Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Кулагина Марина Владиславовна

учитель-наставник МБОУ “Затонская СОШ имени В. П. Муравьева” Камско-Устьинского района Республики Татарстан

Проект «Школа молодого педагога: преодоление затруднений, становление,

развитие профессиональных компетенций, активизации профессионального роста»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Затонская средняя общеобразовательная школа имени В.П. Муравьева» 

Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан

Проект

«Школа молодого педагога: 

преодоление затруднений, становление, развитие профессиональных компетенций,

активизации профессионального роста»

 

разработала Кулагина М.В.,

 учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

Срок реализации проекта – 1 год 

 

 

 

пгт Куйбышевский Затон, 2019 год

 

Тема проекта:

«Школа молодого педагога: преодоление затруднений, становление, развитие профессиональных компетенций, активизация профессионального роста»

 

Актуальность проекта

 

     Проблема профессионального становления всегда была актуальна, и в современном мире она весьма значима. Работа с молодыми специалистами сегодня является важным и необходимым направлением в деятельности школ. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей педагогической деятельности имеет достаточные знания, но не обладает нужными умениями, так как у него еще не сформированы профессиональные компетенции. Одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации начинающих педагогов – наставничество, которое способствует становлению и  развитию профессионализма молодого учителя. Задача наставника – помочь начинающему педагогу реализовать себя, найти свою методическую «изюминку», развить личностные качества и профессиональные умения и увидеть положительный результат совместной деятельности в результате сотрудничества.  Особенностью данного проекта является формирование многоплановой, разносторонней системы наставничества, которая заключаются в координации, проектировании, организации профессионального развития наставляемых, методической помощи, а также аналитике и мониторинге их профессиональных достижений. За достаточно короткий срок молодому учителю необходимо овладеть огромным теоретическим, методологическим, методическим, дидактическим материалом, изучить инновации в образовании, освоить новые педагогические технологии, разобраться в непрерывном информационном потоке системных изменений, происходящих в российском образовании, научиться работать с документацией и быстро адаптироваться в трудовом коллективе. Поэтому  наставничество является одной из важных эффективных форм методической работы в этом направлении. Опыт старшего мудрого наставника, внимательное отношение, помощь и поддержка – залог успешного вхождения молодого педагога в одну из самых сложных в современном мире профессий. Также, чтобы данный процесс прошел менее болезненно и более успешно для начинающего учителя, ведущую роль здесь снова должен сыграть педагог-наставник, педагог-профессионал, старший товарищ, который с позиций собственного опыта сумеет дать мудрый совет, помочь и поддержать в трудную минуту, поделиться своим опытом и знаниями. В свою очередь, деятельность педагога-наставника – это совершенствование уровня собственного мастерства и, как следствие, повышение качества знаний учащихся и образования в целом. Таким образом, наставничество обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства как самого педагога-наставника, так и молодого специалиста, раскрывает его педагогический потенциал, содействует развитию его общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей и мастерства.  Передавая свой бесценный передовой опыт, педагог-наставник помогает начинающим учителям найти свое место в жизни.

 

Цель проекта

 

Методическое сопровождение деятельности начинающих  педагогов, раскрытие и развитие из индивидуальных педагогических способностей, формирование потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании, направленном на повышение качества образовательного процесса; апробация и внедрение эффективной модели учительского роста на основе наставничества.

 

План достижения цели

 

    1. Создание ситуации успеха для начинающего педагога как важный фактор его нужности, востребованности (заинтересованность внеурочной деятельностью по предмету, участие в профессиональном конкурсе «Педагогический дебют», выступления на различных семинарах и конференциях, публикации своего опыта работы, вовлечение к активному участию в общественной жизни школы, поселка, района, проведение внеклассных совместных мероприятий с родителями, организация экскурсий, поездок в музеи, театры ).
    2. Сопровождение педагога-психолога для процесса адаптации молодого специалиста в коллективе и помощи в преодолении иных трудностей.
    3. Вовлеченность в деятельность сетевого сообщества. Дистанционное взаимодействие учителей-предметников.
  • Совершенствование мастерства в проведении уроков и внеклассных мероприятий с применением новых педагогических технологий с помощью взаимопосещения занятий,  изучения передового опыта, обмена знаниями и умениями. 

 

Задачи:

  •  Выявление затруднений в профессиональной деятельности молодого педагога, помощь наставника в их преодолении.
  • Адаптация молодого специалиста в коллективе, содействие его профессиональному становлению через сотрудничество.
  •  Определение уровня сформированности профессионально значимых качеств молодого учителя и совершенствование профессиональных компетенций с целью эффективного преподавания предметной области.
  • Стимулирование интереса и мотивации начинающих педагогов к активности, успешности, самостоятельности, непрерывному самообразованию.
  •  Помощь молодым учителям по внедрению современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс. 
  • Развитие способностей и стремления к рефлексии собственной деятельности и самостоятельному управлению своим профессиональным развитием.
  • Помощь в формировании и совершенствовании собственного индивидуального стиля, методики преподавания, творческой деятельности молодых педагогов.
  • Совершенствование уровня профессионального мастерства, обобщение и распространение педагогического опыта педагога-наставника.

 

 

Перечень ресурсного обеспечения проекта

 

  1. Кадровый состав: педагог-наставник, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, педагог-организатор, классные руководители.
  2. Материально-техническая база: кабинет русского языка оснащён мультимедийным проектором, интерактивной доской.
  3. Информационно-методическое обеспечение: в кабинете русского языка имеются видео- и аудиоматериалы к урокам, дидактический материал, памятки, раздаточный материал, богатая методическая лаборатория, словари, справочники, энциклопедии, литературные журналы и газеты, художественная и методическая литература.

 

Целевая группа проекта

 

Учителя русского языка и литературы Камско-Устьинского муниципального района РТ, имеющие стаж работы менее 3 лет.

 

Характеристика целевой группы проекта

     

     Учителя со стажем работы менее 3 лет имеют достаточно хороший багаж теоретических педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении, но испытывают определенные трудности. Всё кажется им незнакомым, чужим, непонятным и требует огромных усилий для достижения поставленной цели – стать хорошим педагогом, который должен быть и учителем, и воспитателем, и психологом, и актером, чтобы помочь своим ученикам в любой трудный момент (а это должно быть призванием!).  Кроме того, в настоящее время для молодых людей профессия учителя малоинтересная и в педагогические вузы некоторые идут потому, что дорога в другие учебные заведения им закрыта. Поэтому у таких начинающих педагогов обычно бывает слабая мотивация к работе и отсутствие призвания. К сожалению, такая группа молодых педагогов существует сегодня во многих школах. Но если мудрый наставник сумеет увлечь и заинтересовать молодого педагога своим примером, практически сотворит чудо, то появится интерес к профессии и  вместо «гадкого утенка» (возможно, даже случайного человека в профессии) мы увидим «красивую птицу», которая сумела «взлететь» с помощью своих «товарищей» и сделала неинтересную профессию любимой. Если же молодой специалист учился в вузе по призванию и желанию, с детства мечтая о профессии учителя, то и процесс становления пройдет быстро и безболезненно, но здесь важно поддержать любовь к профессии и стремление молодого учителя к совершенствованию. Неумение грамотно рассчитать время урока, логично выстроить его этапы, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами – вот часть проблем, подстерегающих учителя-новичка. И молодые учителя, зачастую застенчивые и робкие в силу возраста и неопытности, начинают свою деятельность методом «проб и ошибок». Часто ожидания молодого энтузиаста, который с огромным желанием пришел работать, не совпадают с действительностью: все дети разные, не все с радостью идут на уроки, некоторые мешают вести урок, отвлекают других. И здесь важно, чтобы не возникло у молодого специалиста разочарования. Также одной из главных проблем, с какой приходится сталкиваться молодому педагогу, является конфликт с родителями учащихся, для которых начинающий учитель ничего не значащая персона, неавторитетная и неопытная. Поэтому учителю порой бывает трудно сдержать напор родителей, и он один с этим не может справиться. С этими и другими трудностями может помочь справиться опытный педагог, мастер своего дела.  

 

Этапы реализации проекта

1 этап – диагностический (20.08.2019г. – 14.09.2019г.)

2 этап – основной (практико-ориентированный) (16.09.2019г. – 22.03.2019г.)

3 этап – контрольно-оценочный (01.04.2019г.- 31.05.2019г.)

 

Проектное решение

Данный проект позволяет сформировать индивидуальные образовательные маршруты начинающим педагогам муниципального района в соответствии со своими индивидуальными запросами. В процессе реализации данной работы педагог-наставник выполняет роль консультанта, навигатора, координатора. Данный проект может реализовываться различными методами и на любом этапе профессиональной карьеры, способствуя повышению методической грамотности  начинающего педагога. Реализация проекта осуществляется путем организации различных форм методической работы: анкетирование, адаптационная работа, мониторинговые исследования, семинары, тренинги, консультации, коучинги, посещение уроков, внеклассных мероприятий, творческие занятия, практикумы. Для молодых педагогов, которые работают в отдаленных селах, одной из важных форм взаимодействия станет дистанционно-сетевое общение. В основе проекта – сотрудничество, осуществление «обратной связи», ценностно-ориентированная мотивация наставляемого и наставника, взаимный интерес и самосовершенствование. 

Риски проекта 

 

  1. Отсутствие мотивации к профессии педагога.
  2. Утрата интереса к профессии педагога при столкновении с реальными проблемами. Потеря уверенности в себе. 
  3. Психологический дискомфорт в коллективе.
  4. Отсутствие контакта с родителями учащихся. 
  5. Завышенная или заниженная самооценка молодого учителя.
  6. Отсутствие свободного времени. Большая загруженность молодого учителя. 

Намеченные способы коррекции негативных последствий проекта

  1. Создание ситуацию успеха для начинающего учителя, которая поможет раскрыть его творческий потенциал и профессиональные способности.
  2. Индивидуальные консультации со школьным психологом, который поможет разобраться в проблемах.
  3. Организация совместных с родителями экскурсий, поездок в театр в Казань, в музей М. Горького в с. Красновидово, музей Т. Миннуллина (Камско-Устьинский район).
  4. Организация совместных с родителями внеклассных мероприятий. Вовлечение родителей в КТД. Совместный развивающий досуг. 
  5. Вовлечение молодого педагога в общественную жизнь школы, поселка и района.

Ожидаемые результаты

  1. Стремление к сотрудничеству. Формирование навыков совместной деятельности.
  2. Развитие методической компетентности всех участников проекта.
  3. Формирование у наставляемых и наставников потребности к непрерывному саморазвитию и кадровому росту.
  4. Повышение качества преподавания, совершенствование творческого потенциала педагогов.
  5. Профилактика профессионального выгорания педагогов.
  6. Апробация и внедрение проекта как механизма эффективной модели учительского роста на районном методическом объединении педагогов. 
  7. Распространение и обобщения опыта работы по теме данного проекта на региональном уровне. Презентация проекта. (Республиканская инновационная площадка, К(П)ФУ).

 

 

 

План наставнической деятельности

 

 

п/п

Содержание работы Сроки выполнения Планируемый результат
1 1 этап – диагностический 

Педагогическая гостиная «Союз единомышленников». Организационные мероприятия: выявление профессиональных затруднений начинающих педагогов, анкетирование уровня компетентности, потребностей молодого специалиста. Изучение «Закона об образовании», Требований профессионального стандарта педагога, документов Министерства образования, локальных актов ОУ. Составление рабочих программ. Практическое занятие «Как вести электронный журнал».

 

15.08.2019г.- 14.09.2019г Формирование целевой группы. 

Определение цели взаимодействия участников проекта. 

Анализ интересов и запросов педагога в сфере его деятельности.

Составление основных направлений работы по вопросам наставничества. 

Создание благоприятного психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества. Адаптация начинающего педагога в образовательном учреждении.

Определение методических затруднений у начинающего педагога.

Создание методической базы для реализации проекта.

Разработка программно-методического, информационного обеспечения.

2 2 этап – основной (практико-ориентированный)

Творческая мастерская «Раскрываем потенциал педагога». 

Разработка и реализация программы адаптации, осуществление  корректировки профессиональных умений молодого учителя. 

Практикум «Экскурсия в творческую лабораторию педагога-наставника». Мастер-класс для молодого учителя «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе». Знакомство с методической системой педагога-наставника.

Посещение первого урока молодого специалиста наставником. Анализ урока. 

Внедрение ФГОС в урочную деятельность.

Знание требований к современному уроку, применение их на практике. Консультация наставника.

3-4 декада сентября –первая половина октября 2019 года Проектирование индивидуального образовательного маршрута для педагога.

Определение видов и форм взаимодействия педагогов. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности наставником.

Посещение уроков молодого специалиста и взаимопосещение, диагностика затруднений наставляемого и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы в соответствии с требованиями ФГОС.

3 Ярмарка педагогических идей «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё».  Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения. Структура педагогических воздействий. Методика проведения родительских собраний. Организация индивидуальных консультаций с родителями. Построение системы сотрудничества с родителями и учащимися класса. Выявление затруднений в работе молодого специалиста. Помощь в умении анализировать свою деятельность, решать возникающие проблемы. Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога. 

 

вторая половина октября 2019 года Разработка индивидуального плана профессионального становления. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, конкурсы, предметные недели и др.). Совершенствование педагогического мастерства молодого педагога в соответствии с моделью профессионального роста учителей. Повышение профессиональной

компетенции педагога в вопросах педагогики и психологии. Совершенствование методов работы по развитию творческих способностей учащихся

4 Групповая дискуссия за круглым столом «Организация учебно-воспитательного процесса». Участие в работе ШМО. Эффективное и целесообразное использование ИКТ на уроках. Обмен опытом по вопросам методики, проведения занятий. Детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее Помощь в организации внеклассной работы по предмету, предметной недели. ноябрь 2019 года Умение анализировать уроки и мероприятия.

Использование внеурочных форм работы для повышения мотивации к изучению предмета.

Умение формировать познавательный интерес учащихся, способствовать проявлению их творческого потенциала.

5 Фестиваль открытых уроков «Секреты мастерства».

Посещение и взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий педагогов. Самоанализ урока. Выявление неуспевающих детей. Организация индивидуальной работы с ними. Система работы с одаренными учащимися. Организация декады русского языка и литературы. Особенности проведения внеклассных мероприятий, праздников, конкурсов с привлечением родителей.

декабрь 2019 года Умение анализировать свою деятельность и строить маршрут своего профессионального развития. Текущий мониторинг успешности деятельности и профессионального роста молодого специалиста.
6 Методический семинар «Совет «бывалого» или как правильно организовать проектно-исследовательскую  деятельность учащихся». 

Метод проектных технологий как способ повышения профессионализма и творческой активности педагогов. Структура учебного проекта.

Самообразование педагога.

Аукцион педагогических идей: вебинары, конференции, семинары, педагогические чтения. Разбор  интересных консультаций, семинаров специалистов и наставников. 

январь 2020 года Организация мониторинга эффективности деятельности наставляемого по активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания и использованию в работе современных педагогических технологий
7 Мозговой штурм «Практика подготовки учащихся к ЕГЭ». Инновационные технологии в обучении. Методы активизации познавательной деятельности учащихся. Мастер-классы по написанию сочинения в формате ЕГЭ. Видеоуроки и их анализ.   Тренинг «Технологии развития критического мышления». Организация работы по самообразованию: выбор методической темы и работа по ней, сетевое взаимодействие, активная деятельность в сообществе учителей-предметников.

 

февраль 2020 года Внедрение опыта работы наставников и результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы в урочное и внеурочное время
8 Психолого-педагогический коучинг «Эмоциональное развитие молодого педагога: проблемы и пути их преодоления».

Индивидуальные беседы со школьным психологом.

Посещение и анализ открытых уроков. Мониторинг качества знаний учащихся и процесса формирования УУД у школьников.

Помощь в составлении КИМов для текущего и итогового контроля учащихся 5-7 классов. Анализ заданий. 

март 2020 года Умение анализировать собственную педагогическую деятельность и планировать формы и способы самообразования. Оценка, перспектива развития профессионального мастерства молодого педагога. Разработка контрольно-измерительных материалов по русскому языку и литературе
9 3 этап – контрольно-оценочный. 

Проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога. Отчет о профессиональном росте. Открытый урок молодого специалиста для РМО. 

Методическая выставка достижений педагога-наставника. Уровень профессионализма педагога-наставника – систематизация наработок профессиональной деятельности.

апрель 2020 года Анализ эффективности проекта наставнической деятельности: достижения и ошибки. Презентация проекта на муниципальном уровне. Распространение и обобщения опыта работы по теме данного проекта на региональном уровне. Презентация проекта. (Республиканская инновационная площадка)
10 Подведение итогов работы. Методическая выставка достижений молодого учителя. Диагностика уровня профессионального мастерства наставляемого. Выступление молодого специалиста на ШМО: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя». Защита портфолио молодого учителя. Методические задачи на новый учебный год. май 2020 года Сравнение полученных результатов внедрения проекта с исходными данными. Оценка успешности деятельности педагогов.  

 

 

 

Список литературы

  1. Андреева Г. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 375 с.
  2. Богданова, Л.А. Наставничество в профессиональном образовании [Текст]: методическое пособие / авт.-сост.: Л.А. Богданова, Л. Н. Вавилова, А.Ю. Казаков и др. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – 144 с.
  3. Заповеди молодого учителя.// Классный руководитель. М. – 2004. – №4. – с.71. 
  4. К вопросу о профессиональной компетенции педагогических кадров.// Учительский журнал. М., – 2009. – №3. – с.70.
  5. О реализации программы «Школа начинающего учителя как способ оптимизации процесса вхождения в профессию» // Национальный проект «Образование», № 3, 2010. – С. 17
  6. Развитие профессиональной культуры учителя.//Методист. М. – 2005. – №2. – с.48.
  7. Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации // Педагогика, № 6, 2010. – С.15
  8. Адаптация начинающего педагога /Справочник руководителя образовательного учреждения. — № 5, 2010. – С. 54