автор:
Кузнецова Анастасия Дмитриевна
Воспитатель МАДОУ “Детский сад № 210”
Родионова Татьяна Владимировна
Воспитатель МАДОУ “Детский сад № 210”
Конспект занятия по развитию речи “В гостях у Красной Шапочки”
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 210»
Конспект занятия
по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста
на тему «Моя семья»
Воспитатель:
Кузнецова Анастасия Дмитриевна
Новокузнецкий ГО
Цель: обобщение и закрепление знаний детей о семье, членах семьи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– формировать представления детей о семье, ее членах;
– уточнение и расширение словаря по теме;
– совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными в роде и числе; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование формы Р.п. имен существительных;
– развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Коррекционно-развивающие:
– развивать речь путём расширения и активизации словаря по теме «семья»;
– способствовать развитию логического мышления;
– развитие диалогической речи, общей моторики, зрительного внимания;
– развивать умение развернуто отвечать на вопросы.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;
– воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью;
– формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
– формирование положительной установки детей на участие в занятии.
Оборудование: Мольберт, доска, предметные картинки «Семья», карта «Путешествие Красной Шапочки», иллюстрации к сказке, индивидуальные карточки «Четвертый лишний», изображение волка.
Ход занятия:
- Организационный момент.
– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости! Давайте поприветствуем наших гостей. Они пришли посмотреть на то, как вы занимаетесь, что вы знаете и умеете. Поэтому сидим на занятии красиво и правильно, слушаем внимательно, отвечаем на вопросы – поднимая руку.
– Посмотрите, вместе с гостями к нам на занятие пришла сказочная героиня, а кто она – вы сейчас узнаете (появляется картинка – Красная Шапочка).
– Правильно ребята! Мы с вами читали эту сказку, и знаем, что мама отправила Красную шапочку в гости к бабушке, которая живёт в домике на окраине леса. Она приготовила для бабушки пирожки, и еще решила по пути, собрать для любимой бабушки красивый букетик цветов. Давайте поможем Красной шапочке его собрать. Одной ей не справиться! Очень нужна наша помощь. Поможем?
– Да, поможем!
– Для этого, нам понадобится карта. Двигаться мы будем по указателям. Но чтобы сорвать цветок – нам необходимо будет выполнить задание!
– Вперед! В путь!
- Основная часть.
Посмотрите, вот и добрались мы до загадочной опушки. А здесь и первое задание.
- «Загадки».
Я вам буду загадывать загадки, а вы угадаете, о ком они.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
– Всех милее наша…
(мама)
***
Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем?
(папа)
***
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки, у любимой?
Правильно: бабушки.
***
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый …
(дед)
– Вот мы и разгадали все загадки, назвали маму, папу, бабушку, дедушку, а как одним словом можно назвать этих людей? (семья).
– А что такое семья? (это папа, мама, дети, бабушки и дедушки).
– Семья – это близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. А каких членов семьи, вы еще знаете? (сестра, брат, дядя, тетя и т.д.)
– Ну вот, с заданием мы справились и можем сорвать наш первый цветок (срывает).
– А теперь идем дальше! Посмотрим на следующий указатель. И на пути нам встречается «Ласковая тропинка».
- Упражнение «Ласковая тропинка» («Расскажи какая? Какой», «Назови ласково»).
– Ребята, семьи у всех разные и сейчас мы о них расскажем.
Воспитатель задает вопросы индивидуально.
– Настя, какая у тебя мама? (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная, красивая, молодая, хорошая и т.д.)
– Арсений, а какой у тебя папа? (хороший, большой, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый, красивый, умный и т.д.)
Аналогично, дети характеризуют бабушку, дедушку, брата и сестру.
– В семье все любят друг друга и называют друг друга ласково. Давайте подумаем и назовем ласково всех членов семьи.
Дочь – доченька, дочурка.
Сын – сынок, сыночек.
Папа – папочка, папенька, папуля
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля.
Бабушка – бабуля, бабулечка.
Сестра – сестренка, сестричка.
Брат – братишка, братик.
Внук – внучок, внучек.
Внучка – внученька.
– Молодцы, ребята! Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных, их нужно любить и уважать.
– Теперь мы можем сорвать еще один цветок и отправляться дальше.
– Посмотрите, на пути Красной шапочки встретился пенек, и решила она немного передохнуть. Давайте и мы немного расслабимся и отдохнем.
- Физминутка «В лесу с Красной шапочкой».
Дети встают возле стульчиков и выполняют движения под указания и демонстрацию педагога.
Мы в лесу гуляем,
Дружною семьей (маршируют).
Встанем в круг (образуют круг),
И по порядку, каждый делает зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши),
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Поклонится, не ленится,
И немного поскакать.
На носок, потом на пятку,
Дружно делаем зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо, влево-
Делает мой братик Сева.
Ну а я бегу трусцой,
И качаю головой.
Дети занимают места за столами.
– Мы с Красной шапочкой передохнули и можем отправляться дальше. И на пути нам встречается «Занимательная полянка». Чтобы сорвать цветок с этой полянки, нам необходимо выполнить задания на карточках.
- Задание «Занимательная полянка» («4-ый лишний»).
Возьмите карточки на своих столах, внимательно рассмотрите и назовите, что лишнее, и почему вы так думаете.
– Бабушка, дедушка, юла, сестра. Лишняя ЮЛА, потому что это игрушка, а остальные картинки – члены семьи (другие карточки аналогично).
– Молодцы ребята, справились и с этим заданием. Теперь мы можем сорвать цветок и собрать букет и подарить бабушке.
– Посмотрите ребята, уже виднеется дом бабушки Красной шапочки. Но что же это? (из лесной чащи появляется серый волк). Волку так понравилось, как вы справлялись с заданиями, что он решил тоже с вами поиграть. А играть мы будем в прятки.
- Игра «Прятки с картинками» («Кого не стало?»).
– Ребята, внимательно рассмотрите картинки на доске и запомните всех членов семьи. Волчок будет их прятать, а вы должны назвать, кого не стало.
– Закрываем глазки и не подглядываем.
Педагог закрывает изображения членов семьи – картинкой волка. Дети угадывают и называют, кого не стало: нет бабушки, нет папы и т.д.
– Ну что же, мы справились и с заданием волка. За это он нам дарит последний цветочек, и теперь мы можем собрать букет Красной шапочки для бабушки.
III. Заключительная часть.
– Вот и добралась Красная шапочка до домика бабушки. Благодаря вам ребята, наша героиня подарила красивый букет своей бабушке.
– Бабушке очень понравился букет, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Какие игры и задания мы выполняли? (ответы детей).
– Молодцы ребята! А за то, что вы помогли Красной шапочке собрать букет для ее любимой бабушки – она принесла вам в подарок целое лукошко конфет!
Педагог раздает сладкие подарки детям.