автор: Костина Кристина Сергеевна
преподаватель ИЗО
МБОУ ДО «ДШИ» п.Камыши
Образ Курского края сквозь призму творчества Н. Тынника
Образ Курского края сквозь призму творчества Н. Тынника
Н.В. Тынник еще с детства мечтал стать художником, но путь к живописи не был простым. После окончания Рыльского сельскохозяйственного техникума на выбор профессии повлияла судьбоносная встреча с художником Н. Хистевым, впечатление от которого зародило желание поступить на художественно-графический факультет Курского государственного педагогического института, но в получении образования возникли трудности. И тогда проявились такие важные качества, как трудолюбие, терпеливость и упорство, которые позволили достигнуть поставленной цели.
В годы обучения на художественно-графическом факультете в становлении Н. Тынника как художника играли важную роль такие учителя, как Жилин В.Н, Балабин А.Ф., Т.Н. Кузнецова, благодаря которым живописец перенял ценные качества, способствующие целостному восприятию изображения. В пору студенчества он пробовал различные живописные стили, но остается верным реализму, что делает полотна художника близкими и понятными обществу.
Уже в дипломной работе художник отличился оригинальностью темы, изобразив сцену, где героями картины выступают женщины, выпекающие хлеб «На хлебозаводе» (1976 г.). Так художник наделил, казалось бы, повседневный и банальный мотив собственными переживаниями, подчеркнул его ценность и не зря, ведь испокон веков в Курском крае хлебу отводится многозначительная роль.
«Художник, когда пишет, перевоплощает увиденное своими глазами и несет зрителю уже целостный образ. На мой взгляд, в этом состоит главная задача живописи», − говорит Николай Васильевич. [1]
Произведения живописца проникнуты любовью к родному краю, людям, отображают и хранят историю. В пейзажах художника открываются виды на церкви и храмы, широкие поля и открытые горизонты, деревни. Также героями излюбленного жанра выступают тихие улицы города, старые перекосившиеся домики, поведавшие около века, которые сегодня или завтра исчезнут с улиц, но не с холстов художника: «Из окна мастера» (2014 г.), «Вечер» (2008 г.). «Стрелецкая слобода» (2014 г.), «Апрель» (2014 г.). Благодаря живописным произведениям, наполненным конфликтами, контрастами и переходными состояниями, перед зрителями во всем ее богатстве предстает природа Курского края, общение с которой продолжает вдохновлять мастера и поддерживать интерес к искусству.
«Я получаю удовольствие от самого общения с природой, − делится мастер. Когда выходишь на этюды, пропускаешь через себя перевоплощения природы… У меня нет чужеземных работ, все они посвящены Курску и окрестностям» [1].
Разнообразием настроений наполнены многозначительные портреты, героями которых выступают ветераны Великой Отечественной войны, герои труда, люди искусства. Каждый портрет по-своему уникален, в них постоянно решаются сложные композиционные и колористические задачи. Живописное великолепие портретов близких друзей художника («Портрет В.И Мартыненко» (2014 г.), «Портрет Н.П.Меньшикова» (2014 г.)) не только дарит возможность соприкоснуться с образами прекрасных людей и художников, но преследует высокую цель – кисть мастера не позволяет забыть и быть жестоко стертым временем.
В своих картинах художнику удается уловить не только портретное сходство, но и передать личные качества и особенности, глубоко проникая в характер своих персонажей. Одна из самых ярких работ – «Портрет участника освобождения Курска – Петра Кузьмича Горового» (2014 г.) – демонстрирует человека достойного уважения и вечной памяти. Естественность позы, обобщение и нарочитая приближенность фигуры акцентируют внимание зрителя на содержательность образа. Вглядываясь в портрет героя, невозможно остаться равнодушным к образу мужественного и благородного человека, который, несмотря на муки войны, не теряет жизнерадостного оптимизма.
В картине «Окраина» (2005 г.) художник оголяет судьбу человека, который еще вчера защищал страну, а сегодня столкнулся с одиночеством. Диктуемый темой мрачный колорит подчеркивает трагичность и заставляет задуматься о смысле и скоротечности жизни.
Мастера привлекают не только старинные дома и загородные мотивы, но и современные здания. Так, например, на одной из картин изображен торговый центр «Пушкинский» (2014 г.). В этой работе автор не просто подчеркивает прелесть и грацию архитектурной постройки, но отражает настроение, сопутствующее данному месту: ослепительный блеск витрин, рассеивающийся свет фонарей, характерная для центра города суета. Работы курского живописца можно встретить на многочисленных выставках в разных городах России. Они входили в экспозиции выставок «Россия молодая» (Брянск, 2002), «Победа» (Москва, 2005), «Образ Родины» (Вологда, 2006), фестиваль изобразительных искусств (Белгород, 2014) и многих других.
Мастерство художника Н. Тынника с большим успехом выражается не только в творчестве, но и в педагогике. И меня как одну из его учениц навсегда впечатлила сила таланта и мастерства, огромное трудолюбие и самоотдача этого чуткого преподавателя. Николай Васильевич ненавязчиво направляет, сначала объясняет достоинства студенческих работ, а уже потом указывает на их недостатки. Деликатность такого подхода в образовательном процессе оставляет от занятий только теплые воспоминания.
Живопись Н. Тынника преследует высокие цели: своим искусством художник утверждает патриотические чувства к родному краю и к стране в целом, воспитывает чувства толерантности, добра и справедливости, при этом сохраняя художественные традиций реализма.