автор: Красноносова Лариса Николаевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №2 п. Чернышевск
Творчество К.Д. Ушинского и речь детей как объект изучения и воспитания
Творчество К.Д. Ушинского и речь детей как объект изучения и воспитания
Красноносова Л.Н.
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 2
п.Чернышевск
Забайкальский край
Аннотация: В статье анализируется творчество К.Д.Ушинского, роль его произведений в развитии речи детей и воспитании человека.
Ключевые слова: народность воспитания, развитие речи, К.Д.Ушинский, педагогика, школа.
Creativity of K.D. Ushinsky and the speech of children as an object of study and education
Krasnonosova L.N.
primary school teacher
MOE secondary school No. 2
Chernyshevsk Trans – Baikal Territory
Annotation: The article analyzes the work of K.D.Ushinsky, the role of his works in the development of children’s speech and human upbringing.
Keywords: nationality of education, speech development, K.D.Ushinsky, pedagogy, school.
Речь является мощнейшим фактором развития личности, благодаря которому мы человека можем назвать человеком. Роль речи в жизни человека как познавательного процесса неоценима, так как она тесным образом связана с мышлением, и низкий уровень ее развития тормозит развитие интеллектуальной сферы ребенка.
Человек овладевает языком с детства, а всю оставшуюся жизнь его совершенствует. Основой речи является способность ребенка к усвоению языка, опирающаяся на физиологические речевые центры. Если ребенок рожден здоровым, то под влиянием различных факторов, его речь развивается и совершенствуется. Основным фактором развития речи и первым этапом общения является потребность в общении. Первостепенную роль в этом, несомненно, играет семья. В школе роль процесса развития речи возлагается на педагогов, так как в зависимости от их методики работы с детьми зависит успех. Важно создавать такие ситуации, которые будут побуждать ребенка к необходимости речевых высказываний. Значит, надо создавать такую речевую среду, которая и ведет к развитию речи. Это еще один из факторов развития речи ребенка. Об этом говорит К.Д. Ушинский, русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. [1с.,5]
Творчество К.Д. Ушинского как нельзя лучшим образом способствует развитию речи в школе при чтении, изучении художественной литературы. Также важна культура речи учителя, посещение детских театров, музеев, чтение книг с родителями. Важным фактором также является активность самого ребенка, поэтому родителям необходимо с малых лет приучать ребенка к книге. Сначала он выступает в роли слушателя, правильная речь родителя воспринимается ребенком как норма, и в последствие, в сравнении с речью других людей он интуитивно оценивает ее качество. Затем, читая самостоятельно, он мысленно представляет те события, о которых читает, идет интенсивное развитие воображения, мышления, памяти, внимания и конечно много читающие дети пишут более грамотно.
К.Д.Ушинский – основоположник педагогической науки, народной общеобразовательной школы, идеи народности воспитания, многих проблем нравственного, трудового, умственного, религиозного воспитания личности, вопросов подготовки учителей, создатель книг для детского чтения. Он внес огромный вклад в развитие педагогики и практики воспитания детей.
В педагогической деятельности взгляды К.Д. Ушинского окончательно сформировались в единую систему. Он затронул проблемы единства образования и воспитания, важности нравственной стороны воспитания молодежи, гражданской и патриотической направленности образования, сочетание обучения с овладением родной речью, был основоположником отечественной педагогической науки. Размышляя о развитии педагогики, ее связи с другими науками, учитель создал фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания», или «Очерки по педагогической антропологии», ставший шедевром всей его педагогической деятельности. Он научно доказал, что учителю необходимо глубоко изучать психические законы и духовную природу детей, знать обстоятельства их жизни.
Учитель смотрел на педагогику как на искусство, и этому можно научиться только на практике, поэтому, считал он, учителю нужна была книга, которая помогла бы усвоить свойства человеческой природы. Он определил понятие педагогики, цель, предмет, средства воспитания, научно обосновал важность изучения человека со стороны антропологии, физиологии, биологии, истории, психолого-педагогических наук.
Историческая заслуга К.Д.Ушинского заключается в том, что он изложил, в соответствии с научными достижениями того времени, психологические основы дидактики – теории обучения. Он дал самые ценные указания о том, как развивать активное внимание детей в процессе обучения с помощью упражнений, как развивать сознательную память, закреплять учебный материал в памяти учащихся путем повторения, что является органичной частью процесса обучения. [2,с.7]
Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы педагогического обучения: наглядность, систематичность и последовательность, тщательность и прочность усвоения учебного материала учащимися, разнообразие методов обучения.
Он посоветовал педагогам с помощью простых упражнений развивать у детей способность наблюдать различные предметы и явления, обогащать детей как можно более полными, достоверными, яркими образами, которые затем становятся элементами их мыслительного процесса. Он писал в своих работах: «Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово».[3,с.6]
Сегодня родители очень хотят, чтобы ребёнок рос коммуникабельным, умел общаться, получал от этого радость. А возникающие конфликты разрешал без ущерба себе и окружающим. В нашей школе каждый ученик имеет возможность поговорить с учителем на перемене, на прогулке о том, что его волнует и беспокоит. Учитель выслушивает его. И уже только от ощущения того, что его поняли, ребёнку становится спокойнее и легче на душе. И после этого ребенок на урок идёт с мыслями об учёбе, а не о том, что, к примеру, он поссорился с другом. И внимание его не рассеивается, и замечаний от учителя он не получает, а значит и уровень усвоения приобретаемых знаний высокий.
Большие коммуникативные игры во время учебных занятий помогают ребятам учиться договариваться, выполнять задания вместе, проявлять позитивное лидерство. А быть лидером трудно – нужно уметь организовать, принять на себя ответственность за других.
Получается, что учитель в школе разговаривает с ребенком, чтобы он испытывал эмоциональный комфорт; лучше учился; эффективнее общался; знал свои ресурсы.
Ушинский активно поощряет беседы с детьми, наличие дискуссий в классе. Задания в его произведениях наполнены вопросами, которые побуждают учеников сравнить то, что они прочитали, с собственным опытом. Считается, что это приучает детей к ясности мысли.
В развитии речи детей младшего школьного возраста Ушинский показывал огромную роль рассказывания историй по картинкам. Он указал на большое значение произведений народного творчества в воспитании и образовании детей. Он поставил русские народные сказки на первое место, подчеркнув, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Выступление К.Д. Ушинского в защиту сказки как одного из воспитательных средств было важным, так как некоторые учителя 60-х годов XIX века сказки отвергали, по причине того, что в них нет реалистичного содержания, что есть придумка того, что не всегда бывает в реальной жизни.
Рассказы о неосторожных поступках Ушинский подает в сказочной форме, заставляет задуматься ребят над своими поступками. Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отдавал им предпочтение даже перед хорошо написанным литературным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народного творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни». В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хитрый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы – корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». На известных фольклорных сюжетах построены такие сказки Ушинского, как «Плутишка-кот», «Сивка-бурка», «Журавль и Цапля», «Как аукнется, так и откликнется», «Никита Кожемяка». Мудрый педагог заботливо выбрал те народные сказки, которые понятны и интересны детям, могут их и позабавить, и поучить. Близость к фольклору в сказках Ушинского подкреплена и традиционными зачинами: «Жили-были на одном дворе Кот, Козел да Баран»; «Жили старичок со старушкой, и жили они в большой бедности»; «Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий – Иванушка-дурачок…». Таким образом, сказки К.Д. Ушинского перекликаются с устным народным творчеством, обладая при этом ярко выраженным дидактическим уклоном.
К.Д.Ушинский придавал большое значение другим произведениям русского народного творчества – пословицам, шуткам и загадкам в начальном обучении родному языку. Он считал русские пословицы простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию, отражающими взгляды и идеи народа – народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, полезное упражнение детскому уму, рождают интересную, оживленную беседу. Поговорки, шутки и скороговорки помогают детям развить чутье на звуковые цвета их родного языка.
В книгах Ушинского педагоги выделяют художественные тексты, которые будут полезны для изучения школьникам. Это относится и к коротким рассказам о животных. Животные изображены с присущими им манерами в той жизненной «роли», которая предназначена для них.
В некоторых своих работах К.Д.Ушинский приближает детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо и что плохо, как поступать в той или иной ситуации. И, конечно же, его произведения как нельзя лучшим образом заставляет ребенка мыслить, а, значит, развивать речь и родной язык.
Вот, к примеру, в маленьком рассказике о брате и сестре «Вместе тесно, а врозь скучно». «Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?» Взрослым все понятно. Понятно и ребенку. Но как это выразить словами, как объяснить душевные состояния брата и сестры. Рассказец «Сила не право» о Мите, отнявшем у сестры куклу, и их старшем брате, отобравшем у Мити и куклу, и лошадку, – логическое продолжение рассказца «Вместе тесно, а врозь скучно», где тоже не поделили игрушки брат и сестра. Но на всякую силу найдется большая сила. Мораль такова, что не надо обижать более слабого. И это помогает понять рассказ «Сила не право». Таким образом, рассказы К.Д. Ушинского о детях отличаются добротой, поучительностью, непринужденностью.
Следовательно, сказки К.Д. Ушинского имеют ярко выраженную поучительную направленность, также напоминающие русские народные сказки.
Одновременно с речью, как считал автор, идет мощное развитие мышления. Он настаивал на постоянной взаимосвязи развития речи при одновременном выполнении ребенком какой-либо деятельности, а особенно интеллектуальной.[ 1, с.5]
К.Д. Ушинский отмечал большую роль педагогов в становлении речи детей, соответственно, предъявлял к их обучению и подготовке особые требования. Педагог, по его мнению, воспитывая и обучая ребенка, должен в первую очередь видеть в нем индивидуальность, отмечать особые отличительные качества.
В начальной школе важно научить детей бегло и правильно читать, привить интерес к чтению, чтобы в последующем не только компьютерные игры были самым привлекательным занятием. Завуч, психолог посещают уроки чтения, помогает педагогу внедрить современные методики обучения, подобрать «ключики» читательского интереса каждому ребенку. А если ребёнку трудно дается чтение, учитель включает его в игровую группу и тогда он с радостью, например, принимая роль радиоведущего, учится читать красиво и быстро.
Произведения К.Д. Ушинского, которые он издал, предназначены детей от младенческого до младшего школьного возраста, для чтения, что способствует развитию их мышления и речи. До сих пор его сказки, поговорки, рассказы современные педагоги используют в учебных программах образовательных учреждений, они заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем.
Вклад К.Д.Ушинского в методику речевого развития дошкольников также состоит в том, что он изменил содержание и методы начального обучения родному языку, разработал обоснованный аналитико-синтетический метод обучения грамоте. [2, с.9]
Он доказал необходимость подготовительного образования перед школой, накопления знаний детей об окружающих их предметах, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Взгляды К.Д.Ушинского на родной язык, его методические идеи были использованы при создании первых детских садов в России.
Педагогические идеи и взгляды Ушинского никак не способны потерять своей актуальности на сегодняшний день. Они по-прежнему считаются весьма значимыми, на них основывается современная образовательная система, пусть и не все реализуется на практике. Пришло время им стать ступенькой, фундаментом для последующих инноваций.
Список используемой литературы:
- Шаталов, А. А. Ненасильственная школа в педагогике Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского / А. А. Шаталов // Воспитание школьников. 2018. № 5. С. 69- 76.
- Горячева И.А. Г 71 Учебные книги К.Д.Ушинского как образец педагогической классики. 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2020. – 304 с.
- Шаталов, А. А. К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о роли и значении книги и родного языка в интеллектуальном и нравственном воспитании личности / А. А. Шаталов // Воспитание школьников. 2017. № 5. С. 61-68.