автор: Криволапова Дарья Ивановна
учитель физики МАОУ СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой г.Удачный Мирнинский район Республика САХА (Якутия)
Урок физики в 7 классе
Технологическая карта урока
Перышкин. Физика. 7 класс. ФГОС.
Урок 20. Расчёт массы и объёма тела по его плотности (§ 23)
Цели урока: рассмотреть как решаются задачи на определение массы тела по его объёму и плотности; записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности веществ (использовать треугольник); развивать умение работать с табличными данными; проводить необходимые измерения для вычисления объёмов тел.
Задачи урока: обеспечить усвоение знаний о способах расчета массы и объема тела по его плотности; формировать практическое умение рассчитывать массу и объем тела.
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Оборудование: линейка, весы с разновесами, измерительный цилиндр, мыло, шоколад, подсолнечное масло; проектор, таблицы для оценки деятельности, колесо самооценки .
| Планируемые результаты | |||
| Предметные: учащиеся научатся определять массу тела по его объему и плотности, записывать формулу для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества, работать с табличными данными. Учащиеся получат возможность научиться: использовать знания о взаимосвязи массы, объема тела и плотности вещества в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья. | Метапредметные:
Познавательные: предвидеть возможные результаты своей деятельности; применять полученные знания для расчета массы и объема тела; Регулятивные: осуществлять действия, приводящие к выполнению поставленной цели; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий; Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию. |
Личностные: формирование навыков самоорганизации, ценностных отношений друг к другу, учению, результатам своей деятельности. | |
Организационная структура урока
| Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | |
| 1 | Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности. Создание в классе атмосферы психологического контроля | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Настраиваются на учебную деятельность | Личностные УУД:
— формирование навыков самоорганизации |
| 2 | Повторение пройденного. |
|
Нет
Сделаны из разных веществ, плотность разная — Плотность – это скалярная физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. — Плотность обозначают буквой «ро». -кг/м3; г/см3. -Плотность = масса : на объём. Или по таблице в учебнике -Какова масса 1 м3 вещества. -Машинное масло объёмом 1 м3 имеет массу 900 кг. |
Личностные УУД:
— формирование интереса к физике; — формирование понятийного аппарата; — умение слушать и понимать других, исправлять ошибки. |
| Практическая работа | Ребята, мне по почте пришли 3 конверта, с пометкой « для учащихся 7 класса», но я не удержалась и открыла конверты. В письмах люди разных профессий просят им помочь. Ну что поможем?
1. Работники кондитерского концерна «Бабаевский». Рассчитайте плотность шоколада, который мы выпускаем. Оборудование: шоколад, линейка, весы. 2. АО «Невская косметика» г. Санкт-Петербург. Рассчитайте плотность мыла, который мы выпускаем. Оборудование: мыло, линейка, весы. 3. Сотрудники магазина Эконом. Просим вас определить жидкость, которая к нам поступила в бочке. Образец жидкости отправляем вам на экспертизу. Оборудование: пузырек с жидкостью, весы, мензурка. |
(открывают конверты, каждая пара выполняет своё практическое задание и докладывает о результатах.) |
Познавательные УУД: — формирование умения проводить исследования; решать задачи по физике; — оформление задач по физике. |
|
| 3 | Формулирование темы и целей урока. | Зачем работникам разных сфер надо знать плотность выпускаемой продукции?
Какая тема сегодня на уроке? — Какие цели урока мы перед собой поставим? Подсказка для ребят У неё нет ничего: Нет ни глаз, ни рук, ни носа, Состоит она всего Из условия с вопросом. |
-Расчёт массы и объёма тела по его плотности.
-задача -формулируют цели урока: Расчет Измерения Учебник Таблица Формула |
Регулятивные УУД:
— развивать логическое мышление; — умение ставить учебную задачу. |
| 4 | Изучение нового материала | Обсуждение проблемных вопросов:
|
Плотность и объем
Плотность, массу; по формулам математики |
Познавательные УУД:
— развитие поиска нужной информации; Регулятивные УУД: — развитие навыков анализа; |
| 5 | Физминутка | Личностные УУД: формирование здорового образа жизни | ||
| 6 | Совместное решение задач | Совместное решение задачи:
№1 Барк Крузенштерн имеет 32 паруса, общим объемом 5,45 м3. Определите массу парусов, если средняя плотность парусины составляет 800 кг/м3. №2 Найти массу бетонной плиты размерами 5 м х 4 м х 0,5 м. №3 Чугунный шар имеет массу 800 г при объеме 125 см3. Сплошной это шар или полый? |
Масса=4357,92 кг
Масса = 23000 кг Шар полый |
Познавательные УУД:
— развитие поиска нужной информации в учебнике; Регулятивные УУД: — развитие навыков анализа; — развитие умения записывать условие задачи; — находить и записывать решение задачи; Личностные УУД: — умение слушать и понимать других, исправлять ошибки. |
| 7 | Решение задач в процессе групповой деятельности. | 1-ой группе
-Найдите массу бетонной плиты объёмом 3 м3. 2-ой группе — Стальная деталь машины имеет массу 780 г. Определите её объём. 3-ей группе — Общая масса семи одинаковых листов кровельного железа 49 кг, размер каждого листа 1х1,5м. Какова толщина одного листа? – На доске оформить решение задачи. |
— групповая работа учащихся
— работа с учебником (используют таблицы плотности веществ – стр.63). — Один человек от группы оформляет решение задачи и рассказывает её решение. |
Познавательные УУД:
— развитие поиска нужной информации в учебнике; Регулятивные УУД: — развитие навыков анализа; — развитие умения записывать условие задачи; — находить и записывать решение задачи; Коммуникативные УУД: — умение работать в группе; Личностные УУД: — умение слушать и понимать других, исправлять ошибки. |
| 8 | Закрепление | Сделайте выводы:
1.Как найти массу тела, зная объём этого тела и плотность? 2.Как рассчитать объём тела, зная массу и плотность? 3. По какой формуле вычисляли объём деревянного бруска. 4. Массы трёх шаров равны. Одинаковы ли плотности веществ, из которых они изготовлены? 5. Стальной и алюминиевый стержни имеют одинаковые площади поперечного сечения и массы. Какой из них длиннее? |
— Чтобы найти массу тела, нужно объём умножить на плотность.
— Чтобы найти объём, нужно массу разделить на плотность. -V =a*b*c. — Массы равны, на рисунке объёмы различны, значит и плотности у шаров различны (самая большая плотность у 2 шара, самая маленькая плотность у 3 шара). — Стальной стержень длиннее, чем алюминиевый. |
Регулятивные УУД:
— развивать умение делать выводы; — развивать логическое мышление. |
| 9 | Запись домашнего задания. | 1) § 23 – учить
2) Придумать 3 интересные задачи на расчет плотности, массы или объема тел, применяемых в быту (оформить на А4 с решением и иллюстрациями, принести эти тела в класс для решения некоторых задач) |
Работа с дневниками | Личностные УУД
— формирование навыков письма. |
| 9 | Итоги урока, рефлексия | — Оцените работу в группе каждого человека? Заполните таблицу.
Итак, что же делали на уроке? — Выполнили ли мы поставленные цели. — Спасибо за урок! |
— заполняют таблицу. |
Личностные УУД:
— развитие самооценки. |
Оцените работу каждого ученика в группе.
| всё понял | затруднялся | не понял |



