автор: Кулёмина Анастасия Павловна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТТ «Юный автомобилист»
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Колорит»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского (юношеского) технического творчества
«Юный автомобилист»
Рабочая программа
дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей)
программы
Студия художественного творчества «Колорит»
(художественная направленность)
для детей с 7 лет
Срок реализации 2 года
Первый год обучения
Автор-составитель:
Кулёмина Анастасия Павловна,
педагог дополнительного
образования
Нижний Новгород
2023
Учебный план Студия художественного творчества «Колорит»
| Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
| Общее | Теория | Практика | ||
| Раздел1 Вводное занятие Инструктаж по охране труда. | 3 | 3 | 0 | опрос |
| Раздел 2 «Рисунок» | 12 | 1 | 11 | Текущий контроль,
наблюдение, собеседование, выполнение практических работ |
| Раздел 3 «Графика» | 42 | 1 | 41 | Текущий контроль,
наблюдение, собеседование, выполнение практических работ |
| Раздел 4 Техника «Живопись» | 48 | 1 | 47 | Текущий контроль,
наблюдение, собеседование, выполнение практических работ |
| Раздел 5 «Искусство портрета» | 30 | 2 | 28 | Текущий контроль,
наблюдение, собеседование, выполнение практических работ |
| Раздел 6 «Художественная обработка кожи» | 18 | 1 | 17 | Текущий контроль,
наблюдение, собеседование, выполнение практических работ |
| Раздел 7 «Бумагопластика» | 15 | 1 | 14 | Текущий контроль,
наблюдение, собеседование, выполнение практических работ |
| Раздел 8 «Рельефная живопись» | 33 | 1 | 32 | Текущий контроль,
наблюдение, собеседование, выполнение практических работ |
| Раздел 9 «Народные промыслы» | 12 | 1 | 11 | Текущий контроль,
наблюдение, собеседование, выполнение практических работ |
| Раздел 10 Промежуточная аттестация. Выставка работ. Защита творческих проектов. | 3 | 0 | 3 | Выставка. Защита творческих проектов |
| Итого: | 216 | 12 | 204 | |
Содержание программы
Первый год обучения
Форма организации занятий: занятия проводятся в свободной игровой форме. В начале занятия отводится время на беседу и объяснение заданной темы (теоретическая часть). Используются для наглядности образцы. Практическая часть — выполнение задания обучающимися проходит под наблюдением педагога.
Раздел 1 «Вводное занятие»
Рассказ о творческом объединении. Оборудование рабочего места. Инструменты и материалы. Инструктаж по охране труда. Беседа о разделах программы.
Раздел 2 «Рисунок»
Изобразительное искусство включает в себя различные виды художественной деятельности, среди которых одно из главных мест занимает рисунок. Рисунок является одним из наиболее доступных и широко используемых средств выражения и передачи идей, эмоций и состояний.
Теория – Главная задача академического рисования: точное копирование и изучение конструктивных особенностей объектов, умение видеть объемную форму предметов и последовательно изображать ее на плоскости. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, обучающийся формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Практика — Владеть разными способами работы кистью и другими художественными материалами, передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит, сочетание разных нетрадиционных изобразительных материалов, свободно пользоваться палитрой, воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности (цвет, форму, колорит, композицию), изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием, передавать движение, используя нетрадиционные техники.
В своей работе использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов, рисовать по представлению и с натуры, располагать изображения на всём листе, на одной линии и на широкой полосе, изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием, рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта.
Раздел 3 «Графика»
Теория — Знакомство с материалами и инструментами (крафтовая бумага, уголь, тушь, перо, сангина, сепия, соус, воск, масляная пастель, сухая пастель и др. ), с понятиями о различных видах графики (монументальная, станковая и декоративная), о особенностях техник выполнения рисунка.
Практика – Обучение владением разным графическим материалом, подборка цвета к определенному фону, формирование зрительно-пространственного представления; развитая зрительно-моторная координация – способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом.
Раздел 4 «Живопись»
Изобразительное искусство – один из предметов эстетического цикла, который помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Цель изобразительного искусства — находить любовь, красоту, нравственную ценность не только в произведениях искусства, но и в повседневных вещах. Уроки живописи развивают творческие способности учащихся, выявляют интерес детей к искусству в целом, развивают эмоциональную сферу, чувства, душу. Живопись как один из видов изобразительного искусства призвана очищать и облагораживать человека силой художественного языка. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Именно живопись помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира в его многокрасочности.
Живопись — это искусство плоскости и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в иллюзии. Элементарные знания о живописи, изобразительном искусстве являются необходимостью для полноценного восприятия мира современным человеком.
Живопись способна воплощать большое разнообразие явлений, впечатлений и эффектов. Живописи доступен весь мир чувств, характеров, взаимоотношений, переживаний. Ей доступны самые тонкие наблюдения натуры, вечные идеи, впечатления, тонкие оттенки настроений.
Теория — знакомство с образцами работ в данном направлении , с материалами и инструментами (гуашь, акварель, масло, растворитель, акрил, акварельная бумага, цветная бумага, кисти: каплевидные и плоские), с правилами и приемами последовательного нанесения оттенков.
Практика – выполнение живописных работ в разных техниках и различных жанрах.
Раздел 5 «Искусство портрета»
Портрет – это одна из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства. Он представляет собой изображение лица человека, передающее его характер, настроение, индивидуальность. В портрете художник отражает не только физические особенности человека, но и его внутренний мир. Портрет может быть выполнен в различных техниках и стилях – от классической живописи до современного фотоискусства.
Особенностью портрета является то, что он является не просто изображением лица, а способом передачи человеческой индивидуальности. Художник старается передать в портрете не только внешний облик человека, но и его эмоции, настроение, характер. Он использует различные художественные средства – цвета, светотень, композицию и др., чтобы создать максимально выразительное и узнаваемое изображение. Портрет может быть реалистичным, стилизованным, символическим или абстрактным.
Портретная живопись имеет длительную историю, уходящую в глубокую древность. Еще в античные времена художники создавали портреты богов, правителей и выдающихся людей. В средние века портретная живопись развивалась преимущественно в кругах аристократии, а в эпоху возрождения портрет стал популярным жанром среди разных слоев общества. С появлением фотографии портрет начал выполнять новую функцию – фиксировать внешность людей для потомков и утекающего времени.
Теория — получение художественных и анатомических терминов. Связь с абстрактным мышлением. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод из одной знаковой системы в другую.
«Практика» — изучение обучающимися художественным приемам письма, получение знаний изображения на листе бумаги пропорций человеческой головы, написание портретов в различных техниках.
Раздел 6 «Художественная обработка кожи»
Художественная обработка кожи — это:
— Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно — художественного назначения;
— отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кожгалантерейных изделий.
Кожа — прекрасный материал для поделок, аксессуаров, предметов украшения, изделий декоративно-прикладного творчества. Этот материал пластичен, послушен и достаточно прочен. В то же время кожевенное сырье — материал дефицитный, дорогой, поэтому относиться к нему надо особенно бережно. Кожа сейчас — один из самых модных материалов.
Разные народы использовали кожу и украшали предметы из нее по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение, дамские сумки и пояса украшали аппликация и вышивка. Всегда славились художественными изделиями из кожи и меха народы Севера. Там кожу отделывали мехом, а на Востоке ее научились покрывать золотом. Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории.
Занятия по овладению техникой художественной обработки кожи позволяют раскрыть потенциальные творческие способности детей, развивать их внимание, память, глазомер, воспитывать усидчивость, терпение, уважение к труду.
Приемы художественной обработки кожи: аппликация, плетение, перфорация, интарсия, жмурение.
Теория – Знакомство с историей возникновения изделий из кожи, с образцами работ в данной технике, с материалами и инструментами, с приемами художественной обработки кожи.
Практика — разработка эскизов, изготовление лекал, шаблонов, обработка деталей и оформление готовой работы в рамку.
Раздел 7 «Бумагопластика»
«Бумагопластика» – техника создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги. История «бумагопластики» связана с возникновением бумаги. Бумага стала не только основной для писем, книг, но и благодаря своим свойствам: пластичности, послушности, возможности сохранять заданную форму, оказалась превосходным материалом для творчества.
Общение с бумагой существенно влияет на общее развитие ребенка. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Ум ребенка находиться на кончиках пальцев». Любая работа с бумагой: складывание, вырезание – дает возможность проявить свою индивидуальность; развивает творческое мышление, воображение, мелкую и крупную моторику; помогает приобщиться к миру прекрасного; помогает приобретать навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Ребенок знакомится с «бумагопластикой» еще в 2 – 3 года – это занятия аппликацией.
Таким образом, можно говорить, что все работы, связанные с изменением формы листа бумаги – это уже техника «бумагопластика».
Раздел 8 «Рельефная живопись»
Рельефная живопись – это создание объёмного узора, орнамента или рисунка с помощью текстурной пасты «Рельефка». Паста имеет однородную консистенцию, без фракций, прочная после высыхания. Создавать линии нужного цвета, толщиной от 3 до 10 мм, можно сразу из тюбика. Для создания стебельков и других элементов в объёмных картинах в технике скульптурной живописи.
Теория — получение знаний, навыков и навыков в работе с текстурной пастой, ее получением при изготовлении; в работе с мастекинами и кистью.
Практика — изготовление серии рельефных живописных картин в различных техниках нанесения скульптурной массы с последующим окрашиванием.
Раздел 9 «Народные промыслы»
Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. В программу изучения входят такие промыслы как роспись глиняных игрушек, художественная обработка ткани в технике «Решелье» и макраме.
Теория: изучение особенностей народных промыслов. Расширение кругозора и последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир.
Практика: Дети учатся азам лепки, изучают способы и приемы, основу лепки игрушек в промыслах (дымковский, филимоновский, каргопольский) и их росписи. Их учат цветоведению, композиции, размещению росписи на предметах декоративно-прикладного искусства. Обучаются приемам плетения в технике макраме и технологии изготовления различных изделий и приемам самостоятельной разработки поделок. Также получают навык в различных техниках декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства в работе с лыком.
Раздел 10 Промежуточная аттестация. Выставка работ обучающихся
Промежуточная аттестация – это оценка качества обученности воспитанников по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе.
Выставка работ обучающихся – форма подведения результатов реализации Программы Студия художественного творчества «Колорит». Награждение лучших обучающихся грамотами, вручение свидетельств по завершению обучения.



