Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Кошкарева Наталья Владимировна

воспитатель Детский сад “Малыш” город Асбест

«Правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому перекрестку. Дорожные ловушки»

Образовательная деятельность

по социально-коммуникативному развитию

«Правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому перекрестку. Дорожные ловушки»

Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Познавательное развитие: расширять знания детей о скрытых опасностях – дорожных “ловушках” и умений их распознавать. 

Социально- коммуникативное развитие: расширять представления детей о перекрестке: что такое перекресток, виды перекрестка; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом и нерегулируемом  перекрестке; повторить правила перехода проезжей части, уметь объяснять ошибки пешеходов. Формировать познавательно – поведенческие реакции, направленные на сохранение жизни и здоровья.

Речевое развитие: Развивать устную связную речь; активизировать словарь детей: дорожные «ловушки», использовать в речи слова «слева», «справа».

Физическое развитие: С помощью физминутки «Пешеходы» способствовать повышению работоспособности, положительному эмоциональному состоянию.

Виды детской деятельности: коммуникативная, проблемно-поисковая, игровая.

Методы и приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, художественное слово, прием проблемной ситуации: ориентировка на местности (перекресток).

Предварительная работа: экскурсия к дороге, наблюдение за движением пешеходов на перекрестке, регулируемым светофором; игры детей на макете дороги, магнитной доске, на детской площадке, беседа «Опасная минута», чтение художественной литературы, рассматривание альбомов о транспортных средствах.

Оборудование: презентация «Перекрестки», макет дороги для проблемно-поисковой деятельности, светофор, изображения «Дорожных ловушек».

Средства ТСО:

– ноутбук, мультимедийная  установка

Место проведения

– музыкальный зал.

  1. Организационный момент.

Воспитатель и дети собираются в круг:

Эй! Ребята, подходите,

Друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь все немножко.

Воспитатель: Какое у вас настроение стало?

Дети: Хорошее.

Воспитатель предлагает детям занять места на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, у меня сейчас тоже очень хорошее настроение и  я хочу поделиться им с вами. Сегодня утром, когда я  шла на работу, подошла к дороге, а светофор – не работает! Я долго стояла и не знала, как перейти дорогу – подскажите, как мне надо было поступить? (ответы детей)

Воспитатель: Скажите, а вы выполняете правила дорожного движения? Давайте мы с вами сейчас назовем те правила, которые вы соблюдаете по дороге в детский сад.

2Беседа «Что такое перекресток?»

Воспитатель: – Ребята, мы сегодня с вами отправляемся на самый опасный участок дороги – перекресток.

 Воспитатель: – Ребята, а что такое перекресток? (Место пересечения дорог)

Воспитатель: – Ребята, а какие бывают перекрестки?
 Воспитатель: – Что такое регулируемый перекресток? ( Перекресток, движение на котором регулируется с помощью сигналов светофора).

 Воспитатель: – Как может регулироваться перекресток?  (С помощью сигналов светофора).

Воспитатель:. Перекресток – это участок дороги, где пересекаются пути транспорта и пешеходов. Наиболее опасно при переходе перекрестка поворачивающее транспортное средство на разрешающий зеленый сигнал светофора. Если сигнал светофора одновременно разрешает движение пешеходов и транспортных средств, преимущество в движении по правилам имеет пешеход. На перекрестке может быть светофор и регулировщик, например инспектор ДПС, со свистком и жезлом. Он стоит в центре перекрестка, чтобы все его видели, и управляет движением.  В дорожной азбуке есть специальный знак «Регулированный перекресток», который обозначает, что перекресток регулируется или светофором, или регулировщиком.
Воспитатель: – Сегодня мы с вами обсудим правила перехода перекрестка.
 Давайте мы с вами вспомним правила перехода и составим алгоритм действий при переходе проезжей части в зоне регулируемого пешеходного перехода на перекрестке:

3.Работа с детьми на макете дороги.

Остановиться на краю тротуара.
2. Посмотреть на светофор на противоположной стороне дороги.
3. Дождаться разрешающего зеленого сигнала светофора.
4. Убедиться в остановке транспортных средств.
5. Посмотреть налево и назад (чтоб увидеть поворачивающее транспортное средство), направо, затем снова налево.
6. Совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.
7. Пропустить спецтранспорт. (Дети садятся)

Воспитатель: – Какой перекресток безопаснее переходить?  (Регулируемый).

Воспитатель: Почему?  (На нем движение регулируется с помощью сигналов светофора).

Воспитатель: – Что такое нерегулируемый перекресток?  (Перекресток, где нет светофора, но есть пешеходный переход.)

Воспитатель:Под нерегулируемым пешеходным переходом подразумевается переход, необорудованный светофором, но обозначенный дорожным знаком «Пешеходный переход» или разметкой «зебра». Переход проезжей части в зоне нерегулируемого пешеходного  перехода гораздо опаснее, так как там нет светофора, и  переходить улицу надо, предварительно пропуская приближающиеся транспортные средства, следующие в прямом направлении, по обозначенному пешеходному переходу. Пешеходы начинают движение после проехавшего автомобиля.

Воспитатель: А теперь перед нами нерегулируемый перекресток. Как вы думаете, а как можно перейти по этому перекрестку?

Давайте составим правила перехода нерегулируемого перекрестка.

 

4.Работа с детьми на макете нерегулируемого перекрестка.

Алгоритм перехода проезжей части в зоне нерегулируемого пешеходного перехода на перекрестке:

  1. Остановись у пешеходного перехода на краю тротуара.
  2. Посмотри налево и направо. Определи, в каких направлениях на перекрестке едут транспортные средства: нет ли машин, делающих повороты в направлении пешеходного перехода.

3.Пропусти все близко движущиеся транспортные средства.

4.Начинай переход только на безопасном расстоянии от транспортных средств. Помни про транспортные средства, делающие повороты!

5.Пересекай проезжую часть быстрым шагом, но не бегом.

  1. Не прекращай наблюдать во время перехода за транспортными средствами слева, а после середины проезжей части – справа.

5.Разбор дорожных ловушек

Воспитатель: Алеша подошел к пешеходному переходу, и как раз там, где разрешен переход сломалась или стоит машина. Можно ли Алеши переходить дорогу?( Нет для начала ему надо  подойти к стоящей  остановиться и осторожно выглянуть, только убедившись, что скрытой опасности нет, можно переходить).

Воспитатель: Варя подошла к пешеходному переходу, остановилась пропустила  автомашину, и увидев что больше автомобилей не видно стала переходить его. Можно ли сразу переходить ?  (нет первые секунды, пока она близко, за ней может быть скрыта встречная. Пропустив машину, надо подождать, пока она отъедет подальше и не будет мешать осмотру улицы.)

Воспитатель:Ребята, а давайте представим , что сегодня на улице дождь. Дорога скользкая. Стёкла автомобилей покрываются водой. Видимость ухудшается. В таких условиях водителю трудно ехать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой дороге увеличивается. Поэтому, не в коем случае не перебегайте улицу. Посмотрите внимательно вокруг себя, пропустите приближающийся транспорт и, только убедившись в полной безопасности, начинайте переход.Да и зонты, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник – все это сковывает движение и мешает пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину. Надо быть очень осторожным! Внимательно осматривать, и не спеша переходить дорогу!

Воспитатель: Что делать, если вы при переходе дороги уронили игрушку? (Необходимо сначала посмотреть в обе стороны дороги, убедиться, что опасности нет, а потом подбирать свою “пропажу)

Воспитатель: А теперь давайте представим что нам надо перейти дорогу, но там  нет пешеходного перехода, ни светофора? Как нам перейти дорогу? Что мы будем делать ?

Алгоритм перехода проезжей части в зоне нерегулируемого пешеходного перехода на перекрестке:

1.Надо выбрать то место, откуда хорошо видно дорогу во всех направлениях

  1. Выбрав подходящее для перехода место, постойте, осмотритесь, прислушайтесь.
  2. Если приближается машина, пропустите ее, затем снова осмотритесь и прислушайтесь, нет ли поблизости других автомобилей. Когда машина проедет, необходимо снова осмотреться.
    4. Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша, переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом.

5.Переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки. Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо — повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые машины

Разбор дорожных ловушек с помощью карточек.

1.Как быть, если пешеходу приходится выходить на дорогу из-за деревьев, кустов и т.п.?

  1. Пешеход, увидев на другой стороне улицы приятелей, зовущих его к себе, переходит дорогу, не замечая опасности.
  2. Дети выбегают на проезжую часть дороги за мячом, собакой, приятелями, не обращая внимания больше ни на что.

4.Дети идут через дорогу и разговаривают.

 

6.Подведение итога занятия.

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили на занятии?  Вам понравилось занятие? Как будем вести себя на улице? Будем строго соблюдать все правила дорожного движения! Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.