Автор:
Кузнецова Любовь Алексеевна
учитель-логопед МБДОУ Дс №4 г.Камышин , Волгоградской обл.
Зибаева Юлия Сергеевна
педагог – психолог МБДОУ Дс №4 г.Камышин , Волгоградской обл.
Интегрированное занятие по коррекции звукопроизношения. Тема: «Логопедические игры с куклой Лолой»
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения.
ТЕМА: «Логопедические игры с куклой Лолой»
Кузнецова Любовь Алексеевна
Учитель – логопед МБДОУ д/с № 4
г. Камышин, Волгоградской области.
Зибаева Юлия Сергеевна
Педагог – психолог МБДОУ д/с № 4
г. Камышин, Волгоградской области.
Цель: автоматизировать звук -Л- в слогах и словах, словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Закрепление нормированного произношения звука “Л” изолированно, в слогах, словах; в дидактических играх со словами;
- Соотнесение звука и буквы;
- Закрепление понятий: звук, слог, слово.
- Закрепление употребления пространственных наречий, предлогов “над”, “под”, “между”
Коррекционно – развивающие:
- Развитие фонематического слуха, умение определять наличие звука в слове, навыков слогового анализа;
- Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие тактильно – кинестетического восприятия;
- Развитие зрительно-пространственной ориентировки;
- Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитание контроля за правильностью своей речи и речи других;
- Воспитание самостоятельности усидчивости.
- Воспитание нравственных качеств: честности, взаимовыручки
Образовательные области:
- Речевое развитие,
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
Психолого – педагогические технологии:
1.Технология развития артикуляционной моторики.
2.Технология развития фонематического слуха.
3.Личностно ориентированная технология обучения.
4.Игровые технологии.
5.Здоровьесберегающие технологии.
- Мнемотехника.
7.Песочная терапия.
8.Сочетание речи с кодированными движениями пальце .
Материалы и оборудование:
-
- фонограмма музыки “Детский садик “, “Маленькая страна “;
- фиброоптический модуль «Облачко»;
- карточки-символы для артикуляционной гимнастики;
- мнемотаблица – “Артикуляция звука -Л-“;
- цветные мешочки с буквами;
- игровое – пособие “Слоговой цветочек”;
- кукла-перчатка “Попугай Повторюша”;
- игровое пособие – “Коврик – сообразительных”;
- стол для пескотерапии;
- мелкие игрушки: ложка, клубника, мел, лак, вилка, лук, пила, молоток;
- магнитная доска, набор картинок на магнитах для игры “Забавные квадраты”;
- 6 массажных шариков;
- смайлики;
- картинки и графические символы для игры “Зашифрованные слова”;
- цветовые сигналы для игры “Сигнальщики”.
Ход занятия.
- Вводная часть.
Орг. момент.
Логопед.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришла гостья. Хотите узнать кто она?
(звучит сказочная музыка и из 2 кабинета выходит герой кукла Лола.)
Психолог (кукла Лола). Доброе утро! Меня зовут Лола. Я очень люблю звук -Л-. Поэтому я хочу поиграть вместе с вами.
Логопед. Ребята, будем с Лолой играть?
Дети. Да.
2.Основная часть.
Психолог. Ребята, какое сейчас время года?
Дети. Весна.
Психолог. Давайте поиграем в игру “Весенняя капель”.
- Психогимнастика “Весенняя капель” (проводит психолог).
Работа с фиброоптическим модулем.
С крыши капает капель!
Кап-кап, кап-кап (медленно трогают пальчиками дождинки)
Это к нам пришел апрель
Кап-кап, кап-кап! (пальцы рук работают быстрее)
Солнце припекло сильней (пальчики рук разведены )
И быстрей звенит капель!
Кап, кап, кап, кап, кап!
Кап, кап, кап, кап, кап! (движение выполняют в быстром темпе).
Дождик кончился, опять
Стало солнышко сиять (медленно поднимают руки и тянуться – вдох, затем опускают руки – выдох.)
2). Артикуляционная разминка (проводит логопед).
Логопед. Спасибо, Лола за интересную игру.
– Ребята садитесь за столы и давайте вспомним, какие упражнения помогали нашему язычку научиться говорить звук – Л –
Показать язык всем нужно
Живём с гимнастикой мы дружно
Упражнения:
Упражнение «Блинчик».
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
«Упражнение Вкусное варенье».
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Упражнение «Чашечка».
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Упражнение «Качели».
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Упражнение «Парус».
Лодочка под парусом по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
Упражнение «Индюк».
Вот индюк – он балабочет,
Он наверное что-то хочет.
3). Уточнение правильной артикуляции. Характеристика звука.
Логопед. – Изобразите, как гудит самолёт?
Дети. Л-Л-Л
Логопед. Когда произносим звук -Л- наши губки что делают?
Дети. Улыбаются.
Логопед. Наш рот открыт или закрыт?
Дети. Рот открыт.
Логопед. Где находится кончик языка? (Вверху или внизу?)
Дети. Кончик языка вверху. (Язык упирается в верхние зубки)
*Логопед. Звук -Л- гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Как вы узнали?
Дет . “Ниточка” обрывается. Воздух встречает преграду.
4). Игра “Колечки” Произношение звука “Л” в слогах. (проводит логопед)
Логопед. Лола, послушай, как наши дети умеют красиво петь слоги, а помогает им попугай Повторюша.
(Логопед надевает на руку куклу – перчатку и каждый ребёнок индивидуально повторяет за логопедом слоговой ряд и соединяет пальцы в колечки)
ПЛА-ПЛО-ПЛУ
КЛА-КЛО-КЛУ
БЛА-БЛО-БЛУ
СЛА-СЛО-СЛУ
ШЛА-ШЛО-ШЛУ
ТЛА – ТЛО – ТЛУ
5). Игра ” Найдите букву на ощупь” (проводит психолог)
Психолог: Ребята, у меня цветные мешочки с разными буквами.
В один из них я положила букву, которой обозначается звук “Л”. Угадайте на ощупь букву -Л-. (Дети рассматривают мешочки и находят в одном на ощупь букву “Л”.).
6). Игра “Слоговая ромашка”. Чтение слогов с буквой Л. (проводит логопед)
Логопед. Наши дети не только знают буквы, но ещё и учатся читать слоги. Вот послушай, Лола.
Речевой материал: АЛ ОЛ УЛ ИЛ ЭЛ
7). Игровое – упражнение “Сигнальщики” (проводит логопед)
Логопед: Я называю слова с разными звуками вы поднимаете сигнал, когда услышите слово со звуком -Л-.
Речевой материал: лодка, сок, жук, клоун, платье, мак, мыло, радуга, дятел и т. д
8).Игровое – упражнение “Коврик – сообразительных” (проводит логопед).
Логопед. Ребята, пройдите по этому коврику наступая только на изображения предметов со звуком -Л-.
– Захар, отправляйся в путь первым. (Все дети по очереди проходят по коврику)
Логопед.
– Молодцы, ребята все справились с моим заданием.
Психолог. Я много, много игр знаю вот одна из моих любимых “Чудо – ящик”.
Логопед. Лола, покажи, как в неё играть.
9). Игра “Чудо-ящик с песком” (проводят психолог и логопед).
Психолог показывает и объясняет правила игры.
Психолог. Из ящика достаю предмет и на ощупь угадываю. Это точилка.
(Дети из ящика достают по одному предмету и называют.)
Речевой материал: ложка, клубника, мел, вилка, лук, пила, молоток.
Логопед. Ребята, вы ь заметили в названии каждого предмета есть звук -Л-.
10.) Игра “Поймай слог в ладошку” (проводит логопед).
Логопед. Дети, давайте посчитаем количество слогов в названии каждого предмета, который вы достали из ящика.
Речевой материал: точилка, ложка, клубника, мел, лак, вилка, пила, молоток
11.) Пальчиковая игра с массажными шариками “Колобок” (проводит логопед)
Колобок, колобок
Колобок – колючий бок
Я тебя кручу – верчу.
Поиграть с тобой хочу.
Раз, два, три, четыре, пять.
Продолжаем мы играть.
12.) Игра “Забавные квадраты” (проводит логопед)
На магнитной доске расположены предметные картинки со звуком -л- в определённой последовательности.
Логопед. На квадраты посмотри и слова назови.
1-й ребёнок Яблоко, дятел, палатка, юла.
2-й ребёнок Ласточка, платье, ложечка, стол.
3-й ребёнок. Лампа, хлопушка, кукла, футбол.
4-й ребёнок. Пол, потолок, полотенце, игла.
5-й ребёнок. Стул, соловей, ландыш, пила.
После переклички логопед даёт детям задания по этим картинкам.
– Что находится за дятлом?
– Что находится перед соловьём?
– Что находится между платьем и столом?
– Что находится между яблоком и палаткой?
– Что находится над полотенцем?
– Что находится над хлопушкой?
– Что находится под иголкой?
– Что находится под ласточкой?
– Что находится над платьем?
– Что находится под юлой?
Логопед
– Ребята, Лола, приглашает нас на физкультминутку.
Физкультминутка (проводят психолог и логопед).
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны в стороны),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Сели посидели и снова полетели (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны).
13) Игра “Зашифрованные слова” (проводят логопед и психолог).
Психолог. На доске картинки, а рядом знаки.
Ребята, называем слово и знак. Теперь картинки убираем.
На знаки посмотрите и слова назовите.
Примеры:
стрела – лук
круг – колобок
квадрат – мыло
зигзаг – пила
прямоугольник – лавочка
пятиугольник – клумба
смайлик – клоун
14.) Игра «Потешки – шутки» (проводит логопед).
Логопед Лола, наши мальчики и девочки знают много потешек. Может и тебе что-то понравится.
1-й ребёнок Ослик был очень зол, он узнал, что он осёл.
2-й ребёнок Дятел сел на толстый сук.
Стал обедать: “Тук-тук-тук”
3-й ребёнок. Веник пол подметал.
Веник очень устал
Он чихнул, он зевнул.
И тихонечко уснул.
4-й ребёнок. Голубь, гусь и галка –
Вот и вся считалка.
5-й ребёнок. Молоток стучал, стучал.
Гвозди в доску загонял.
3.Заключительная часть.
Итог занятия:
Психолог Ребята, мне сегодня было интересно с вами, и я узнала много новых игр.
Рефлексия.
– Ребята в шкатулке лежат смайлики они разные.
– Если вам сегодня было легко, и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика,
– Если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика.
Логопед. Дети, я дарю вам новые игры и хочу пожелать всем вам научиться красиво и правильно говорить. Дети уходят в группу.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
Косинова Е.М. Уроки логопеда. М.,ЭКСМО 2004.
Смирнова Л.Н. Мы учим звуки Р Л. М., Мозаика –синтез 2010.
Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет. М.,ТЦ СФЕРА 2005.
Ткаченко Т.А Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., Детство пресс 1998.
Руденко В.И. Домашний логопед. Ростов н/Д., Феникс 2002.
Лопухина И.С. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., Аквариум 1995.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. М., ГНОМ 2014.