Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор:

Кузнецова Любовь Алексеевна

учитель-логопед МБДОУ Дс №4 г.Камышин , Волгоградской обл.

Зибаева Юлия Сергеевна

педагог – психолог МБДОУ Дс №4 г.Камышин , Волгоградской обл.

Интегрированное занятие по коррекции звукопроизношения. Тема: «Логопедические игры с куклой Лолой»

 

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения. 

ТЕМА:  «Логопедические игры с  куклой Лолой»

 

Кузнецова Любовь Алексеевна

Учитель – логопед МБДОУ д/с  № 4

г. Камышин, Волгоградской области.

Зибаева Юлия Сергеевна

 Педагог – психолог  МБДОУ д/с № 4

г. Камышин, Волгоградской области.

 

Цель: автоматизировать звук -Л- в слогах и словах, словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Закрепление нормированного произношения звука “Л” изолированно, в слогах, словах; в дидактических играх со словами;
  • Соотнесение звука и буквы;
  • Закрепление понятий: звук, слог, слово.
  • Закрепление употребления пространственных наречий, предлогов “над”, “под”, “между”

Коррекционно – развивающие:

  • Развитие  фонематического слуха, умение определять наличие звука в слове, навыков слогового анализа;
  • Развитие подвижности  органов артикуляционного аппарата;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие тактильно – кинестетического восприятия;
  • Развитие зрительно-пространственной ориентировки;
  • Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитание контроля  за правильностью своей речи и речи других;
  • Воспитание самостоятельности усидчивости.
  • Воспитание нравственных качеств: честности, взаимовыручки

Образовательные области:

  • Речевое развитие, 
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие

Психолого – педагогические технологии:

1.Технология развития артикуляционной моторики.

2.Технология развития фонематического слуха.

3.Личностно ориентированная технология обучения.

4.Игровые технологии.

5.Здоровьесберегающие  технологии.

  1. Мнемотехника.

7.Песочная терапия.

8.Сочетание речи с кодированными движениями пальце . 

Материалы и оборудование:

    • фонограмма музыки “Детский садик “, “Маленькая страна “;
    • фиброоптический модуль «Облачко»;
  •  карточки-символы для артикуляционной гимнастики; 
  • мнемотаблица  – “Артикуляция звука -Л-“;
  •  цветные мешочки с буквами; 
  •  игровое – пособие “Слоговой цветочек”;
  •  кукла-перчатка “Попугай Повторюша”;
  •  игровое пособие – “Коврик – сообразительных”; 
  • стол для пескотерапии; 
  • мелкие игрушки: ложка, клубника, мел, лак, вилка, лук, пила, молоток;
  • магнитная доска, набор картинок на магнитах для игры “Забавные квадраты”;
  • 6 массажных шариков;
  • смайлики;
  • картинки и графические символы для игры “Зашифрованные слова”;
  • цветовые сигналы для игры “Сигнальщики”.

Ход  занятия.

  1. Вводная часть.

Орг. момент

Логопед

Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся.

 – Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришла гостья. Хотите узнать кто она?

(звучит сказочная музыка и из 2 кабинета выходит  герой кукла Лола.)

Психолог (кукла Лола). Доброе утро! Меня зовут  Лола. Я очень люблю звук  -Л-. Поэтому я хочу поиграть вместе с вами.

Логопед. Ребята, будем с Лолой играть?

Дети. Да.

 2.Основная часть. 

Психолог. Ребята,  какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Психолог.   Давайте поиграем в игру “Весенняя  капель”.

  • Психогимнастика  “Весенняя капель” (проводит психолог).

Работа с фиброоптическим модулем.

 С крыши капает капель!

 Кап-кап, кап-кап  (медленно трогают пальчиками дождинки)

 Это к нам пришел апрель

 Кап-кап, кап-кап!  (пальцы рук работают быстрее)

 Солнце припекло сильней (пальчики рук разведены )

 И быстрей звенит капель!

 Кап, кап, кап,  кап, кап!

 Кап, кап, кап,  кап, кап! (движение выполняют в быстром темпе).

 Дождик кончился, опять

      Стало солнышко сиять (медленно поднимают руки и тянуться – вдох, затем опускают руки – выдох.)

2). Артикуляционная разминка  (проводит логопед).

Логопед. Спасибо, Лола за интересную игру.

– Ребята  садитесь за столы и давайте вспомним, какие упражнения помогали нашему язычку научиться   говорить звук – Л –     

Показать язык всем нужно

Живём  с гимнастикой  мы дружно

  Упражнения: 

Упражнение «Блинчик».

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Упражнение Вкусное варенье».

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Упражнение «Чашечка».

Вкусных мы блинов поели, 

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Упражнение «Качели».

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Упражнение «Парус».

Лодочка под парусом по реке плывет, 

На прогулку лодочка малышей везет.

Упражнение «Индюк».

Вот индюк – он балабочет,

Он наверное что-то хочет.

3). Уточнение правильной артикуляции. Характеристика звука.     

Логопед.  – Изобразите,  как гудит самолёт?

Дети. Л-Л-Л

Логопед.  Когда произносим звук  -Л- наши губки что делают?

Дети. Улыбаются.

Логопед.  Наш рот открыт или закрыт?

Дети. Рот открыт.

Логопед. Где находится кончик языка? (Вверху или внизу?)

Дети. Кончик языка вверху. (Язык упирается  в верхние зубки)

*Логопед. Звук  -Л- гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Как вы узнали?

Дет . “Ниточка” обрывается. Воздух встречает преграду.

4). Игра “Колечки” Произношение звука “Л” в слогах.  (проводит логопед)

 Логопед. Лола, послушай,  как наши дети умеют красиво петь слоги, а помогает им попугай  Повторюша. 

(Логопед надевает на руку куклу – перчатку и каждый ребёнок индивидуально повторяет за логопедом слоговой ряд и соединяет пальцы в  колечки)

ПЛА-ПЛО-ПЛУ

КЛА-КЛО-КЛУ

БЛА-БЛО-БЛУ

СЛА-СЛО-СЛУ

ШЛА-ШЛО-ШЛУ

       ТЛА – ТЛО – ТЛУ

5).  Игра ” Найдите букву на ощупь” (проводит психолог)

Психолог: Ребята,  у меня цветные  мешочки с разными буквами. 

В один из них я положила букву, которой обозначается звук “Л”. Угадайте на ощупь букву -Л-. (Дети рассматривают мешочки и находят в одном на ощупь букву “Л”.).

6). Игра “Слоговая ромашка”. Чтение слогов с буквой Л. (проводит логопед)

Логопед. Наши дети не только знают буквы, но ещё и учатся читать слоги. Вот послушай, Лола. 

Речевой материал:   АЛ ОЛ УЛ ИЛ ЭЛ     

7). Игровое – упражнение “Сигнальщики” (проводит логопед)

Логопед:  Я называю слова с разными звуками вы поднимаете сигнал, когда услышите слово со звуком  -Л-.

Речевой материал: лодка, сок, жук, клоун, платье, мак, мыло, радуга, дятел  и т. д

8).Игровое – упражнение “Коврик – сообразительных(проводит логопед).

Логопед. Ребята, пройдите по этому коврику наступая только на изображения предметов со звуком  -Л-.

– Захар, отправляйся в путь первым. (Все дети по очереди проходят по коврику)

 Логопед.

– Молодцы, ребята все справились с моим заданием.

Психолог. Я  много,  много игр знаю вот одна из моих любимых “Чудо – ящик”.

Логопед. Лола,  покажи, как в неё играть.

9). Игра “Чудо-ящик с песком” (проводят  психолог и логопед).

Психолог показывает и объясняет правила игры.

Психолог.  Из ящика  достаю предмет  и на ощупь угадываю. Это точилка. 

 (Дети  из ящика  достают по одному предмету  и называют.)

Речевой материал: ложка, клубника, мел, вилка, лук, пила, молоток.

Логопед. Ребята,  вы ь заметили  в названии каждого предмета есть звук -Л-.

10.) Игра “Поймай слог в ладошку” (проводит логопед).

Логопед. Дети, давайте посчитаем количество слогов в названии каждого предмета, который  вы достали из ящика.

Речевой материал: точилка, ложка,  клубника, мел, лак, вилка, пила, молоток

11.) Пальчиковая игра с  массажными шариками “Колобок” (проводит логопед)

Колобок, колобок

Колобок – колючий бок

Я тебя кручу – верчу.

Поиграть с тобой хочу.

  Раз, два, три, четыре, пять.

Продолжаем мы играть.

12.)  Игра “Забавные квадраты” (проводит логопед)

На магнитной доске расположены предметные картинки со звуком -л- в определённой последовательности.

Логопед. На квадраты посмотри и слова назови.

1-й ребёнок  Яблоко, дятел, палатка, юла.

2-й ребёнок  Ласточка, платье, ложечка, стол.

3-й ребёнок.  Лампа, хлопушка, кукла, футбол.

4-й ребёнок.  Пол, потолок, полотенце, игла.

5-й ребёнок.  Стул, соловей, ландыш, пила.

После переклички логопед даёт детям задания по этим картинкам. 

– Что находится за дятлом?

– Что находится перед  соловьём?

– Что находится между платьем и столом?

– Что находится между яблоком и палаткой?

– Что находится над полотенцем?

 – Что находится над хлопушкой?

– Что находится под иголкой?

– Что находится под ласточкой?

– Что находится  над платьем?

– Что находится под юлой?

Логопед

 – Ребята,  Лола,   приглашает нас  на физкультминутку.

               Физкультминутка  (проводят психолог и логопед).

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны в стороны),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),

Сели  посидели и снова полетели (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны).

13) Игра “Зашифрованные слова” (проводят логопед и психолог).

Психолог. На доске  картинки, а рядом знаки. 

Ребята,  называем слово и знак. Теперь картинки убираем.

На знаки посмотрите и слова назовите.

Примеры:

стрела – лук 

круг – колобок

квадрат – мыло

зигзаг – пила

прямоугольник – лавочка

пятиугольник – клумба

смайлик – клоун

14.) Игра «Потешки – шутки»  (проводит логопед).

Логопед  Лола,  наши мальчики  и девочки знают  много потешек. Может и тебе что-то понравится. 

1-й ребёнок  Ослик был очень зол,  он узнал, что он осёл.

2-й ребёнок  Дятел сел на толстый сук.

                       Стал обедать: “Тук-тук-тук”

3-й ребёнок. Веник пол подметал.

                       Веник очень устал

                       Он чихнул, он зевнул.

                        И тихонечко уснул.

4-й ребёнок.  Голубь, гусь и галка –

                        Вот и вся считалка.

5-й ребёнок. Молоток стучал, стучал.

                       Гвозди в доску загонял.

3.Заключительная часть.

Итог занятия

Психолог Ребята, мне сегодня было интересно с вами, и   я узнала много новых игр.

Рефлексия. 

Ребята в шкатулке лежат смайлики они разные

Если вам сегодня  было легко, и вы справились со всеми заданиями возьмите радостного смайлика

– Если встречались трудности, но вы их старались преодолеть задумчивого смайлика.     

Логопед. Дети, я дарю вам новые игры и  хочу пожелать всем вам научиться красиво и правильно говорить.  Дети уходят в группу.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

Косинова Е.М. Уроки логопеда. М.,ЭКСМО 2004.

Смирнова Л.Н. Мы учим звуки Р Л. М., Мозаика –синтез 2010.

Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет. М.,ТЦ СФЕРА 2005.

Ткаченко Т.А Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., Детство пресс 1998.

Руденко В.И. Домашний логопед. Ростов н/Д., Феникс 2002.

Лопухина И.С. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., Аквариум 1995.

Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. М., ГНОМ 2014.