Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Кудашева Алина Булатовна

Психолог МБУ Городской центр психолого-педагогического сопровождения «ИНДИГО»

Аутоагрессия: понятие, направления и принципы психологической работы.

Аутоагрессия: понятие, направления и принципы психологической работы.

 

Кудашева А. Б., педагог-психолог,

МБУ Городской центр психолого-педагогического сопровождения «ИНДИГО», г. Уфа

 

Проблема аутоагрессивного поведения в современной психологии становится всё более актуальной. В 2014 г. был опубликован первый в мире доклад  ВОЗ о самоубийствах, которые являются крайней формой аутоагрессивного поведения. Было заявлено о том, что ежегодно в мире совершает суицид более 800 тысяч человек. В России, по данным ВОЗ на 2014г., на 100 тысяч жителей 19,5 случаев самоубийств, что, по сравнению с 2000 годом меньше на 44,4 %. В плане действий ВОЗ по психическому здоровью на 2013-2020 гг. государства-члены обязались достичь глобальной цели сокращения показателя самоубийств в странах на 10 %. Несмотря на снижение показателей, проблема аутоагрессивного поведения остается и требует решений. Всё большее количество семей обращаются за помощью к специалистам с таким вопросом.

По мнению гештальт-терапевтов: «Сдержанная агрессия становится аутоагрессией». Опасность аутоагрессивных проявлений состоит в том, что  при тяжелой форме появляются суицидальные наклонности.

Аутоагре́ссия (ауто- + лат. aggressio приступ, нападение) — намеренная (осознаваемая или неосознаваемая) активность, направленная на причинение себе вреда в физической и психической сферах, проявляется в самообвинении, самоунижении, в саморазрушительном поведении.

Понятие «аутоагрессия» рассматривается специалистами и исследователями как:

— неспособность индивидуума к социальной адаптации и неуспешность межличностного взаимодействия в своем микросоциуме (Карл Ясперс, немецкий философ, психолог и психиатр, представитель экзистенциализма);

— особое проявление в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести, вплоть до самоубийства — общим является саморазрушительное поведение объединяющие следующие виды социальной патологии поведения, как пьянство, алкоголизм, наркомания, рискованное сексуальное поведение, выбор экстремальных видов спорта и профессий (Н.В. Агазаде, );

— обострение противоречий между одновременно присущими человеку инстинктами самосохранения и саморазрушения (Н. Мак-Вильямс);

— дезадаптивные психологические защиты (копинг-стратегии), возникающие у личности в трудных или экстремальных жизненных условиях, ввиду неспособности к адекватному переосмыслению, переоценке изменившейся социальной ситуации (Л.И. Анцыферова);

— социально-дезадаптивный способ решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой чувства собственной ценности, с противодействием неблагоприятному для индивидуума социальному окружению (Д.И. Шустов);

— модель дезадаптивного поведения, возникающая как результат фрустрации (Г.Я. Пилягина).

Согласно концепции трихономического строения человеческой личности Д.И. Шустова, человек определяется носителем «соматического, психического и духовного». Каждая из этих составляющих может представить в распоряжения человека способы и основания для выживания.

Соматическая сфера выживания представлена физическим телом человека, которое обеспечивает поступательное движение жизни и ощущение физического здоровья. Факт существования физического тела определяет материальные границы личности и различные адаптивные и неадаптивные механизмы идентификации себя со своим физическим телом.

Психическая или психологическая сфера выживания в данном случае включает страх смерти. Важным инструментом выступает то ощущение самоценности, которое возникает в результате профессиональной, семейной и общественной деятельности.

Важнейшим конструктом духовной сферы выживания является реинкарнационный менталитет, а именно система убеждений в том, что после смерти человек будет существовать в какой-либо иной (духовной, энергетической) форме либо будет вторично рожден.

Г.Я. Пилягина считает, что для возникновения аутоагрессии необходима система, включающая как минимум три компонента:

1) фрустрированный человек с формирующимся внутренним конфликтом, подавляющий свою агрессию, и одновременно отрицающий свои социализированные способы преодоления;

2) психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные механизмы поведения, обусловленные внутриличностным конфликтом;

3) обратная отрицательная связь в виде несбывшегося ожидания по отношению к объекту и увеличивающей напряжение ситуации, агрессивность субъекта, потребность разрешения внутриличностного конфликта.

Аутоагрессивный компонент содержится в подростковых реакциях имитации и присоединения, в поведении жертв сексуального и физического насилия, а также у лиц с посттравтатическими стрессовыми расстройствами и нетрадиционным сексуальным поведением. Выделяют личностей с так называемым «рискованным модусом поведения» в молодом возрасте, к которому относят поведение, приводящее к намеренным или непреднамеренным повреждениям, курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками,  сексуальные эксцессы, нездоровое пищевое поведение, физическую неактивность (пассивность).

В подростковый период человек склонен к самоанализу, поиску своего предназначения и места в обществе, открытию новых граней отношений между людьми. Основная проблема состоит в том, что это еще не взрослый, но уже и не ребенок. Частая смена настроений на фоне неустойчивого эмоционального фона, неумение справляться со своим характером, склонность впадать в крайности, раздражающие недостатки во внешности, завышенные требования родителей – все это может стать причиной возникновения агрессии. Скрывая её, подросток, не найдя объекта для вымещения своей злости во вне, переносит ее на себя.

Психологи выделяют две основные причины развития аутоагрессивных тенденций у несовершеннолетних:

  1. Частые наказания (это могут быть не только физические наказания, но и критика, упреки, безразличие по отношению к ребенку);
  2. Высокая чувствительность и восприимчивость подростка.

К внешним условиям формирования мотивации аутоагрессивного поведения относятся социальные факторы, способствующие формированию агрессивной мотивации по отношению к себе через индивидуально-психологические особенности личности.

К внутренним условиям относятся индивидуально-психологические особенности, которые опосредуются мотивационно-волевой структурой личности, импульсивностью, связанной с эмоциональным восприятием возникшей социальной ситуации, усиливающей внутреннюю напряженность

При разработке коррекционных и профилактических мероприятий важно учитывать, что  аутоагрессивные тенденции проявляются, если нарушены жизненные основы и ориентиры. Основная работа может быть направленна на укрепление сфер жизни у детей и подростков.  А также необходима разработка новой системы ценностей и целей.

Профилактика аутоагрессивного поведения может осуществляться в следующих направлениях:

—  снятие психологического напряжения в психотравмирующих ситуациях;

—  уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;

—  формирование компенсаторных механизмов поведения;

—  формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Наиболее адекватна направленность коррекционной и профилактической работы на осознание и индивидуальный анализ ценностных и психофизиологических основ аутоагрессии, способов их эмоционального проявления, рационализации и закономерностей выбора адаптативных форм поведения. Это позволит нацелить человека на конструктивное решение внутреннего конфликта и дальнейшее гармоничное развитие личности.

Прежде всего, необходимо ориентироваться на общие принципы психокоррекции, которые состоят в следующем:

  1. Нельзя спорить с клиентом и обесценивать его  идеи, чтобы не стать для него не понимающим его человеком. Психолог должен дать клиенту почувствовать, что его ложные идеи не соответствуют действительности.
  2. Заметный результат дает такой стиль общения, при котором психокорректор выражает сочувствие, но только таким образом, чтобы относилось к тому, как трудно жить с такими идеями, например, с идеей мщения или желания покончить счеты с жизнью.
  3. Обязательной является задача создать такие условия и установить такие доверительные отношения, чтобы клиент мог как можно свободнее «выговорить» свои тайные.
  4. От психокорректора требуется огромная выдержка, терпение. Переход подсознательного в сознание должен происходить медленно, без шокирующего эффекта.

 

Список использованной литературы:

  1. Агазаде Н.В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней. — М.: Наука, 1989. — 189 с.
  2. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Инс-т психологии РАН, 2006. — 512 с.
  3. Карл Ясперс Общая психопатология. — М.: Практика, 1997. — 1056 с.
  4. Пилягина Г.Я. Аутоагрессия: биологическая целесообразность или психологический выбор // Таврический журнал психиатрии. — 1999. — Т. 3, № 3. — С. 24-27.
  5. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. — 1996. — №5. — С.3-18.
  6. Шустов Д.И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2005. — №1 — С. 19 — 23.