Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Криволапова Дарья Ивановна

учитель физики МАОУ СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой г.Удачный Мирнинский район Республика САХА (Якутия)

Урок физики в 7 классе

Технологическая карта урока

Перышкин. Физика. 7 класс. ФГОС.

 

Урок 20. Расчёт массы и объёма тела по его плотности (§ 23)

 

Цели урока: рассмотреть как решаются задачи на определение массы тела по его объёму и плотности; записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности веществ (использовать треугольник); развивать умение работать с табличными данными; проводить необходимые измерения для вычисления объёмов тел.

 

Задачи урока: обеспечить усвоение знаний о способах расчета массы и объема тела по его плотности; формировать практическое умение рассчитывать массу и объем тела.

 

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Оборудование: линейка, весы с разновесами, измерительный цилиндр, мыло, шоколад, подсолнечное масло; проектор, таблицы для оценки деятельности, колесо самооценки .

Планируемые результаты
Предметные: учащиеся научатся определять массу тела по его объему и плотности, записывать формулу для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества, работать с табличными данными. Учащиеся получат возможность научиться: использовать знания о взаимосвязи массы, объема тела и плотности вещества в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья. Метапредметные:

Познавательные: предвидеть возможные результаты своей деятельности; применять полученные знания для расчета массы и объема тела;

Регулятивные: осуществлять действия, приводящие к выполнению поставленной цели; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий;

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Личностные: формирование навыков самоорганизации, ценностных отношений друг к другу, учению, результатам своей деятельности.

 

Организационная структура урока

Этапы урока Содержание деятельности учителя Деятельность учащихся УУД на этапах урока
1 Организационный момент Приветствие. Проверка готовности. Создание в классе атмосферы психологического контроля Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Настраиваются на учебную деятельность Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

2 Повторение пройденного.
  1. Все ли тела одинакового объема имеют одинаковую массу?
  2. Почему?
  3. Что такое плотность вещества? Как обозначается?
  4. От чего зависит плотность вещества?
  5. Как определить плотность?
  6. Какие единицы плотности вы знаете? 
  7. Как они соотносятся друг с другом?
Нет

Сделаны из разных веществ, плотность разная

— Плотность – это скалярная физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму.

— Плотность обозначают буквой «ро».

-кг/м3; г/см3.

-Плотность = масса : на объём. Или по таблице в учебнике

-Какова масса 1 м3 вещества.

-Машинное масло объёмом 1 м3 имеет массу 900 кг.

Личностные УУД:

— формирование интереса к физике;

— формирование понятийного аппарата;

— умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

Практическая работа Ребята, мне по почте пришли 3 конверта, с пометкой « для учащихся 7 класса», но я не удержалась и открыла конверты. В письмах люди разных профессий просят им помочь. Ну что поможем? 

1. Работники кондитерского концерна «Бабаевский». Рассчитайте плотность шоколада, который мы выпускаем. Оборудование: шоколад, линейка, весы. 

2. АО «Невская косметика» г. Санкт-Петербург. Рассчитайте плотность мыла, который мы выпускаем. Оборудование: мыло, линейка, весы.  

3. Сотрудники магазина Эконом. Просим вас определить жидкость, которая к нам поступила в бочке. Образец жидкости отправляем вам на экспертизу. Оборудование: пузырек с жидкостью, весы, мензурка.

(открывают конверты, каждая пара выполняет своё практическое задание и докладывает о результатах.)

Познавательные УУД:

— формирование умения проводить исследования; решать задачи по физике;

— оформление задач по физике.

3 Формулирование темы и целей  урока.  Зачем работникам разных сфер надо знать плотность выпускаемой продукции?

Какая тема сегодня на уроке?

— Какие цели урока мы перед собой поставим?

Подсказка для ребят

У неё нет ничего:

Нет ни глаз, ни рук, ни носа,

Состоит она всего

Из условия с вопросом.

-Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

-задача

-формулируют цели урока:

Расчет

Измерения

Учебник

Таблица

Формула 

Регулятивные УУД:

— развивать логическое  мышление;

— умение ставить  учебную задачу.

4 Изучение нового материала Обсуждение проблемных вопросов:

    1. Что необходимо рассчитать, чтобы определить массу тела?
  • Как можно рассчитать объем?
Плотность и объем

Плотность, массу; по формулам математики

Познавательные УУД:

— развитие поиска нужной информации;

Регулятивные УУД:

— развитие навыков анализа;

5 Физминутка Личностные УУД: формирование здорового образа жизни
6 Совместное решение задач  Совместное решение задачи: 

№1 Барк Крузенштерн имеет 32 паруса, общим объемом 5,45 м3. Определите массу парусов, если средняя плотность парусины составляет 800 кг/м3.

№2  Найти массу бетонной плиты размерами 5 м х 4 м х 0,5 м.

№3 Чугунный шар имеет массу 800 г при объеме 125 см3. Сплошной это шар или полый?

Масса=4357,92 кг

Масса = 23000 кг

Шар полый

Познавательные УУД:

— развитие поиска нужной информации в учебнике;

Регулятивные УУД:

— развитие навыков анализа;

— развитие умения записывать условие задачи;

— находить и записывать  решение задачи;

Личностные УУД:

— умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

7 Решение задач в процессе групповой деятельности. 1-ой группе

-Найдите массу бетонной плиты объёмом 3 м3.

2-ой группе

— Стальная деталь машины имеет массу 780 г. Определите её объём.

3-ей группе

— Общая масса семи одинаковых листов кровельного железа 49 кг, размер каждого листа 1х1,5м. Какова толщина одного листа?

– На доске оформить решение задачи.

— групповая работа учащихся

— работа с учебником (используют таблицы плотности веществ – стр.63).

— Один человек от группы оформляет решение задачи и рассказывает её решение.

Познавательные УУД:

— развитие поиска нужной информации в учебнике;

Регулятивные УУД:

— развитие навыков анализа;

— развитие умения записывать условие задачи;

— находить и записывать  решение задачи;

Коммуникативные УУД:

— умение работать в группе;

Личностные УУД:

— умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

8 Закрепление Сделайте выводы:

1.Как найти массу тела, зная объём этого тела и плотность?

2.Как рассчитать объём тела, зная массу и плотность?

3. По какой формуле вычисляли объём деревянного бруска.

4. Массы трёх шаров равны. Одинаковы ли плотности веществ, из которых они изготовлены?

5. Стальной и алюминиевый стержни имеют одинаковые площади поперечного сечения и массы. Какой из них длиннее?

— Чтобы найти массу тела, нужно объём умножить на плотность.

— Чтобы найти объём, нужно массу разделить на плотность.

-V =a*b*c.

— Массы равны, на рисунке объёмы различны, значит и плотности у шаров различны (самая большая плотность у 2 шара, самая маленькая плотность у 3 шара).

— Стальной стержень длиннее, чем алюминиевый.

Регулятивные УУД:

— развивать умение делать выводы;

— развивать логическое  мышление.

9 Запись домашнего задания. 1) § 23 – учить

2) Придумать 3 интересные задачи на расчет плотности, массы или объема тел, применяемых в быту (оформить на А4 с решением и иллюстрациями, принести эти тела в класс для решения некоторых задач) 

Работа с дневниками Личностные УУД 

— формирование навыков письма.

9 Итоги урока, рефлексия — Оцените работу в группе каждого человека? Заполните таблицу.

Итак, что же делали на уроке?

Выполнили ли мы поставленные цели.

— Спасибо за урок!

 

заполняют таблицу.

Личностные УУД:

развитие самооценки.

 

Оцените работу каждого ученика в группе.

всё понял затруднялся не понял