Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Лаврова Ольга Александровна

преподаватель ГБПОУ НСО «Новосибирский автотранспортный колледж»

Модульно- компетентостный подход в преподавании истории


Модульно-компетентностный подход в преподавании истории.

Лаврова Ольга  Александровна, преподаватель
ГБПОУ   НСО « Новосибирский автотранспортный колледж»

 

      Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является одним из важнейших преобразований в системе отечественного образования, вызванное актуальностью подготовки выпускников к жизни и деятельности в высокотехнологичном  конкурентном пространстве. Сегодня для эффективной профессиональной и личностной самореализации требуются не только профессиональные, но и социальные, экономические, коммуникативные компетенции, компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, которые сопровождают практически все виды профессиональной деятельности. Следствием этих преобразований становится необходимость для системы профессионального образования следовать за изменениями в сфере труда, реагировать на экономическую ситуацию в стране, структуру рынка труда, спрос на новые компетенции. Все это требует существенного повышения степени гибкости системы профессионального образования, создания принципиально новых форм взаимодействия с рынком труда, работодателями (социальными партнерами), чтобы они активно участвовали в ее развитии. В качестве основного механизма, который призван обеспечить студента (обучающегося) необходимыми как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника. Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение жизни»), т.к. его целью является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования — с другой.

Модульно-компетентностный подход в обучении предоставляет студенту широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только профессиональные (технические), но и общие, сквозные и ключевые компетенции.Данный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения.

Модульно-компетентностный подход позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения, переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций. Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность  индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей.

План урока
Профессия: техник, 23. 02. 03. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Группа: 1т-81 к
Тема урока:  Отмена крепостного права и реформы 60- 70- х годов. Контрреформы
Тип урока: комбинированный
Время: 2 часа

Цель урока,
             его воспитательные и развивающие задачи:
1. По итогам урока обучающие будут уметь на втором уровне освоения:

-определять  основные направления экономического, социального, политического развития России во второй половине XIX века;
— выявлять последствия реформ Александра II для экономического, социального, политического развития России во второй половине XIX века, содержание промышленного переворота в России в XIX в.;
— объяснять политику  контрреформ Александра 3
2. В ходе  урока содействовать формированию у обучающихся следующих общих компетенций:
Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК3 Рационального и критического мышления, принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использование информационно- коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами



Материально- дидактическое оснащение урока
Оборудование:  компьютер, проектор, интерактивная доска
Наглядные пособия, дидактические материалы: учебник А.А. Данилова,Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандт. История. Россия и мир. Древность. Средневековье, Новое время. М.-2012 г. А. С. Орлов, В. А. Георгиев. История России в схемах. М., 2016г.  Презентации, в/ ф « Российская импрерия», карта « Россия во второй половине 19 века», интернет ресурсы.
.
                                       Ход урока
                         Технологическая карта урока

Структурный
элемент
( этап)урока
Время
этапа, мин.
Учебно- познавательная

деятельность
обучающихся

Методические особенности урока и краткие указания по проведению
этапа урока
Ожидаемый
результат.
Формы
контроля
1.Организа-
ционный
момент
2 Подготовка
обучающихся к занятию
Преподаватель приветствует обучающихся, отмечает явку в журнале Включение в учебный процесс. Визуальный контроль
2.Актуализация
знаний
3 Подготовка
обучающихся к восприятию
учебного материала. Слушают, записывают тему и план
Преподаватель объявляет тему, цели, план, актуальность темы.

Понимание темы, задания на урок, визуальный контроль и комментарии ответов
3. Проверка домашнего задания 15   Проверка уровня знаний о реформах Александра 2
Переход к новому материалу.  Студенты отвечают на вопросы с места, приглашенные к доске составляют схему ответа о реформах, представляют проекты отмены
крепостного права, делают выводы о значении реформ
Преподаватель задает вопросы по
пройденному материалу ( реформы
Александра 2)
Предлагает сделать выводы о значении реформ;
Приглашает к доске студентов для составления схемы ответа о реформах; для представления проекта об отмене крепостного права( индивидуальное задание)

Осуществляется переход к следующему этапу урока

Понимание
содержания реформ  Александра 2, вопросы и комментарии ответов
4. Изучение нового материала 35 Слушают, принимают к сведению;
анализируют,
конспектируют, отвечают на
проблемные вопросы,
коллективно составляют схемы ответов о
сословиях, об
общественном
движении,
самостоятельно делают выводы





Изучение нового материала по пунктам:
1. Социально- экономическое

развитие пореформенной России.

2. Контрреформы Александра 3.
3. Общественное движение в России во второй половине 19 века.
Преподаватель объясняет материал, использует карту
« Россия во второй половине 19 в».
Осуществляет переход к следующим пунктам  плана урока, задает вопросы
Приглашает  к доске студентов для составления  схемы ответа о сословиях, об общественном движении.
Предлагает  студентам сделать самостоятельно выводы


Усвоение
нового материала,
вопросы и комментарии

5. Творческая
работа









10














Высказывают аргументы « за»
и « против» направлений общественного движения России во второй половине 19 века.
Задают друг другу вопросы, отвечают на вопросы, выступают с презентациями

Творческая работа, направленная
на закрепление материала по изучению пункта
« Общественное
движение во второй половине 19 века»
Преподаватель предлагает обучающимся определить достоинства и недостатки направлений общественного движения России во второй половине 19 века
Закрепление материала,
вопросы друг другу, комментарии
выступлений





6. Закрепление
материала

5

слушают, принимают к
сведению, анализируют, отвечают на вопросы, делают
выводы



Обобщает материал, использует карту
« Россия во второй половине
19 века», задает вопросы по пройденному материалу, предлагает
сделать выводы( по заданию на урок)

Закрепление
материала,
вопросы и комментарии  ответов, выводов( по
заданию на урок)

7. Самостояте-
льная работа
10 Письменно отвечают на вопросы теста, знакомятся с правильными ответами, проводят взаимопроверку, озвучивают ответы

Закрепление материала. Промежуточная диагностика. Преподаватель предлагает тестовую
работу, собирает работу с ответами, предлагает провести студентам взаимопроверку
Выполнение заданий, закрепление материала, взаимопроверка, комментарии
озвученных ответов, формирования навыка самостоятельной
работы
8. Подведение
итогов урока
7 Проводят рефлексию, отвечают на вопросы

Преподаватель подводит итоги урока, формулирует общие выводы, объявляет оценки Формирование
осознания плодотворности урока, дальнейшем  изучении истории, визуальный контроль, комментарии, стимулирование
9. Домашнее задание 3 Слушают, записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению

Закрепление материала. Объявление домашнего задания, объяснение требований по его выполнению — привитие интереса  к истории, визуальный контроль к записи домашнего задания, вопросы и оценка самостоятельной работы



 Приложение 1
Работа  с историческим источником.
Критерии оценки:
1) производить поиск исторической информации в источниках разного типа;
2) осуществлять внешнюю критику источника ( характеризовать автора , время,
обстоятельства и цели создания источника);
3) проводить внутреннюю критику источника  ( анализировать позицию автора и участников описываемых событий);
4) использовать принципы структурно- функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений

-оценка 5 (отлично)  80- 100%
-оценка 4 (хорошо)  70- 79 %
— оценка 3 (удовлетворительно)  60- 69 %
-оценка 2 ( неуд)- менее 60 %

Из речи Александра 2 в Государственном Совете.
«   Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрении Государственного Совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет  зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа , столь же убеждены , как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного Совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ..Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства..
 Я  надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный Совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать, для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдете нужным в чем- либо изменить или добавить представленную работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян, и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле»
Вопросы:
1) Когда Александр 2 впервые официально заявил о необходимости отмены крепостного права? Назовите год. В чьих интересах была проведена крестьянская реформа?
2) Как решила реформа вопрос  об освобождении помещичьих крестьян? Приведите не менее двух положений.
3) Укажите не менее трех авторов проекта Крестьянской реформы.

Приложение 2

Форма проведения: заполнение таблицы.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания таблицы наименованиям заглавных ячеек;
  • краткость изложения;
  • полнота изложения.
  • оценка 5 (отлично) ставится при выполнении всех требований;
  • оценка 4 (хорошо) ставится при незначительных недочетах если заполнены все графы, при одной незаполненной графе;
  • оценка 3 (удовлетворительно) ставится при значительных недочетах если заполнены все графы, при незаполненных двух графах;
  • оценка 2  (неудовлетворительно) ставится при более двух незаполненных графах.                    

 

 Задание 1

Социальная структура России во второй половине XIX в.

Социальные группы Характеристика
Дворянство
Духовенство
Мещанство
Купечество
Казачество
Крестьянство
Пролетариат
Буржуазия

                                             Задание 2.
Сопоставьте мероприятия, проведенные при Александре 2, при Александре 3. В каких вопросах  Александр 3 выступил преемником Александра 2? Предложите
объяснение и дайте оценку мерам, предпринятым Александром 3

Александр 2 Вопросы для сравнения Александр 3
1Государственное устройство
2 . Социальная политика
3. Просвещение и печать
4. Экономическая  деятельность
5. Национальная политика

  Приложение 3

 

Критерии оценки: 1 правильный ответ – 1 балл.

  • оценка «5» («отлично») ставится при выполнении 9 – 10 заданий;
  • оценка «4» («хорошо») ставится при выполнении 7 – 8 заданий;
  • оценка «3» («удовлетворительно») ставится при выполнении 5 – 6 заданий;
  • оценка «2» («неудовлетворительно») ставится при выполнении менее 5 заданий.

 


Вопросы

  1. Политика правительства России, направленная на покровительство внутреннего рынка страны:

 

а) меркантилизм           в) абсолютизм

б) протекционизм         г) нигилизм

 

  1. Военная реформа 1874 года:

 

а) заменила рекрутский набор всеобщей воинской повинностью

б)заменила народное ополчение рекрутским набором

в) установила 25-летний срок службы для солдат

г) отменила всеобщую воинскую повинность

 

  1. Государственный строй, основанный на частной собственности на средства производства и использовании наемного труда:

 

а) феодализм           в) капитализм

б) социализм            г) капитализм

 

  1. Лидер бунтарского направления в народничестве:

 

а) Герцен А.И.           в) Лавров П.Л.

б) Ткачев П.Н.           г) Бакунин М.А.

 

  1. Прекращение работы до выполнения требований:

 

а) стачка                в) митинг

б) забастовка         г) демонстрация

 

  1. Законодательный орган в Российской империи в XIX веке:

 

а) Комитет министров               

б) Государственный совет

в) Государственная Дума

г) Сенат  

 

  1. Министр финансов и железных дорог, проводивший экономические реформы во второй половине XIX века:

 

а) Победоносцев К.П.      в) Канкрин Е.Ф.

б) Сперанский М.М.        г) Витте С.Ю.

 

  1. Единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи:

 

а) партия               в) сословие

б) ферма                г) община

 

  1. Соедините колонки:

 

а) 1796 – 1801          1) Александр I

б) 1801 – 1825          2) Александр II

в) 1825 – 1855          3) Александр III

г) 1855 – 1881          4) Павел I

д) 1881 – 1894          5) Николай I       

 

10)Расставьте в хронологической последовательности:

а) Отмена крепостного права               

б) Продажа Аляски Америке

в) «Хождение в народ»

г) Первая маевка в России
Ответы

  1. Б                    6) Б
  2. А                    7) Г
  3. В                    8) Г
  4. Г                    9) А-4, Б-1, В-5, Г-2, Д-3              
  5. Б                   10) Б, А, В, Г, Д

 

Оценочный лист

Ф.И.О Выслушивать мнение всех участников группы Быть активным, высказывать аргументировано свое мнение Придерживаться регламента Если не согласны с мнением, то подвергать критике мнение, а не личность Взаимооценка результатов групповой работы    Всего баллов Отметка
Соответствие рекомендаций ключевым словам Соответствие рекомендаций теоретическим знаниям
1.
2.
3.
4.
5.

 

Оценочный лист заполняется во время групповой работы, за соблюдения правил работы в группе ставится от

0 баллов — не соответствует, 1 балл — соответствует частично, 2 балла — соответствует полностью.

Перевод баллов в отметку: 12 — 10 баллов – «5», 9 -7 баллов – «4», 6 — 4 балла – «3», менее 3 баллов – задание не выполнено.