Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Кухленко Анна Игоревна

заместитель директора ГБОУ ЛНР «АИТЛ»

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Современное общество диктует жесткие требования к персоналу. Одним из таких требований является стрессоустойчивость, которая является необходимым качеством как для полноценной учебы, так и работы. Ежедневно людям доводится испытывать и переживать стрессовое состояние, которое может быть либо сиюминутным состоянием, либо затяжным процессом. Все люди переживают стресс по-разному. Стрессоустойчивость – это качество, которое необходимо постоянно тренировать. Прежде всего, стрессоустойчивость необходима государственным служащим. В так называемой группе риска помимо представителей полиции, сотрудников надзорных органов оказываются врачи, учителя и преподаватели, которые в модернизации образования участвуют по-разному. Последнее время широкое распространение приобрело такое понятие, как психология безопасности образовательной среды и здоровьесберегающих технологий. Это одна из актуальных тем современной науки, которая обусловливает успешность большинства видов деятельности, особенно связанной с взаимодействием с людьми. Стрессоустойчивость важна не только на работе, но и в повседневной жизни, потому как угнетенное состояние негативно сказывается на эмоциональном настроении, психологическом настрое, находит отражение в об щем состоянии организма. Работа в коллективе подразумевает объединение людей с различным складом ума, темпераментом, характером. Поэтому конфликтные ситуации неизбежны.

В профилактике стрессов необходимо придерживаться нескольких принципов:

  1. Спокойное восприятие стрессовой ситуации (если стрессовая ситуация неизбежна, то имеет смысл проанализировать ее для ее предотвращения в будущем);
  2. Уход от стресса (не стоит давать обещаний, в выполнении которых

вы не уверены, избегайте близкого тесного общения с конфликтными

людьми);

  1. Улучшение стрессовой ситуации (идите на компромисс);
  2. Адаптация к стрессу (если вы не в состоянии изменить ситуацию, изменитесь сами);
  3. Смирение (принятие) стрессовой ситуации (вещи, которые неизбежны, нужно уметь принимать и жить с ними);
  4. Отдых и здоровый образ жизни;
  5. Тайм-менеджмент (научитесь рационально распределять свое рабочее и личное время);
  6. Тренинги (общение с людьми вашего круга, испытывающими сходные проблемы).

В образовательном процессе обучающиеся, не имеющиеся глубоких познаний по дисциплинам, испытывают стресс практически каждый раз во время занятий, опасаясь, что их спросят, проведут письменную работу, которая будет оценена по пятибалльной шкале. В этом ключе центральной проблемой обеспечения психологической безопасности участников образовательного процесса является адаптация обучающихся к изменяющимся условиям образовательного процесса (контроль знаний, методика проведения занятий, изменение предъявляемых требований, краткие сроки выполнения работ и т.д.) с использованием различных интерактивных методов обучения – гуманитарная составляющая процесса обучения.

В рамках проведения мероприятий, направленных на сплочение учебных групп и профилактики стрессовых ситуаций, необходимо создание комфортных условий для работы и общения в коллективе (учебной группе) не только в аудиторные часы, но и во внеучебное время.

Большую роль играет работа с обучающимися по усилению культурного взаимодействия между ними. Можно смело утверждать, что совместная художественная, творческая, спортивная деятельность преподавателей и обучающихся позволяет отвлечься от проблем, переключиться на другие виды деятельности. Необходимо также отметить, что на обеспечение психологической безопасности и эмоционального благополучия обучающихся помимо преподавательской деятельности должна быть направлена работа кураторов, группы психологов в виде консультативной помощи, организации тренингов для обучающихся и профилактических мероприятий по предотвращению профессионального выгорания у профессорско-преподавательского состава). Таким образом, создание гуманитарной среды (составляющей) в технических вузах будет способствовать повышению качества подготовки выпускников.