Автор: Кузнецова Евгения Викторовна
педагог-хореограф МБОУ ДШИ п. Камыши
«Развитие музыкальности у детей на уроках хореографии»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»
п. Камыши Курского района Курской области
Методический доклад на тему: «Развитие музыкальности у детей на уроках хореографии»
Разработчик:
Кузнецова Евгения Викторовна
Преподаватель хореографических дисциплин
п. Камыши
2024 г.
Музыкальность – это свойство человека тонко чувствовать и понимать музыку. Без нее немыслима работа ни одного работника, связанного с хореографией: будь то артист балета или балетмейстер-постановщик, репетитор и концертмейстер. Музыкальность – это одно из первых и непременных условий и требований при занятиях хореографией.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполняла эту важную функцию, необходимо развивать в человеке общую музыкальность.
Проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, каждый человек по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для подвижных зайцев, бодро марширующих ребят, и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.
С развитием общей музыкальности появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.
Музыкальность танцовщика слагается из трех взаимосвязанных между собой компонентов:
- умение сознательно воспринимать тему-мелодию;
- умение выявить наиболее значимые, выразительные интонации музыкальной темы;
- развитое чувство ритма;
- способность верно согласовать свои движения с музыкой.
Главный признак музыкальности – способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они также развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а также помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.
Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.
Музыкальное поддержание урока – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы, воспитанник не делал, упражнение или танец, необходимо выбирать предельно ясные мелодии, особенно на первых этапах обучения
Деятельность преподавателя и концертмейстера в классе хореографии.
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Музыкальное оформление урока готовится концертмейстером под руководством педагога заранее. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист (баянист) исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф. Тематическое планирование учебного материала по хореографии тоже делает педагог. Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого занятия. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и постановочной работы).
Музыкальное развитие на уроках хореографии.
- Развитие «музыкальности» исполнения танцевального движения.
Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи определенных методов и приемов:
- В начале идет работа по накоплению опыта слушания музыки.
- Вторым источников получения знаний – является слово педагога, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных музыкальных произведений.
- Третьим источником является непосредственно музыкально-танцевальная деятельность самих детей.
Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения применяются следующие методы работы:
- наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);
- словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);
- практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений);
Развивая детское воображение, восприятие, фантазию, полезно применять метод прослушивания музыкального материала с последующей краткой беседой. Метод не нов, но он оправдывает себя. Результат этой работы всегда положительный: движения детей постепенно становятся более выразительными. Дети учатся контролировать свои движения и делать их гармоничными.
В плане музыкального воспитания преподаватель имеет возможность научить детей следующему:
- выделять в музыке главное;
- передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое, мелодическое, динамическое начало).
Это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.
Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении – это мелодия, основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Темп и в музыке и в танце един. Все эти характеристики танцующие дети должны знать, понимать, определять Преподаватель – хореограф учит выполнению «команд»: начало мелодии – начало движения, окончание мелодии – окончание движения. Воспитывается умение укладываться в музыкальную фразу.
Основные этапы ознакомления с музыкальным сопровождением.
Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства.
Второй этап – формирование восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи: умение исполнять движения в соответствии с характером музыки, восприятие и передача настроения музыки в движении, характера движений. На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий.
Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей.
Обучение хореографии в школе искусств целесообразно начинать с занятий по ритмике. Занятия ритмикой служат преддверием для занятий хореографией. На уроках ритмики происходят первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение двигаться под музыку.
С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на уроках ритмики и хореографии:
- музыка – хозяйка на занятиях, без нее не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе,
- музыку надо “беречь”, во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться,
- музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.
В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются не большие и не сложные для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под конкретно заданную музыку («Медведь», «Осенний листопад», «Снежинки» и т.д.).
На следующих этапах обучения вводится классический танец, народно сценический танец и музыкальный материал подбирается не сложный, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал. Музыка в любом своем проявлении создает прежде всего содержательную основу танца.
Принципы подхода к подбору музыкальных фрагментов для уроков хореографией
Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Музыкальное оформление уроков по хореографии должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе урока. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, ритм должен быть простым, мелодия не сложной, доступной. Затем, в процессе работы, музыкальный материал усложняется, усложняется ритмический рисунок внутри такта, изменяется форма и размер музыкального фрагмента, особенно в прыжках, или при соединении различных упражнений в единую комбинацию.
Рассмотрим музыкальный материал для классического экзерсиса, он должен обладать следующими свойствами:
- Квадратность.
Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом–вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4.
- Определенный ритмический рисунок и темп.
Для исполнения таких движений, как аdagio, tendus, rond de jambe par terre, ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным и мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения движения battements tendus – необходим четкий ритмический рисунок, а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в быстром темпе размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении.
- Наличие затактов.
Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном темпе по квадратам на сильную долю (battements tendus, battements tendus jetes, battements frappe). В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль.
4.Темповые и метрические особенности.
Размер 2/4 может употребляться для различных упражнений. Но темп исполнения и сама техника всегда различны. Battements tendus, battements tendus jetes, battements frappes могут исполняться в размере 2/4 в темпах allegro. А упражнения battements fondues, plie, passé par terre – в размере 2/4 в темпах adagio. Rond de jamb par terre может исполняться в размере ¾, то есть, одно движение на 1 такт. Таким образом, темп замедляется до adagio (или одно движение – полный круг – на 4 такта. То же самое происходит и с размером 4/4).
- Метро-ритмические особенности.
На начальном этапе разучивания упражнения выполняются в медленном темпе (одно движение на 1 такт).
Все движения классического экзерсиса делятся на медленные и быстрые, с четким ритмом, и плавно скользящие. И музыкальные фрагменты выбираются по этому же принципу: медленные (в размерах 4/4, 2/4); с синкопированным ритмом (в размерах 2/4, ¾, 4/4); в умеренном темпе (на 2/4 и ¾). Под один и тот же музыкальный фрагмент движение может быть выполнено как быстро, так и в медленном темпе. На простые комбинации следует давать простые музыкальные фрагменты с ясной мелодией, в простом размере, с несложным ритмическим рисунком, но характер музыки соответствует движениям (плавный, лирический или острый).
Подбор музыкального материала для народно – сценического танца подбирается также.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Громов Ю. И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера». СП6ГУП, 1977. С.87.
- Азаров, Н.П. Искусство воспитывать [Текст] / Н.П. Азаров – М.:
- Просвещение, 1985. – 449с.
- Никитин, В.Ю. Модерн-джаз (продолжение обучения). [Текст] /
- В.Ю. Никитин // Я вхожу в мир искусств. – 2001 – №3.
- Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать. [Текст] / Т.В. Пуртова – М.:
- Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 – 256с.
- Светинская, В.С. Танцевальные постановки для детей. [Текст] / В.С.
- Светинская – М.: Искусство, 1996.- 205 с.
- Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» – СПб: «Планета музыки», 2010
- Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М, 2000
- Тарасов Н. «Классический танец». «Искусство», 1971
- Базарова Н., Мэй В. “Азбука классического танца”. Искусство, 1964