Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Кочеткова Любовь Геннадьевна
педагог дополнительного образования
ФДО «Лидер» ГБОУ СОШ с.Девлезеркино

Формирования навыков инженерного мышления младших школьников на занятиях д/о «Робототехника»

Методическая разработка

Формирования навыков инженерного мышления младших школьников на занятиях д/о «Робототехника»

педагог дополнительного образования 

Кочеткова Любовь Геннадьевна

С начала XXI века робототехника становится одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. Сегодня на улицах можно видеть шагающих роботов, современные технологии позволили создать материалы для роботов-андроидов. В быту – сенсорная автоматика и робототехника. Поэтому специалисты, обладающие знаниями в этой области, востребованы. Инженерное мышление у подрастающего поколения отвечает за формирование опережающих навыков и как следствие правильного суждения и умения разбираться и анализировать различные нестандартные ситуации.

Инженерное мышление — способность поставить цели и задачи, определить методы решения, формы решения в реализации всевозможных технических задач в различных областях жизнедеятельности. Для оценки уровня исследовательских умений у учащихся, необходимо использовать таксономию Блума, которая позволяет своевременно определять диагностические цели и задачи по выявлению сформированности инженерно-технического мышления.

Пирамида по Блуму состоит из шести основных уровней, каждый из которых основывается на предыдущем. Основой пирамиды является знание, а вершиной пирамиды является умение к независимой оценке способностей. Перечислим все шесть уровней пирамиды Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. 

Знание: Умение помнить и использовать полученную информацию.         Понимание: Это прежде всего умение прочитывать инструкцию, выделять основные моменты, уметь интерпретировать содержание относительно выбранной модели.

Применение: Правильное использование полученных знаний для решения конкретных задач в обусловленных условиях с необходимостью грамотной обработки технической информации.

Анализировать: объекты и процессы, основываясь на технические составляющие структуры устройства, основанного на принципах действия технического объекта, технического проекта. Использование необходимой документации, технической конструкции в прототипах создаваемого объекта. 

Синтезировать: Уметь, опираясь на полученные ранее данные создавать и генерировать новую техническую модель, умение создавать и варьировать свойствами и особенностями объектов нового назначения.   

Оценивать: Грамотно и объективно определять оптимальность решения технической задачи для той или иной области применения. Самостоятельно уметь приводить аргументы для составления технологического решения. Использовать новые идеи для получения и анализа полученного результата.  

Все перечисленные выше показатели должны создать необходимое полноценное представление о будущем инженере, отвечающему запросу общества. Позволит создать определенную базу для формирования необходимых знаний, умений и навыков обучающихся с учетом основных возрастных особенностей учащихся.
  «Образовательная робототехника» – это инструмент, закладывающий прочные основы системного мышления, интеграция информатики, математики, физики, черчения, технологии, естественных наук с развитием инженерного творчества. В ходе занятия по робототехнике я ориентируюсь прежде всего на детей, которые любят работать руками и интересуются компьютерной техникой, инженерно-техническими и кибернетическими системам.

  Организация процесса обучения робототехнике невозможна без соответствующих образовательных средств. Большую популярность приобрела продукция компании «Lego»: LEGO Mindstorms EV3, поскольку обладает богатым набором датчиков (датчик света/цвета, инфракрасный и ультразвуковой дальномер, датчик касания, гироскопический датчик, а также предлагаемые сторонними производителями дополнительный набор датчиков: датчик температуры, инфракрасный искатель, и др., в том числе модуль видеокамеры), допускает общение по Bluetooth, WiFi, USB. Необходимо также дидактически правильно спроектировать и реализовать весь процесс освоения робототехники. Что в робототехнике конструирование и программирование. Конструирование и программирование  в учебной деятельности предполагает, прежде всего, развитие инженерного мышления обучающихся. 

Формирование конструкторских и творческих способностей, обучающихся на занятиях по робототехнике наиболее эффективно осуществляется при использовании метода проектов. При этом проекты могут быть реализованы в рамках различных предметов и создаваться как для конкурсов, так и для научно-исследовательских работ. 

При обучении робототехнике (в отличие от обучения программированию, моделированию) обучающийся находится не в виртуальном пространстве, а может ощущать физический смысл процессов, которым обучается. Дети на собственном опыте могут убедиться, что на работу робототехнического устройства влияют различные физические явления: сила трения, наличие препятствий, уровень освещенности, звукоизоляции и другое. Это позволяет подготовить обучающихся к реализации проектов в реальных условиях. Практический характер деятельности является главным преимуществом робототехники. В результате выполнения робототехнического проекта получается конкретный продукт, результаты работы которого можно измерить, проанализировать, отследить. Это обеспечивает дополнительную мотивацию к решению задач и проведению исследования. Созданные нами  проекты занимают призовые места.  

  1. в открытом  областном фестивале «Воспитание и обучение одарённых детей «Изумруды» секция «Техническое творчество»
  2. Робомер в условиях пандемии этот  проект занял 1 место во Всероссийской олимпиаде по робототехнике. Воспитанник Занесен  в информационную систему «Ресурс об одаренных детях» (талантыроссии.рф).
  3. Робокормушка  и ЭКО-РОБОТ МУСОРЩИК 

 в областном конкурсе творческих проектов «Стриж».

  1. 2 вторых места в конкурс рекламных видеороликов «StoryРобот» в рамках областного проекта Марафон «Академия технического творчества» с проектами.
  2. Ежегодно посещаем  Челно-Вершинский реабилитационный центр  «Надежда»,  проводим  акцию «Лего и космос»,  посвящённый  первому  полёту человека в космос.  Воспитанники детского объедения робототехника  спроектировали из деревянного лего-конструктора различные летательные аппараты и распечатали на лазерном станке в ХАЙ-ТЕК- цехе
  3. «Учебно-исследовательские проекты История моей семьи — страница многовековой истории Отечества, Подвиги наших земляков в годы Великой Отечественной войны, «170 лет в сердце России и многое другое.

    Участвуя в соревновательных мероприятиях обучающиеся за короткий промежуток времени  выстраивают программу в зависимости от физических явлений: сила трения, наличие препятствий, уровень освещенности, звукоизоляции и другое. Тем самым у детей проходит систематизация мышления и лучше составляются алгоритмы выполнения поставленных задач. 

Начальные навыки инженерно-технического творчества, обучающиеся получают на занятиях робототехникой. Образовательная робототехника является средством развития творческого инженерного мышления школьника, получения знаний и умений для осуществления инновационной деятельности, для решения сложных технико-технологических, инженерных и производственных проблем и задач. Методически грамотное преподавание робототехники позволяет реализовывать и укреплять межпредметные связи в соответствии с ФГОС, формировать у обучающихся интерес к инженерно-техническим специальностям и развивать познавательную активность.