Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Кузнецова Евгения Викторовна

педагог-хореограф МБОУ ДШИ п. Камыши

«Развитие музыкальности у детей на уроках хореографии»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» 

п. Камыши Курского района Курской области

Методический доклад на тему: «Развитие музыкальности у детей на уроках хореографии» 

Разработчик:

Кузнецова Евгения Викторовна

                                                   Преподаватель хореографических дисциплин

п. Камыши

2024 г.

Музыкальность – это свойство человека тонко чувствовать и понимать музыку. Без нее немыслима работа ни одного работника, связанного с хореографией: будь то артист балета или балетмейстер-постановщик, репетитор и концертмейстер. Музыкальность – это одно из первых и непременных условий и требований при занятиях хореографией.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполняла эту важную функцию, необходимо развивать в человеке общую музыкальность. 

Проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, каждый человек по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для подвижных зайцев, бодро марширующих ребят, и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыкальность танцовщика слагается из трех взаимосвязанных между собой компонентов:

  1. умение сознательно воспринимать тему-мелодию;
  2. умение выявить наиболее значимые, выразительные интонации музыкальной темы;
  3. развитое чувство ритма;
  4. способность верно согласовать свои движения с музыкой.

Главный признак музыкальности – способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они также развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а также помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.

Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.

Музыкальное поддержание урока – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы, воспитанник не делал, упражнение или танец, необходимо выбирать предельно ясные мелодии, особенно на первых этапах обучения

 

Деятельность преподавателя и концертмейстера в классе хореографии.

Искусство танца  без музыки  существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Музыкальное оформление урока готовится концертмейстером под руководством педагога заранее. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист (баянист) исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф. Тематическое планирование учебного материала по хореографии тоже делает педагог. Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого занятия. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и постановочной работы). 

 

Музыкальное развитие на уроках хореографии.

  1. Развитие «музыкальности» исполнения танцевального движения.

Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи определенных методов и приемов:

  1. В начале идет работа по накоплению опыта слушания музыки.
  2. Вторым источников получения знаний – является слово педагога, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных  музыкальных произведений.
  3. Третьим источником является непосредственно музыкально-танцевальная деятельность самих детей.

Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения применяются следующие методы работы:

  1. наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);
  2. словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);
  3. практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений);

Развивая детское воображение, восприятие, фантазию, полезно применять метод прослушивания музыкального материала с последующей краткой беседой. Метод не нов, но он оправдывает себя. Результат этой работы всегда положительный: движения детей постепенно становятся более выразительными. Дети учатся контролировать свои движения и делать их гармоничными.

 

В плане музыкального воспитания преподаватель имеет возможность научить детей следующему:

  1. выделять в музыке главное;
  2. передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое,  мелодическое,  динамическое начало).

Это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.

 

Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении – это мелодия, основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Темп и в музыке и в танце един. Все эти характеристики танцующие дети должны знать, понимать, определять Преподаватель – хореограф учит выполнению «команд»: начало мелодии – начало движения, окончание мелодии – окончание движения. Воспитывается умение укладываться в музыкальную фразу.

 

Основные этапы ознакомления с музыкальным сопровождением.

 

Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства.

   Второй этап – формирование восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи: умение исполнять движения в соответствии с характером музыки, восприятие и передача настроения музыки в движении, характера движений. На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий.

Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. 

Обучение хореографии в школе искусств целесообразно начинать с занятий по ритмике. Занятия ритмикой служат преддверием для занятий хореографией. На уроках ритмики происходят первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение двигаться под музыку.

С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на уроках ритмики и хореографии:

  1.  музыка – хозяйка на занятиях, без нее не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе,
  2. музыку надо “беречь”, во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться,
  3. музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.

 

В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются не большие и не сложные для восприятия  музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под конкретно заданную музыку («Медведь», «Осенний листопад», «Снежинки» и т.д.).

На следующих этапах обучения вводится классический танец, народно сценический танец и музыкальный материал подбирается не сложный, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал. Музыка в любом своем проявлении создает прежде всего содержательную основу танца. 

 

Принципы подхода к подбору музыкальных фрагментов для уроков хореографией

         Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит  музыкальное развитие учащихся. Музыкальное оформление уроков по хореографии должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе урока. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, ритм должен быть простым, мелодия не сложной, доступной. Затем, в процессе работы, музыкальный материал усложняется, усложняется ритмический рисунок внутри такта, изменяется форма и размер музыкального фрагмента, особенно в прыжках, или при соединении различных упражнений в единую комбинацию.

 

Рассмотрим музыкальный материал для классического экзерсиса, он должен обладать следующими свойствами:

  1. Квадратность.

Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом–вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4.

  1. Определенный ритмический рисунок и темп.

Для исполнения таких движений, как аdagio, tendus, rond de jambe par terre, ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным и мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения движения battements tendus – необходим четкий ритмический рисунок, а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в быстром темпе размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении.

  1. Наличие затактов.

Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном темпе по квадратам на сильную долю (battements tendus, battements tendus jetes, battements frappe). В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль.

4.Темповые и метрические особенности.

Размер 2/4 может употребляться для различных упражнений. Но темп исполнения и сама техника всегда различны. Battements tendus, battements tendus jetes, battements frappes могут исполняться в размере 2/4 в темпах allegro. А упражнения battements fondues, plie, passé par terre – в размере 2/4 в темпах adagio. Rond de jamb par terre может исполняться в размере ¾, то есть, одно движение на 1 такт. Таким образом, темп замедляется до adagio (или одно движение – полный круг – на 4 такта. То же самое происходит и с размером 4/4).

  1. Метро-ритмические особенности.

На начальном этапе разучивания упражнения выполняются в медленном темпе (одно движение на 1 такт).

Все движения классического экзерсиса делятся на медленные и быстрые, с четким ритмом, и плавно скользящие. И музыкальные фрагменты выбираются по этому же принципу: медленные (в размерах 4/4, 2/4); с синкопированным ритмом (в размерах 2/4, ¾, 4/4); в умеренном темпе (на 2/4 и ¾).  Под один и тот же музыкальный фрагмент движение может быть выполнено как быстро, так и в медленном темпе. На простые комбинации следует давать простые музыкальные фрагменты с ясной мелодией, в простом размере, с несложным ритмическим рисунком, но характер музыки соответствует движениям (плавный, лирический или острый). 

Подбор музыкального материала для народно – сценического танца подбирается также.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Громов Ю. И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера». СП6ГУП, 1977. С.87.
  2. Азаров, Н.П. Искусство воспитывать [Текст] / Н.П. Азаров – М.:
  3. Просвещение, 1985. – 449с.
  4. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз (продолжение обучения). [Текст] /
  5. В.Ю. Никитин // Я вхожу в мир искусств. – 2001 – №3.
  6. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать. [Текст] / Т.В. Пуртова – М.:
  7. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 – 256с.
  8. Светинская, В.С. Танцевальные постановки для детей. [Текст] / В.С.
  9. Светинская – М.: Искусство, 1996.- 205 с.
  10. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» – СПб: «Планета музыки», 2010
  11. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М, 2000
  12. Тарасов Н. «Классический танец». «Искусство», 1971
  13. Базарова Н., Мэй В. “Азбука классического танца”. Искусство, 1964