автор: Кулакова Виктория Валентиновна

учитель начальных классов МБОУ “Лицей №9” город Воронеж

урок по окружающему миру “В путь по реке времени”

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Лицей № 9»

г. Воронеж

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

«В путь по реке времени»

Подготовила

 учитель начальных классов

Кулакова В.В.

 г. Воронеж

2019г.

Тема: «В путь по реке времени»

Тип урока: открытие нового знания

Цели: сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями река времени, история, с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся давать толкование слова «история»; ориентироваться по ленте времени; определять по дате события век, в котором оно произошло; рассказывать о событии из прошлого своего края.

Метапредметные: научатся планировать свою деятельность в группе, работать с источниками информации, представлять результат работы, участвовать в учебном диалоге.

Личностные: осознают значимость понятия «история», собственную причастность к истории страны; научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся

Понятия: история, век, река времени

Оборудование: учебник: Плешаков  А.А. Окружающий мир. 4 класс, 2 часть; презентация; лента времени

1.Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

Предмет «История» для вас новый предмет. Я хотела бы у вас спросить, что значит для вас слово «история»? (ответы детей) В конце урока мы проверим, правильно ли вы сказали. Слайд с темой

2.-Как можно путешествовать по реке?

-А как называется наша река? (река времени)

Это река особенная, волшебная. Хотите, я вам докажу?

Приходилось ли вам читать слово не с начала, а с конца? А книгу? А теперь скажите: помните ли вы какое-то событие, когда вы были маленькими?

А может ли кто-нибудь описать событие до вашего рождения? Как вы о нем узнали?

Из ваших слов получается, что для каждого человека история семьи начинается задолго до его рождения: с рождения его родителей, их знакомства…

Но личный опыт, воспоминания, своя собственная история жизни каждого человека начинаются с его рождения.

-Как вы можете вернуться в начало своей жизни из сегодняшнего дня? (Можно посмотреть фотографии, спросить у бабушек и дедушек, родителей.)

Так же происходит и с историей страны, мира. Как найти подтверждения каких-либо событий в истории страны? (по фотографиям, фильмам, из газет, из книг).

Ребята, а какова цель сегодняшнего урока? Как вы думаете? (ответы детей) Молодцы, ребята! Слайд с целями

-сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам;

-познакомить с понятиями река времени, история, с тем, как ведется летоисчисление;

– развивать речь, интерес к изучению истории.

  1. Сегодня для нас открывается возможность нарушить законы времени и пуститься в путешествие против течения: из настоящего в прошлое. Мы «прочитаем книгу с конца», поплывем против течения в прошлое мира, нашей страны. А поплывем мы по реке времени. На уроках по курсу «Окружающий мир» мы многое узнаем из мировой истории и истории нашего государства, нашего города, нашего края. Слайд с машиной времени

Сейчас Катя и Матвей прочтиают текст , а вы слушайте внимательно, затем я буду вам задавать вопросы по этому тексту.

-Почему люди стремились передать опыт и знания своим потомкам?

-Как они это делали до изобретения письменности?

– О каких исторических событиях вы узнали «из уст в уста»: от своих дедушек и бабушек, родителей, ветеранов ВОВ?

-О каком значении слова «история» говорится в этом абзаце? Почему история – наука? (она изучает, расследует события прошлого)

-Какие события из истории нашего государства вы можете привести?

Что для себя открыли из этой статьи?

– Что вас особенно заинтересовало или было непонятным?

Физкультминутка слайд

4.Вы любите слушать рассказы о сказочных странах?
Каролина подготовила сообщение о книге Л.Талимоновой «Путешествие во времени»

«В стране Беоргин жили замечательные люди. Превыше всего беоргийцы ставили гармонию в мире. Жили они по законам Истины, Добра и Красоты. Они верели в Бесконечность и поклонялись Времени. В представлении беоргийцев Время делилось на три части: Прошлое, Настоящее, Будущее. Прошлое они принимали за абсолютную истину и уважали его. Будущее – всегда движение вперед, к чему – то лучшему. А Настоящее – это только мостик из Прошлого в Будущее. Беоргийцы представляли Время огромной рекой, текущей из Прошлого в Будущее…»     слайд с обложкой

Вопросы:

– Какое представление о времени было у жителей сказочной страны и какое представление о времени у вас?
– Чем отличаются понятия «прошлое»,и «вчера»,  «настоящее» и «сейчас», «будущее» и «завтра»?
Путешествовать в историю нам поможет «Лента времени». Она даст возможность понять, как далеко во времени стоит одно событие от другого.

Перед вами на слайде дана лента времени и сейчас мы с ней с вами поработаем. Всем видно? Слайд с лентой времени

-Скажите, на какие 2 части она разделена? (время до нашей эры и наша эра)

-Как разделены эти отрезки? (елочкой)

-Какой христианский праздник мы отмечаем, наряжая ель? (Ель – это символ Рождества)

-Кто может объяснить, что символизирует праздник Рождества? (Это дата рождения Иисуса Христа)

Современный счет времени ведется от даты рождения Христа. Это время называют новая эра.

Река времени разделена на маленькие отрезки – века. Ель – это нулевая отметка. Отметим, начиная со следующего деления, по порядку века от первого века.

-Вспомните из уроков математики, сколько лет в одном веке? (сто лет)

А время до новой эры на ленте времени отмечается справа налево.

5.Практическая работа.

Перед вами на парте лежат полоски с лентой времени

Обозначим века.

6.Работа в парах  

Расставьте в хронологической последовательности

Возьмите белый конверт. В нем таблички с единицами измерения времени: эра, месяц, день, год, век, неделя. Расставьте в хронологической последовательности приведенные здесь единицы измерения.

– Что у вас получилось?

Ответ:  день, неделя, месяц, год, век, эра.

Какие из этих единиц можно использовать для описания жизни вашей семьи, а какие – для истории города, страны, народа?
– Что же еще отмечают на «ленте времени»? (год, век, тысячелетие)

  1. О том,как определить век, подготовила сообщение Ульяна.

8.Групповая работа

Сейчас мы поработаем с «лентой времени» и с карточками – датами. Для этого вам необходимо взять конверт и достать карточки с датами

а) Определите век по дате  и расположите  дату на «ленте времени».

Давайте, проверим как вы справились с этим заданием

( уч-ся отвечают, а  учитель поясняет даты или спрашивает у детей).
– Начинайте называть даты  и век в хронологическом порядке.

  1. Доклады о Геродоте и  монахе Несторе

Выступление заранее подготовленных учеников

10.Над какой темой мы сегодня работали?

-Какие цели мы ставили на урок? Достигли ли мы их?

-Кто мне ответит, что такое история?

-А что такое век?

-Для чего необходимо знать историю своего края, страны?

-Как человечество сохраняет память об исторических событиях и деятелях?

  1. 11. Рефлексия

Я предлагаю вам закончить предложение или предложения на выбор устно:

-Я понял, что…

-Было интересно..

-Вызвало затруднение…

12.А теперь запишем домашнее задание: Страницы 6-7 читать, ответить на вопросы в разделе «Обсудим».

13.Оценки

Спасибо за урок. До новых встреч!

                     Список использованной литературы

1.Окружающий мир. 4класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений В 2ч. [А.А.Плешаков] – 2-е изд. –М.: Просвещение, 2012

2.Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». 4 класс. М.: Экзамен, 2013

3.Александра Ишимова
«История России в рассказах для детей» 1980

4.У Дона Великого на берегу .Геомар Куликов .М: Детская литература1980

  1. Л.Талимонова «Путешествие во времени» Издательство: М.: Марафон 1993