения в дружном, сплоченном коллективе, выполнение конкретных заданий на занятиях в котором приводит к конкретной положительной деятельности: выступлениям на концертах.
На заключительном этапе анализировались результаты методики «Незаконченные предложения» в группе детей и в группе родителей. Выявлено, что в ответах на следующие незаконченные предложения «Мой коллектив позволяет мне….» («Нахождение в этом коллективе позволяет моему ребенку…»); «Благодаря коллективу я…» («Благодаря этому коллективу мой ребенок…») часто повторяющихся ответов практически не выявлено. Вместе с тем анализ ответов позволяет предположить, что занятия в творческих коллективах помогают ребенку успешно решать задачи как индивидуального, так и социального плана. Так, среди ответов встречаются такие как: быть счастливой, выступать, радоваться, развиваться, расслабляться, уметь общаться с людьми, жить, дружить (ответы в группе детей); быть выносливым, развиваться, физически здоровым, ответственным, сильным, дисциплинированным стал активным, уверенным, рад и счастлив, умеет общаться, умеет дружить, увлечен, физически здоров, чувствует свою значимость, гибкий ( в группе родителей). Таким образом, занятия в коллективах научают ребенка как специальным способностям (танцевать, тянуть шпагат), так и развивают важные социальные навыки (общение, ответственность, сплоченность), дают возможность пробовать себя в творческой деятельности, переживать ее результат.
Среди окончаний предложений «Самое главное в моем коллективе» («Самое главное в коллективе, в котором занимается мой ребенок») наиболее часто встречаются ответы: дружба (ответы детей) и дружба и сплоченность (ответы родителей). Кроме того, в детской группе часто встречаются ответы о том, что самое главное в коллективе это руководитель. В окончаниях предложений «В будущем я» (Мой ребенок в будущем») интересным представляется тот факт, что большинство детей видят себя в будущем артистами, гимнастами или тренерами, отмечают, что продолжат заниматься и будут выступать, а среди ответов взрослых, наряду с тем, что это может стать профессией их ребенка (наиболее часто это встречается в ответах родителей детей цирковой студии), так же встречаются следующие ответы: будет счастливым, станет звездой, будет социально развит, будет с любовью вспоминать свой коллектив. Таким образом, занятие в коллективе определяют как настоящее, так и будущее детей, позволяют им получать положительный опыт социальных взаимодействий и переносить его на цели будущего. Кроме того, в коллективах происходит первичная профориентация ребенка, что представляется важным и своевременным для современного образовательного пространства.
Кроме того, анализировались результаты методики «Самооценка» Т.В.Дембо – С.Я.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан шкалы «Счастливый», «Успешный», «Уверенный» (Я/Мой ребенок). Анализ данных показал, что самооценка воспитанников коллективов по всем шкалам выше среднего и преобладает значение по шкале счастливый, что дает нам право предполагать, что данные дети переживают субъективное ощущение счастья, ощущают себя успешными и уверенными. Анализ оценок родителей своих детей так же подтверждает то факт, что вероятно, занятие в коллективе выступает одним из факторов положительной оценки ребенком себя, своих способностей и умений, а также, вероятно, положительной оценки родителями своих детей. Вместе с тем, данный факт требует эмпирический проверки.
Таким образом, полученные результаты показывают, что творческие коллективы учреждений дополнительного образования предоставляют ребенку положительные эмоции, опыт позитивной творческой деятельности, уникальный опыт коллективного взаимодействия, конструктивного общения, социальной поддержки, развивают и дают возможности для формирования важных социальных и профессиональных навыков, помогают ребенку овладевать различными способами и приемами, благодаря которым он может чувствовать себя уверенным, успешным и счастливым в современном мире.
Полученные результаты позволяют нам сформулировать следующие выводы-рекомендации.
- Необходимо способствовать максимальному включению школьников в деятельность творческих объединений учреждений дополнительного образования.
- Расширять спектр объединений, возможно, с учетом актуальной профориентационной работы для решения задач развития Камчатского края.
- Уделять особое внимание психологической и педагогической подготовке педагогов учреждений дополнительного образования.
- Рекомендовать детям и родителям посещение тех или иных кружков дополнительного образования, исходя из личностных особенностей детей, и опираясь на их актуальные запросы в укреплении физического, психологического и других видов здоровья.
- Руководителям творческих объединений организовать систему активного включения школьник в творческую жизнь коллектива, участие в концертах, конкурсах различного уровня.
Таким образом, значение дополнительного образования для личностного развития школьника велико, особенно в регионе с дефицитом внешних ресурсов для развития личности. Именно включение школьника в систему дополнительное образования может стать одним из главных механизмов обеспечения достижения высокого уровня субъективного качества жизни в Камчатском крае.
Библиографический список
- Козлова, Н. Ю. Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника / Н. Ю. Козлова // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2010. – № 341. – С. 174-177.
- Мальгин В. Е., Гречухин С. Ю. Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5781/ (дата обращения: 12.03.2018).
- Ширяева О.С. Психологическая поддержка личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: монография/ О.С.Ширяева, Я.А. Сурикова, С.В. Кондрашенкова; КамГУ им. Витуса Беринга. – Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. – 193 с.