автор: Кулакова Виктория Валентиновна

учитель начальных классов МБОУ “Лицей №9” город Воронеж

«Исследовательская деятельность младших школьников» (из опыта работы)

МБОУ «ЛИЦЕЙ №9»

г. Воронеж

Статья на тему:

«Исследовательская деятельность     младших школьников»

(из опыта работы)

Автор: Кулакова В.В.

 учитель начальных классов

 

    Современная школа призвана решать задачи создания наиболее благоприятных условий для эффективного усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития их мышления, формирования у учащихся потребностей к самообразованию. Успех решения этих задач будет обеспечен в том случае, если их осуществление начнётся на младшей ступени обучения ,то есть с первого класса. Учителя начальных классов хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. Стимулирование познавательной активности –   одна из составляющих современного урока.

    Исследовательская деятельность дает  возможность научить учащихся структурировать знания, собирать и перерабатывать информацию, делать выводы и умозаключения, работать в группе и коллективе, критически и творчески мыслить. А несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных  и самостоятельных проектов.

Начинаю обучение учащихся проектной деятельности с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений.

    Например, формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон.

«…Дойдя до речки, мы увидели на берегу следы костра, пустые банки и пластиковые бутылки».

Задание: Продолжить рассказ, представив себя в роли:

  • мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями;
  • эколога;
  • главы местного самоуправления;
  • галки, сидящей на дереве и т.д.

    Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.

  • Представьте, что вы на какое-то .время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

    В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации. На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности.

– Что вы хотите делать?

– Что вы умеете делать?

– Что мы еще можем сделать?

– Что в результате у нас получится?

    На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собранная детьми информация, в большей степени образная, чем текстовая. По предмету «Окружающий мир» дети выполняют следующие проекты: «Мой режим дня», «Моя будущая профессия», «Животные моего края», оформляли фотовыставку «Кошка в нашем доме», составляли альбомы «Семейные традиции», «Моя родословная», «Небесные тела», «Третья планета от солнца» и другие.

Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Использую различные варианты формирования групп школьников: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром), группа, сформированная мною в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания. Я учу детей работать в группе. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего). Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:

  • организатор — отвечает за работу группы в целом;
  • докладчик — выступает перед классом с готовым решением группы;
  • секретарь — записывает высказанные идеи и решения;
  • критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
  • контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.
        Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?
  1. Понаблюдать
  2. Прочитать в книге
  3. Найти в Интернете
  4. Провести исследование
  5. Спросить у взрослых

На каждый проект составляется карточка – отчет.

  • Фамилия, имя
  • Тема проекта
  • Почему я начал работу над проектом?
  • Какой продукт я хочу получить?
  • Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
  • Что нового я узнал, чему научился?
    Мои впечатления от работы над проектом.
  • Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудновосполнимый  в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это мир юности и надежд ,где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий разум и доброта

ЛИТЕРАТУРА:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М. «Просвещение»-2011 г.

2.Огурцова, З. И. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе

3.Проектные задачи в начальной школе./под редакцией А.Б.Воронцова.-М. «Просвещение»-2011 г.

  1.  Современное начальное образование: перспективы развития в свете модернизации системы образования./Под редакцией Махиной Н. С.-Воронеж: ВОИПКиПРО,2011.-Часть 4.