Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Кузнецова Вера Вячеславовна

преподаватель ГБПОУ «Чайковский медицинский колледж»

Методическая разработка практического занятия МДК.07.01 Технология оказания медицинских услуг ПМ.07 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными Тема «Оценка функционального состояния пациента» Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

Министерство образования и науки Пермского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Чайковский медицинский колледж»

 

Рассмотрено

на заседании ЦМК №3

«___»______________2017г.

Протокол №___

Председатель ЦМК №3

_____________Л.А. Ляхина

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 

 МДК.07.01 Технология оказания медицинских услуг

ПМ.07 Выполнение работ по профессии

 Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Тема «Оценка функционального состояния пациента»

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

 (углубленная подготовка)

                                              Составитель:

преподаватель Кузнецова В.В.

 

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Миссия младшей медицинской сестры по уходу за больными заключается в оказание помощи пациентам их семьям в достижении ими физического, умственного, и социального здоровья в условиях окружающей их среды, что в полном объеме способствует решению задач по выявлению существующих и потенциальных проблем со здоровьем. Для этого младшая медицинская сестра должна в совершенстве владеть умением проводить сестринское обследование пациента, как субъективное, так и объективное. Объективную информацию о пациенте медицинская сестра получает в результате: осмотра пациента, от медицинского окружения пациента, изучения медицинской документации, изучения специальной медицинской литературы. В том числе проводя оценку функционального состояния пациента: измеряя температуру тела, определяя частоту дыхательных движений (ЧДД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД).

Методическая разработка данного занятия составлена на основе рабочей программы ПМ.07 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными для специальности 31.02.01 Лечебное дело (углубленная подготовка).

В результате освоения данной темы, обучающиеся должны изучить и отработать умения, которые позволяют оценить функциональное состояние пациента: проведение термометрии, измерение артериального давления, определение частоты дыхательных движений, исследование пульса; оказание помощи пациенту в ведении дневника самоконтроля; оказание помощи при лихорадке.

Методическая разработка включает в себя паспорт, методические материалы для проведения практического занятия, технологическую карту занятия, приложения.

Данное занятие сочетает в себе традиционные и инновационные формы и методы: элементы методики WorldSkills в соответствии с техническим описанием компетенции «Медицинский и социальный уход». 

Оснащение включает рабочие материалы для студентов (методические пособия для самостоятельной работы, ситуационные задачи), мультимедийную презентацию, предметы ухода за пациентом, медицинское оборудование и инструментарий. 

Все необходимые методы и приемы позволяют формировать у обучающихся необходимые общие и профессиональные компетенции.

Практическая значимость данного занятия заключается в демонстрации условий, максимально приближенных к профессиональной деятельности младшей медицинской сестры. Для оценки демонстрируемых практических умений по теме используется формат конкурсных заданий WorldSkills, которые включают в себя выполнение этапов алгоритмов простых медицинских услуг, в соответствии с профессиональными стандартами; оценочные листы. 

Данная методическая разработка опирается на компетентностный подход и соответствует требованиям ФГОС СПО.

 

Преподаватель_______________________________В.В. Кузнецова

 

ПАСПОРТ

 МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Тема занятия: «Оценка функционального состояния пациента»

Время проведения: 180 минут

Вид занятия: комбинированное, практическое с актуализацией опорных знаний и умений.

Методы обучения: работа малыми группами, использование элементов методики WorldSkills.

Цели занятия:

Дидактическая:

  • актуализировать знания технологий выполнения медицинских услуг для оценки функционального состояния пациента:  измерения температуры тела в подмышечной впадине, артериального давления, определения качеств пульса, частоты дыхательных движений; обучения пациента самоконтролю АД, пульса;
  • отработать умения собирать информацию о состоянии здоровья пациента: измерения артериального давления, температуры тела в подмышечной впадине; определения качеств пульса, частоты дыхательных движений; регистрации показателей в медицинскую документацию; проведения дезинфекции использованного оборудования; обучения пациента самоконтролю АД, пульса; 
  • организовать самостоятельную работу студентов по углублению знаний о видах, клинических проявлениях лихорадки, сестринской помощи пациенту в каждом из периодов лихорадки. 

Развивающая:

  • способствовать развитию у обучающихся внимания, наблюдательности; способности анализировать, делать выводы. 
  • развивать коммуникативные качества, умение связно и грамотно излагать мысли.

Воспитательная: 

  • способствовать формированию профессионально значимых качеств: ответственности, чувство долга, самостоятельности; необходимости соблюдения принципов этики и деонтологии.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, предметы медицинского назначения.

Оснащение: методическая разработка для преподавателя, рабочие материалы для студентов, мультимедийная презентация.

 

Требования ФГОС СПО к результатам обучения

Умения:

  • собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
  • определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
  • оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;
  • оказывать помощь при потере, смерти, горе;
  • осуществлять посмертный уход;
  • обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
  • проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;
  • составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;
  • использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного

Знания:

  • способы реализации сестринского ухода;
  • технологии выполнения медицинских услуг;     
  • факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
  • принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
  • основы профилактики внутрибольничной инфекции;
  • основы эргономики.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных  руководителем

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

ПК 7.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

ПК 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 7.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 7.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 7.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 7.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 7.10. Владеть основами гигиенического питания.

ПК 7.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Планируемые результаты занятия

Студент должен уметь:

  • собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
  • определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
  • обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала.

Студент должен знать:

  • способы реализации сестринского ухода;
  • технологии выполнения медицинских услуг;     
  • факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
  • основы профилактики внутрибольничной инфекции.

 

Междисциплинарные связи

ОП.01. Здоровый человек и его окружение, ОП.03. Анатомия и физиология человека, ОП.08. Основы патологии, ОП.09. Основы микробиологии и иммунологии, все профессиональные модули специальности Лечебное дело.

Внутридисциплинарные связи

все разделы МДК.07.01 

Информационное обеспечение

Основная электронная:

  1. Островская, И.В. Основы сестринского дела: учеб. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

Основная печатная:

  1. Обуховец, Т.П.  Основы сестринского дела: учеб. пособие для СПО.-Ростов н/Дону:Феникс, 2006. — 512 с.            
  2. Обуховец, Т.П. Основы сестринского дела : учеб. пособие для мед. колледжей / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова ;  под ред. Б.В. Кабарухина. — 16-е изд., стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 766 с.:ил. — (Медицина для вас).
  3. Кулешова, Л.И. Основы сестринского дела : курс лекций, сестринские технологии / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова ;  под ред. В.В. Морозова. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 733 с. : ил. — (Медицина).
  4. Основы сестринского дела : учеб. пособие / В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 573 с.:ил. —  (Медицина).

Дополнительная электронная:

  1. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций: учеб. пособие /Н.В. Широкова и др.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.-160 с.
  2. Основы сестринского дела: Ситуационные задачи /Г.И. Морозова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 240 с.

Справочная литература:

1.Основы сестринского дела: справочник /М.Ю. Алешкина, Н.А. и др.; под ред. А.М. Спринца. — СПб.: СпецЛит, 2009. – 463 с.

(ЭБС «Консультант студента»)

Интернет – ресурсы: 

http://dezsredstva.ru/ — методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;

http://www.consultant.ru/- нормативные документы;

http://www.recipe.ru/ — нормативные документы;

www.med-pravo.ru – нормативные документы;

standartgost.ru  – профессиональные стандарты.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
1.Тема занятия: «Оценка функционального состояния пациента»
2.Цели занятия

Дидактическая: 

  • актуализировать знания технологий выполнения медицинских услуг для оценки функционального состояния пациента: измерение температуры тела в подмышечной впадине, артериального давления, определение качеств пульса, частоты дыхательных движений; обучения пациента самоконтролю АД, пульса;
  • отработать умения собирать информацию о состоянии здоровья пациента: измерения артериального давления, температуры тела в подмышечной впадине; определения качеств пульса, частоты дыхательных движений; регистрации показателей в медицинскую документацию; проведения дезинфекции использованного оборудования; обучения пациента самоконтролю АД, пульса; 
  • организовать самостоятельную работу студентов по углублению знаний о видах, клинических проявлениях лихорадки, сестринской помощи пациенту в каждом из периодов лихорадки. 

Развивающая:

  • способствовать развитию у обучающихся внимания, наблюдательности; способности анализировать, делать выводы. 
  • развивать коммуникативные качества, умение связно и грамотно излагать мысли.

Воспитательная:

  • способствовать формированию профессионально значимых качеств: ответственности, чувство долга, самостоятельности; необходимости соблюдения принципов этики и деонтологии.
3. Тип занятия:  комбинированное занятие
4. Вид занятия: практическое занятие
5.Ресурсы: методическая разработка преподавателя, рабочие материалы, мультимедийная презентация.

 

Этап занятия Содержание Формы организации

работы

Формируемые умения, знания, компетенции Время

мин

1 2 3 4 5
1. Вводно-мотивационный

этап

1. Проверка готовности обучающихся.

2. Мотивация к изучению темы. 

 

фронтальная Умения:

  • собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
  • определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
  • обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала.

Знания:

  • способы реализации сестринского ухода;
  • технологии выполнения медицинских услуг;     
  • факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
  • основы профилактики внутрибольничной инфекции.

Компетенции

 ОК.2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных  руководителем; 

ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК.4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

ПК.7.5. Оформлять медицинскую документацию. 

ПК 7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК.7.7.Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК.7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

 

10 

2.Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся

2.1. Актуализация знаний

составить алгоритмы оценки функционального состояния пациента с обоснованием этапов

групповая 20

40

60

20

15

2.2. Отработка практических умений

    • измерения артериального давления,
    • измерения температуры тела в подмышечной впадине,
    • определение ЧДД,
    • определение качеств пульса,
  • обучение пациента самоконтролю АД, пульса.

(инструкция преподавателя, методическое пособие для самостоятельной работы студента)

групповая

индивидуальная

2.3. Демонстрация умения (работа на площадке) 

  • оценивать функциональное состояние пациента;
  • обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала.

 (инструктаж преподавателя, привлекаются эксперты, статист)                         

Приложение 1. Ситуационные задачи

Приложение 2. Оценочные листы

фронтальная
2.4. Самостоятельная работа студентов. Выполнение практического задания: 

Составить конспект по следующему плану:      

  • виды лихорадки, 
  • клинические проявления периодов лихорадки, 
  • помощь пациенту, в зависимости от периода лихорадки.

(методическое пособие для самостоятельной работы студентов)

фронтальная
2.5. Формирование умений – закрепление

Решение ситуационных задач по определению проблем пациента, оказанию медицинских услуг в пределах полномочий младшей медицинской сестры (составление плана ухода за пациентом в зависимости от периода лихорадки).

Приложение 3. Ситуационные задачи

групповая
3.Рефлекионно-

коррекционный 

этап

коррекцционнный

Обсуждение и анализ проработанного материала

  • работа с листом самооценки 

(Приложение 4.)

  • комментарий преподавателя
  • выставление оценок
фронтальная 10
4.Домашнее

задание

Выучить конспект, отработать необходимые умения. фронтальная 5


Приложение 1

Оценка состояния пациента 

Инструкция:

  • Внимательно прочитайте ситуационную задачу и задание к ней.
  • Приготовьте все необходимое для выполнения задания.
  • Максимальное время выполнения 5 минут.
  • Объективная оценка: 10 баллов.

 

Ситуационная задача №1

Пациентка Алексеева М. П., 60 лет, пенсионерка, находится на лечении в терапевтическом отделении с диагнозом  гипертоническая болезнь 2 ст.

Первичная оценка состояния пациента:

ЧДД – 20 в минуту.

ЧСС – 87 в минуту.

Т тела – 36,7°С.

Рост – 163 см.

Вес – 105 кг.

Из листа врачебных назначений:

Диета с механическим и химическим щажением. 

Режим активности – общий.

Контроль АД утром и вечером.

Задание:

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Провести измерение АД с занесением результата в температурный лист.

 

 

Ситуационная задача №2

Пациентка Алексеева М. П., 60 лет, пенсионерка, находится на лечении в терапевтическом отделении с диагнозом  гипертоническая болезнь 2 ст. 

Первичная оценка состояния пациента:

ЧДД – 20 в минуту.

ЧСС – 87 в минуту.

Т тела – 36,7°С.

Рост – 163 см.

Вес – 105 кг.

АД – 180/100 мм рт. ст.

Из листа врачебных назначений:

Диета с механическим и химическим щажением. 

Режим активности – общий.

Контроль артериального пульса с занесением в температурный лист.

Задание:

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Провести исследование артериального пульса c занесением результатов в температурный лист.

Ситуационная задача №3

Пациентка Алексеева М. П., 60 лет, пенсионерка, находится на лечении в терапевтическом отделении с диагнозом  гипертоническая болезнь 2 ст. 

Первичная оценка состояния пациента:

ЧДД – 20 в минуту.

ЧСС – 87 в минуту.

Рост – 163 см.

Вес – 105 кг.

АД – 180/100 мм рт. ст.

Из листа врачебных назначений:

Диета с механическим и химическим щажением. 

Режим активности – общий.

Контроль температуры тела каждые 3 часа. 

Задание:

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Провести измерение температуры тела с занесением результата в температурный лист.

 

Ситуационная задача №4

Пациентка Алексеева М. П., 60 лет, пенсионерка, находится на лечении в терапевтическом отделении с диагнозом  гипертоническая болезнь 2 ст. 

Первичная оценка состояния пациента:

ЧСС – 87 в минуту.

Рост – 163 см.

Вес – 105 кг.

АД – 180/100 мм рт. ст.

Из листа врачебных назначений:

Диета с механическим и химическим щажением. 

Режим активности – общий.

Контроль ЧДД. 

Задание:

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Провести подсчет частоты дыхательных движений с занесением результатов в температурный лист.  

 

Ситуационная задача №5

Пациентка Алексеева М. П., 60 лет, пенсионерка, находится на лечении в терапевтическом отделении с диагнозом  гипертоническая болезнь 2 ст. 

Первичная оценка состояния пациента:

ЧСС – 87 в минуту.

Рост – 163 см.

Вес – 105 кг.

АД – 180/100 мм рт. ст.

Из листа врачебных назначений:

Диета с механическим и химическим щажением. 

Режим активности – общий.

Контроль АД утром и вечером. 

Задание:

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Провести обучение пациента самоконтролю АД. 

 

Ситуационная задача №6

Пациентка Алексеева М. П., 60 лет, пенсионерка, находится на лечении в терапевтическом отделении с диагнозом  гипертоническая болезнь 2 ст. 

Первичная оценка состояния пациента:

ЧСС – 87 в минуту.

Рост – 163 см.

Вес – 105 кг.

АД – 180/100 мм рт. ст.

Из листа врачебных назначений:

Диета с механическим и химическим щажением. 

Режим активности – общий.

Контроль пульса. 

Задание:

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Провести обучение пациента самоконтролю пульса.

 

Ситуационная задача №1

В эндокринологическое отделение поступил пациент 25 лет, с диагнозом сахарный диабет.

Первичная оценка пациента:

ЧДД – 16 в минуту.

ЧСС – 86 в минуту.

А/Д – 110/60 мм.рт. ст.

Т – 36,2 по Цельсию.

Масса тела 60 кг.

Рост – 165.

Кожные покровы обычной окраски.

Из листа врачебных назначений:

Диета №9. 

Режим активности – общий.

Контроль АД с занесением данных в температурный лист. 

Задание:

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Провести измерение АД с занесением результатов в температурный лист.  

 

Ситуационная задача №2

В эндокринологическое отделение поступил пациент 25 лет, с диагнозом сахарный диабет.

Первичная оценка пациента:

ЧДД – 16 в минуту.

ЧСС – 86 в минуту.

АД – 110/60 мм.рт. ст.

Т – 36,2 по Цельсию.

Масса тела 60 кг.

Рост – 165.

Кожные покровы обычной окраски.

Из листа врачебных назначений:

Диета №9. 

Режим активности – общий.

Контроль артериального пульса с занесением данных в температурный лист. 

Задание:

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Провести исследование артериального пульса с занесением результатов в температурный лист.  

 

Ситуационная задача №3

В эндокринологическое отделение поступил пациент 25 лет, с диагнозом сахарный диабет.

Первичная оценка пациента:

ЧДД – 16 в минуту.

ЧСС – 86 в минуту.

А/Д – 110/60 мм.рт. ст.

Т – 36,2 по Цельсию.

Масса тела 60 кг.

Рост – 165.

Кожные покровы обычной окраски.

Из листа врачебных назначений:

Диета №9. 

Режим активности – общий.

Контроль температуры тела. 

Задание:

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Провести измерение температуры тела с занесением результата в 

температурный лист.

 

Ситуационная задача №4

В эндокринологическое отделение поступил пациент 25 лет, с диагнозом сахарный диабет.

Первичная оценка пациента:

ЧДД – 16 в минуту.

ЧСС – 86 в минуту.

А/Д – 110/60 мм.рт. ст.

Т – 36,2 по Цельсию.

Масса тела 60 кг.

Рост – 165.

Кожные покровы обычной окраски.

Из листа врачебных назначений:

Диета №9. 

Режим активности – общий.

Контроль ЧДД. 

Задание:

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Провести подсчет частоты дыхательных движений с занесением данных в температурный лист. 

 

Ситуационная задача №5

В эндокринологическое отделение поступил пациент 25 лет, с диагнозом сахарный диабет.

Первичная оценка пациента:

ЧДД – 16 в минуту.

ЧСС – 86 в минуту.

А/Д – 110/60 мм.рт. ст.

Т – 36,2 по Цельсию.

Масса тела 60 кг.

Рост – 165.

Кожные покровы обычной окраски.

Из листа врачебных назначений:

Диета №9. 

Режим активности – общий.

Контроль АД утром и вечером. 

Задание:

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Провести обучение пациента самоконтролю АД. 

 

Ситуационная задача №6

В эндокринологическое отделение поступил пациент 25 лет, с диагнозом сахарный диабет.

Первичная оценка пациента:

ЧДД – 16 в минуту.

ЧСС – 86 в минуту.

А/Д – 110/60 мм.рт. ст.

Т – 36,2 по Цельсию.

Масса тела 60 кг.

Рост – 165.

Кожные покровы обычной окраски.

Из листа врачебных назначений:

Диета №9. 

Режим активности – общий.

Контроль артериального пульса. 

Задание:

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Провести обучение пациента самоконтролю пульса. 

 

  Приложение 2

Оценочный лист

Техника измерения артериального давления.

Студент(ка)___________________________________________________________________

 

Алгоритм действия Исходный

балл

Полученный балл
Оснащение 0.5
1. Тонометр. 0.1
2.  Фонендоскоп. 0.1
3. Ручка. 0.1
4. Температурный лист. 0.1
5. Салфетка со спиртом. 0.1
Подготовка к процедуре 2.5
6. Предупредил (а) пациента о предстоящем исследовании за 5 — 10 минут до его начала. 0.5
7. Уточнил (а) у пациента понимание цели исследования и получил (а) его согласие. 0.5
8. Попросил (а) пациента лечь или сесть к столу. 0.5
9. Вымыл (а) и осушил (а) руки. 1.0
Выполнение процедуры  4.5
10. Помог (ла) снять одежду с руки. 0.4
11. Положил (а) руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх, на уровне сердца, мышцы расслаблены. 0.5
12. Наложил (а) манжету на 2,5 см выше локтевой ямки (одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты). 0.4
13. Закрепил (а) манжету так, чтобы между манжетой и поверхностью плеча проходили два пальца.  0.4
14. Проверил (а) положение стрелки манометра относительно нулевой отметки. 0.4
15. Нашел (а) место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки и плотно поставил (а) на  это место мембрану стетофонендоскопа. 0.5
16. Закрыл (а) вентиль на груше и накачал (а) в манжету воздух. Воздух нагнетал (а) выше предполагаемого давления на 30 мм рт. ст. 0.4
17. Открыл (а) вентиль и медленно, со скоростью 2-3  мм рт.ст. в секунду, выпустил (а) воздух из манжетки. Одновременно стетофонендоскопом выслушивал (а) тоны на плечевой артерии и следить за показаниями шкалы манометра. 0.4
18. При появлении над плечевой артерией  первых звуков отметил (а) уровень систолического давления. 0.4
19. Продолжил (а) выпускать воздух из манжеты отметил (а) уровень диастолического давления, который соответствует моменту полного исчезновения тонов. 0.4
20. Повторил (а) процедуру через 2-3 минуты. 0.3
Завершение процедуры 2.5
21. Данные измерения округлил (а). Результаты сообщил (а) пациенту. 0.5
22. Протер (ла) мембрану фонендоскопа салфеткой, смоченной спиртом. 0.6
23. Вымыл (а)  и осушил (а) руки.  0.6
24. Записал (а) данные исследования в температурный лист. 0.8
                                                                          ВСЕГО: 10 

 

Подпись эксперта _________________

Оценка_________________

10 – 9 — «5»

8,9 – 8 — «4»

7,9 – 7 — «3»

Менее 7 баллов – «2»

 

Оценочный лист

Исследование артериального пульса на лучевой артерии

Студент(ка)______________________________________________________________

Алгоритм действия Исходный балл Полученный балл
Оснащение 0.3
1. Часы или секундомер. 0.1
2. Температурный лист. 0.1
3. Бумага, ручка. 0.1
Подготовка к процедуре 2.5
4. Объяснил (а) пациенту цель и ход исследования. 0.7
5. Получил (а) согласие пациента на исследование. 0.8
6.  Вымыл (а) и осушил(а) руки. 1.0
Выполнение процедуры 4.7
7. Предложил (а) пациенту сесть или лечь (руки расслаблены, руки не должны быть на весу). 0.5
8. Прижал (а) 2, 3, 4 пальцами (1 палец находиться со стороны тыла кисти) лучевые артерии на обеих руках пациента и почувствовал (а) пульсацию. 0.7
9. Определил (а) ритм пульса в течение 60 секунд (если пульсовая волна следует одна за другой через равные промежутки времени – пульс ритмичный). 0.5
10. Выбрать одну удобную руку для дальнейшего исследования пульса. 0.5
11. Определил (а) частоту пульса в течение 30 секунд. Умножить на два (если пульс ритмичный). Если пульс не ритмичный – считать в течение 1 минуты.  0.5
12. Определил (а) наполнение пульса (если пульсовая волна четкая – пульс полный, слабая – пустой,  пульсовая волна слабо прощупывается – нитевидный). 0.5
13. Прижал (а) артерию сильнее, чем прежде, к лучевой кости и определил (а) напряжение пульса (если пульсация исчезает при умеренном нажатии – напряжение хорошее; если пульсация не ослабевает – пульс напряжённый; если пульсация полностью прекратилась — напряжение слабое). 0.5
14. Записал (а) результат. 1
Окончание процедуры 2.5
15. Сообщил (а) пациенту результат исследования. 0.5
16. Помог (ла) пациенту занять удобное положение или встать. 0.5
17. Вымыл (а) и осушил (а) руки. 1
18. Записал (а) результаты исследования в температурный лист. 0.5
                                                    ВСЕГО: 10

Подпись эксперта_________________________

 Оценка_________________________

10 – 9 — «5»

8,9 – 8 — «4»

7,9 – 7 — «3»

Менее 7 баллов – «2»

 

Оценочный лист

Измерение температуры тела в подмышечной впадине

Студент(ка)______________________________________________________________

Алгоритм действия Исходный

балл

Полученный балл
Оснащение 0.6
1. Часы 0.1
2.  Медицинский термометр 0.1
3. Ручка 0.1
4. Температурный лист  0.1
5. Полотенце или салфетка 0.1
6. Емкость с дезраствором 0.1
Подготовка к процедуре 2.5
7. Предупредил (а) пациента о предстоящем исследовании за 5 — 10 минут до его начала 0.3
8. Уточнил (а) у пациента понимание цели исследования и получил (а) его согласие 0.4
9. Вымыл (а) и осушил (а) руки  1.0
10. Придал (а) пациенту удобное положение (лежа или сидя). 0.4
11. Убедился (ась) в целостности термометра и в том, что показания на шкале не превышают 35°С. В противном случае встряхнул (а) термометр так, чтобы столбик ртути опустился ниже 35 °С. 0.4
Выполнение процедуры 4.4
12. Осмотрел (а) подмышечную область, при необходимости — протер (ла) насухо салфеткой или попросил (а) пациента сделать это. При наличии гиперемии, местных воспалительных процессов измерение температуры в данной области проводить нельзя. 0.9
13. Поместил (а) резервуар термометра в подмышечную область так, чтобы он со всех сторон плотно соприкасался с телом пациента (прижать плечо к грудной клетке). 0.9
14. Оставил (а) термометр не менее чем на 5-10 минут.  0.9
15. Извлек (ла) термометр. Оценил (а) показатели, держа термометр горизонтально на уровне глаз. 0.8
16.  Сообщил (а) пациенту результаты термометрии. 0.9
Завершение процедуры 2.5
17. Встряхнул (а) термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар. 0.5
18. Погрузил (а) термометр в дезинфицирующий раствор. 0.7
19. Вымыл (а) и осушил (а) руки. 0.7
20. Сделал (а) отметку показателей температуры в температурном листе. 0.6
                                                                          ВСЕГО: 10

Подпись эксперта_________________________

 Оценка_________________________

10 – 9 — «5»

8,9 – 8 — «4»

7,9 – 7 — «3»

Менее 7 баллов – «2»

 

Оценочный лист

Определение частоты дыхательных движений

Студент(ка)______________________________________________________________

Алгоритм действия Исходный балл Полученный балл
Оснащение 0.3
1. Часы или секундомер. 0.1
2. Температурный лист. 0.1
3. Ручка. 0.1
Подготовка к процедуре 2.0
4. Предупредил (а) пациента, что будет проведено исследование пульса и получил (а) согласие пациента на проведение исследования. 0.5
5. Попросил (а) пациента сесть или лечь, чтобы видеть верхнюю часть его грудной клетки и/или живота. 0.5
6. Вымыл (а) и осушил (а) руки. 1.0
Выполнение процедуры 5.7
7. Взял (а) пациента за руку так, как для исследования пульса, держа руку пациента за запястье (имитируя исследование пульса).  1.8
8. Положил (а) руку на грудную клетку (у женщин) или на эпигастральную область (у мужчин),  1.9
9. Произвел (а) подсчет дыхательных движений за 60 секунд. 1.0
10. Помог (ла) пациенту принять удобное для него положение. 1.0
Окончание процедуры 2.0
11. Вымыть и осушить руки. 1.0
12. Записать результат в лист сестринской оценки или температурный лист. 1.0
                                                ВСЕГО: 10

 

Подпись эксперта_________________________

 Оценка_________________________

10 – 9 — «5»

8,9 – 8 — «4»

7,9 – 7 — «3»

Менее 7 баллов – «2»

 

Оценочный лист

Обучение пациента самоконтролю АД на электронном тонометре

Студент(ка)______________________________________________________________

Алгоритм действия Исходный балл Полученный балл
Оснащение 0.8
1. Тонометр (автоматический) 0.2
2. Ручка 0.2
3. Дневник самоконтроля 0.2
4. Дезинфицирующий раствор, кожный антисептик 0.2
Выполнение 9.2
5. Объяснил (а) пациенту, что измерение АД позволяет контролировать состояние сердечно-сосудистой системы 0.6
6. Получил (а) согласие пациента 0.6
7. Вымыл (а) и осушил (а) руки. 0.6
8. Усадил (а) пациента с опущенными ногами.  0.8
9. Плотно вставил (а) воздушный штекер в гнездо 0.3
10. Обернул (а) манжету вокруг плеча 0.6
11. Нажал (а) кнопку «Старт» 0.3
12. Считал (а) результаты и сообщил (а) пациенту 0.7
13. Снял (а) манжету 0.3
14. Обработал (а) манжету дезинфицирующим раствором 1.0
15. Обработал (а) руки кожным антисептиком 1.0
16. Показал (а), как результаты заносятся в дневник самоконтроля 0.7
17. Провел (а) контроль выполнения манипуляции пациентом на другой руке, записи в дневнике самоконтроля 1.0
18. Сделал (а) выводы, подвел (а) итоги обучения пациента 0.7
                                                ВСЕГО: 10

 

Подпись эксперта_________________________

 Оценка_________________________

10 – 9 — «5»

8,9 – 8 — «4»

7,9 – 7 — «3»

Менее 7 баллов – «2»

 

Оценочный лист

Обучение пациента самоконтролю пульса

Студент(ка)______________________________________________________________

Алгоритм действия Исходный балл Полученный балл
Оснащение 0.8
1. Ручка 0.2
2. Дневник самоконтроля 0.2
3. Кожный антисептик 0.2
4. Часы, секундомер 0.2
Выполнение 9.2
5. Объяснил (а) пациенту, что исследование пульса позволяет контролировать состояние сердечно-сосудистой системы 0.6
6. Получил (а) согласие пациента 0.6
7. Вымыл (а) и осушил (а) руки. 0.6
8. Усадил (а) (кисть и предплечье не должны быть на «весу») или уложил (а) (рука расслаблена) пациента.  0.8
9. Прижал (а) 2, 3, 4 пальцами лучевую артерию 0.8
10. Произвел (а) подсчет частоты пульса за 30 секунд и умножить на два, если пульс ритмичный. За одну минуту, если пульс не ритмичный. 0.8
11. Определил (а) наполнение пульса (если пульсовая волна четкая – пульс полный, слабая – пустой,  пульсовая волна слабо прощупывается – нитевидный). 0.8
12. Прижал (а) артерию сильнее, чем прежде к лучевой кости и определил (а) напряжение пульса  0.8
13. Обработал (а) руки кожным антисептиком 1.0
14. Показал (а) как результаты исследования пульса записать в дневнике самоконтроля. 0.7
15. Провел (а) контроль выполнения манипуляции пациентом на другой руке, записи в дневнике самоконтроля 1.0
16. Сделал (а) выводы, подвел (а) итоги обучения пациента 0.7
                                                ВСЕГО: 10

 

Подпись эксперта_________________________

 Оценка_________________________

10 – 9 — «5»

8,9 – 8 — «4»

7,9 – 7 — «3»

Менее 7 баллов – «2»

 

Дневник самоконтроля

Параметры Дата
Пульс, ударов в минуту

Утро

Вечер
АД мм рт. ст.

Утро

Вечер
Объем жидкости, в мл:

  • выпитой
  • выделенной
Стул

 

Приложение 3

Ситуационные задачи для закрепления
Задача №1

У пациента температура 40 гр. по Цельсию. Он возбужден, бредит, лицо гипебемированное, на губах трещина, имеются позывы на рвоту.

Какой период лихорадки у пациента?

Какой уход за ним Вы будете осуществлять?

Задача №2

Пациент жалуется на головную боль, ломоту во всем теле, озноб. Считает себя больным с сегодняшнего утра. Заболевание связывает с простудой.

Назовите период лихорадки.

Какой уход необходимо осуществлять за пациентом?

Задача № 3

Пациент находится в стационаре с диагнозом «бронхопневмония». Температура 40,1 гр. по Цельсию. Ему сделана инъекция для снижения температуры. Температура снизилась до нормы, но состояние пациента ухудшилось: появилась резкая слабость, обильное потоотделение. При осмотре: глаза закрыты, на вопросы отвечает с трудом, губы цианотичные, конечности холодные на ощупь, пульс нитевидный, АД — 90/60 мм рт. ст.

Что случилось с пациентом после инъекции?

Какой уход необходим пациенту осуществить?

Задача №4

Пациент с гриппом находится дома. У него температура 38,8 гр. по Цельсию. Болен 6 дней, к вечеру 7 дня температура постепенно снизилась до нормы, у него обильное потоотделение, сонливость.

Как называется этот период лихорадки?

Какой уход необходим пациенту?


Эталоны ответов к ситуационным задачам
Задача №1

  1. Пациент находится в период максимального подъема температуры
  1. Уход:
  • индивидуальный пост
  • обильное прохладное витаминизированное питье
  • максимально раздеть
  • холод к голове
  • стол № 13
  • уксусные обертывания, спиртовые растирания
  • жаропонижающие препараты по назначению врача

Задача №2

1.

2.

Пациент находится в периоде нарастания температуры
Уход:

  • Согреть больного (грелка, хорошо укрыть, горячий чай с
    лимоном)

Задача №3

  1. В данном случае снижение температуры протекает по типу кризиса — резкого снижения температуры. У больного острая сосудистая недостаточность — коллапс.
  2. Уход:
  • Вызвать врача
  • Придать положение — приподнять ножной конец кровати, убрать подушку из под головы
  • Согреть пациента
  • Дать крепкий теплый чай
  • Приготовить лекарственные средства для повышения АД и инструменты (шприцы и иглы)

Задача №4

  1. Пациент находится в периоде снижения температуры
  2. Уход:
  • Согреть пациента
  • Частая смена нательного и постельного белья
  • Уход за кожей
  • Обеспечить достаточный сон

 

 

Приложение 4

Лист самооценки

Уважаемые студенты! Определите уровень сформированности умений:

2 – умею 

1 – умею недостаточно

0 – не умею 

1. Собирать информацию о состоянии здоровья пациента.
  • Измерение АД. 
 
  • Измерение температуры тела в подмышечной впадине.
  • Исследование артериального пульса.
  • Подсчет ЧДД.
2. Определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья. Планировать и осуществлять уход.
  • Определение проблем пациента в первом периоде лихорадки, планирование ухода.
  • Определение проблем пациента во втором периоде лихорадки, планирование ухода.
  • Определение проблем пациента в третьем периоде лихорадки, планирование ухода.
3. Обеспечить безопасную больничную среду для пациента и персонала.
  • Мытье рук, использование средств индивидуальной защиты.
  • Обработка использованного оборудования.

 

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________