автор: Лаврова Ольга Александровна
преподаватель ГБПОУ НСО «Новосибирский автотранспортный колледж»
Модульно- компетентостный подход в преподавании истории
Модульно-компетентностный подход в преподавании истории.
Лаврова Ольга Александровна, преподаватель
ГБПОУ НСО « Новосибирский автотранспортный колледж»
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является одним из важнейших преобразований в системе отечественного образования, вызванное актуальностью подготовки выпускников к жизни и деятельности в высокотехнологичном конкурентном пространстве. Сегодня для эффективной профессиональной и личностной самореализации требуются не только профессиональные, но и социальные, экономические, коммуникативные компетенции, компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, которые сопровождают практически все виды профессиональной деятельности. Следствием этих преобразований становится необходимость для системы профессионального образования следовать за изменениями в сфере труда, реагировать на экономическую ситуацию в стране, структуру рынка труда, спрос на новые компетенции. Все это требует существенного повышения степени гибкости системы профессионального образования, создания принципиально новых форм взаимодействия с рынком труда, работодателями (социальными партнерами), чтобы они активно участвовали в ее развитии. В качестве основного механизма, который призван обеспечить студента (обучающегося) необходимыми как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника. Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение жизни»), т.к. его целью является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования — с другой.
Модульно-компетентностный подход в обучении предоставляет студенту широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только профессиональные (технические), но и общие, сквозные и ключевые компетенции.Данный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения.
Модульно-компетентностный подход позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения, переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций. Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей.
План урока
Профессия: техник, 23. 02. 03. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Группа: 1т-81 к
Тема урока: Отмена крепостного права и реформы 60- 70- х годов. Контрреформы
Тип урока: комбинированный
Время: 2 часа
Цель урока,
его воспитательные и развивающие задачи:
1. По итогам урока обучающие будут уметь на втором уровне освоения:
-определять основные направления экономического, социального, политического развития России во второй половине XIX века;
— выявлять последствия реформ Александра II для экономического, социального, политического развития России во второй половине XIX века, содержание промышленного переворота в России в XIX в.;
— объяснять политику контрреформ Александра 3
2. В ходе урока содействовать формированию у обучающихся следующих общих компетенций:
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК3 Рационального и критического мышления, принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использование информационно- коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами
Материально- дидактическое оснащение урока
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска
Наглядные пособия, дидактические материалы: учебник А.А. Данилова,Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандт. История. Россия и мир. Древность. Средневековье, Новое время. М.-2012 г. А. С. Орлов, В. А. Георгиев. История России в схемах. М., 2016г. Презентации, в/ ф « Российская импрерия», карта « Россия во второй половине 19 века», интернет ресурсы.
.
Ход урока
Технологическая карта урока
| Структурный элемент ( этап)урока |
Время этапа, мин. |
Учебно- познавательная
деятельность |
Методические особенности урока и краткие указания по проведению этапа урока |
Ожидаемый результат. Формы контроля |
| 1.Организа- ционный момент |
2 | Подготовка обучающихся к занятию |
Преподаватель приветствует обучающихся, отмечает явку в журнале | Включение в учебный процесс. Визуальный контроль |
| 2.Актуализация знаний |
3 | Подготовка обучающихся к восприятию учебного материала. Слушают, записывают тему и план |
Преподаватель объявляет тему, цели, план, актуальность темы. | Понимание темы, задания на урок, визуальный контроль и комментарии ответов |
| 3. Проверка домашнего задания | 15 | Проверка уровня знаний о реформах Александра 2 Переход к новому материалу. Студенты отвечают на вопросы с места, приглашенные к доске составляют схему ответа о реформах, представляют проекты отмены крепостного права, делают выводы о значении реформ |
Преподаватель задает вопросы по пройденному материалу ( реформы Александра 2) Предлагает сделать выводы о значении реформ; Приглашает к доске студентов для составления схемы ответа о реформах; для представления проекта об отмене крепостного права( индивидуальное задание) Осуществляется переход к следующему этапу урока |
Понимание содержания реформ Александра 2, вопросы и комментарии ответов |
| 4. Изучение нового материала | 35 | Слушают, принимают к сведению; анализируют, конспектируют, отвечают на проблемные вопросы, коллективно составляют схемы ответов о сословиях, об общественном движении, самостоятельно делают выводы
|
Изучение нового материала по пунктам: 1. Социально- экономическое развитие пореформенной России. 2. Контрреформы Александра 3. |
|
| 5. Творческая работа
|
10 |
Высказывают аргументы « за» и « против» направлений общественного движения России во второй половине 19 века. Задают друг другу вопросы, отвечают на вопросы, выступают с презентациями |
Творческая работа, направленная на закрепление материала по изучению пункта « Общественное движение во второй половине 19 века» Преподаватель предлагает обучающимся определить достоинства и недостатки направлений общественного движения России во второй половине 19 века |
Закрепление материала, вопросы друг другу, комментарии выступлений
|
|
6. Закрепление |
5 |
слушают, принимают к |
Обобщает материал, использует карту « Россия во второй половине 19 века», задает вопросы по пройденному материалу, предлагает сделать выводы( по заданию на урок) |
Закрепление |
| 7. Самостояте- льная работа |
10 | Письменно отвечают на вопросы теста, знакомятся с правильными ответами, проводят взаимопроверку, озвучивают ответы | Закрепление материала. Промежуточная диагностика. Преподаватель предлагает тестовую работу, собирает работу с ответами, предлагает провести студентам взаимопроверку |
Выполнение заданий, закрепление материала, взаимопроверка, комментарии озвученных ответов, формирования навыка самостоятельной работы |
| 8. Подведение итогов урока |
7 | Проводят рефлексию, отвечают на вопросы |
Преподаватель подводит итоги урока, формулирует общие выводы, объявляет оценки | Формирование осознания плодотворности урока, дальнейшем изучении истории, визуальный контроль, комментарии, стимулирование |
| 9. Домашнее задание | 3 | Слушают, записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению |
Закрепление материала. Объявление домашнего задания, объяснение требований по его выполнению | — привитие интереса к истории, визуальный контроль к записи домашнего задания, вопросы и оценка самостоятельной работы |
Приложение 1
Работа с историческим источником.
Критерии оценки:
1) производить поиск исторической информации в источниках разного типа;
2) осуществлять внешнюю критику источника ( характеризовать автора , время,
обстоятельства и цели создания источника);
3) проводить внутреннюю критику источника ( анализировать позицию автора и участников описываемых событий);
4) использовать принципы структурно- функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
-оценка 5 (отлично) 80- 100%
-оценка 4 (хорошо) 70- 79 %
— оценка 3 (удовлетворительно) 60- 69 %
-оценка 2 ( неуд)- менее 60 %
Из речи Александра 2 в Государственном Совете.
« Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрении Государственного Совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа , столь же убеждены , как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного Совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ..Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства..
Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный Совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать, для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдете нужным в чем- либо изменить или добавить представленную работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян, и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле»
Вопросы:
1) Когда Александр 2 впервые официально заявил о необходимости отмены крепостного права? Назовите год. В чьих интересах была проведена крестьянская реформа?
2) Как решила реформа вопрос об освобождении помещичьих крестьян? Приведите не менее двух положений.
3) Укажите не менее трех авторов проекта Крестьянской реформы.
Приложение 2
Форма проведения: заполнение таблицы.
Критерии оценки:
- соответствие содержания таблицы наименованиям заглавных ячеек;
- краткость изложения;
- полнота изложения.
- оценка 5 (отлично) ставится при выполнении всех требований;
- оценка 4 (хорошо) ставится при незначительных недочетах если заполнены все графы, при одной незаполненной графе;
- оценка 3 (удовлетворительно) ставится при значительных недочетах если заполнены все графы, при незаполненных двух графах;
- оценка 2 (неудовлетворительно) ставится при более двух незаполненных графах.
Задание 1
Социальная структура России во второй половине XIX в.
| Социальные группы | Характеристика |
| Дворянство | |
| Духовенство | |
| Мещанство | |
| Купечество | |
| Казачество | |
| Крестьянство | |
| Пролетариат | |
| Буржуазия |
Задание 2.
Сопоставьте мероприятия, проведенные при Александре 2, при Александре 3. В каких вопросах Александр 3 выступил преемником Александра 2? Предложите
объяснение и дайте оценку мерам, предпринятым Александром 3
| Александр 2 | Вопросы для сравнения | Александр 3 |
| 1Государственное устройство | ||
| 2 . Социальная политика | ||
| 3. Просвещение и печать | ||
| 4. Экономическая деятельность | ||
| 5. Национальная политика |
Приложение 3
Критерии оценки: 1 правильный ответ – 1 балл.
- оценка «5» («отлично») ставится при выполнении 9 – 10 заданий;
- оценка «4» («хорошо») ставится при выполнении 7 – 8 заданий;
- оценка «3» («удовлетворительно») ставится при выполнении 5 – 6 заданий;
- оценка «2» («неудовлетворительно») ставится при выполнении менее 5 заданий.
Вопросы
- Политика правительства России, направленная на покровительство внутреннего рынка страны:
а) меркантилизм в) абсолютизм
б) протекционизм г) нигилизм
- Военная реформа 1874 года:
а) заменила рекрутский набор всеобщей воинской повинностью
б)заменила народное ополчение рекрутским набором
в) установила 25-летний срок службы для солдат
г) отменила всеобщую воинскую повинность
- Государственный строй, основанный на частной собственности на средства производства и использовании наемного труда:
а) феодализм в) капитализм
б) социализм г) капитализм
- Лидер бунтарского направления в народничестве:
а) Герцен А.И. в) Лавров П.Л.
б) Ткачев П.Н. г) Бакунин М.А.
- Прекращение работы до выполнения требований:
а) стачка в) митинг
б) забастовка г) демонстрация
- Законодательный орган в Российской империи в XIX веке:
а) Комитет министров
б) Государственный совет
в) Государственная Дума
г) Сенат
- Министр финансов и железных дорог, проводивший экономические реформы во второй половине XIX века:
а) Победоносцев К.П. в) Канкрин Е.Ф.
б) Сперанский М.М. г) Витте С.Ю.
- Единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи:
а) партия в) сословие
б) ферма г) община
- Соедините колонки:
а) 1796 – 1801 1) Александр I
б) 1801 – 1825 2) Александр II
в) 1825 – 1855 3) Александр III
г) 1855 – 1881 4) Павел I
д) 1881 – 1894 5) Николай I
10)Расставьте в хронологической последовательности:
а) Отмена крепостного права
б) Продажа Аляски Америке
в) «Хождение в народ»
г) Первая маевка в России
Ответы
- Б 6) Б
- А 7) Г
- В 8) Г
- Г 9) А-4, Б-1, В-5, Г-2, Д-3
- Б 10) Б, А, В, Г, Д
Оценочный лист
| Ф.И.О | Выслушивать мнение всех участников группы | Быть активным, высказывать аргументировано свое мнение | Придерживаться регламента | Если не согласны с мнением, то подвергать критике мнение, а не личность | Взаимооценка результатов групповой работы | Всего баллов | Отметка | |
| Соответствие рекомендаций ключевым словам | Соответствие рекомендаций теоретическим знаниям | |||||||
| 1. | ||||||||
| 2. | ||||||||
| 3. | ||||||||
| 4. | ||||||||
| 5. | ||||||||
Оценочный лист заполняется во время групповой работы, за соблюдения правил работы в группе ставится от
0 баллов — не соответствует, 1 балл — соответствует частично, 2 балла — соответствует полностью.
Перевод баллов в отметку: 12 — 10 баллов – «5», 9 -7 баллов – «4», 6 — 4 балла – «3», менее 3 баллов – задание не выполнено.



