автор: Королева Елена Владимировна

педагог-психолог МБОУ СОШ № 38 г. Орла

Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ

Инклюзивное образование в школе  – основные проблемы, принципы и каким должен быть современный педагог

педагог-психолог МБОУ СОШ № 38 г. Орла

Королева Е.В.

Сегодня количество детей, имеющих статус ОВЗ, быстро увеличивается. Это дети с самыми разнообразными проблемами – нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Такие ребята в процессе воспитания и развития сталкиваются с различными трудностями. Им сложно налаживать контакты со сверстниками, работать в одном темпе в группе, адаптироваться в новой обстановке и т.д. Данные учащиеся имеют низкую социализацию и зачастую приходят в школу совершенно неподготовленными. Задача взрослых – помочь детям с ОВЗ адаптироваться в среде здоровых сверстников в школьном учреждении. Для ее решения потребуется внести коррективы в систему образования, создать новые формы организации образовательного пространства. Практика работы показала, что совместное обучение детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей имеет высокую эффективность. Однако, на пути реализации программы возникают определенные трудности.

Основные проблемы инклюзии

Основная проблема инклюзивного образования – недостаточная подготовленность педагогических кадров и низкий уровень материального обеспечения. Если вторую проблему нам, как педагогам, скорректировать сложнее, первую мы в силах исправить.

Сегодня многие педагоги, которые ни разу не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, нередко не обладают необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса, даже не смотря на то, что было пройдено обучение. Педагогический состав не владеет необходимой квалификации, касаемой коррекции и социализации детей с ОВЗ. Более того, многие педагоги против инклюзивного образования, потому что это доставляет им определенные сложности, но не приносит должного материального вознаграждения.

Инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри учреждения, так и за его пределами. Без поддержки педагогов не достичь желаемого результата. Таким образом, внедрение инклюзии в школу влечет за собой массу трудностей:

  1. отсутствие нормативно-правовой базы;
  2. отсутствие необходимой методической литературы;
  3. формальный подход к прохождению обучающих курсов;
  4. серьезные проблемы финансирования в целях изменения среды образования;
  5. низкий уровень психологической готовности у педагогов принять и детей, имеющих статус ОВЗ;
  6. низкий уровень заинтересованности педагогов по причине отсутствия должного вознаграждения.  

Не менее важное место имеет проблема отношения самих родителей к ребенку со статусом ОВЗ. Родители часто реально не соотносят возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за обучение и воспитание ребенка на специалистов. Данную задачу возможно сделать решенной в тесном сотрудничестве родителей, педагогов и  специалистов школы.

Как мы видим, ведение инклюзии ведет за собой массу нерешенных задач. Но, тем не менее, мы должны  детям дать возможность стать частью общества, развивать свои способности и успешно адаптироваться. Все дети одинаково имеют право на счастливую и полноценную жизнь. Ведь наше образование опирается на принципах свободы, демократии и устойчивого развития.

Современный педагог и принципы сопровождения детей с ОВЗ

Отсюда назревает вопрос, каким должен быть современный педагог. Этот человек должен быть с активной жизненной позицией и готовым к инновациям. Он должен быть творческой, широкоообразованной личностью, способной смело мыслить и действовать. Психолого-педагогическое сопровождение основывается на следующих принципах:

  1. Непрерывность. Деятельность участников сопровождения нацелена, в том числе, и на подготовку педагогических кадров для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, формирование социального интереса к этим детям, на верность участников сопровождения в отношении выбранной терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение реализуется на всех этапах образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
  2. Системность. Важность и эффективность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья,  организация среды образования, обучение и воспитание, взаимодействие всех участников процесса.
  3. Индивидуальный подход. Он должен осуществляться не только к ребенку, который имеет статус ОВЗ, но и к семье, где он воспитывается. Каждая ячейка общества имеет различия в микросреде, потребностях и мотивах.
  4. Обеспечение требуемого положительного эмоционального настроя для всех участников образовательного процесса. На каждом шагу инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся (воспитанников), положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.

Организация работы с детьми, имеющими статус ОВЗ, требует всестороннего подхода. Важно найти решение всем шести вышеоописанным сложностям. Работа с особыми детьми требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится. Этими качествами должны обладать педагоги и родители. Работа с родителями осуществляется, как с равноценными участниками образовательных отношений. Они не менее ответственны за успешное образование своих детей. Педагоги, в свою очередь, должны не забывать о постоянном повышении своего мастерства. Данные задачи, возможно, решить лишь в тесном взаимодействии родителей, педагогов, специалистов школы и вышестоящих инстанций, отвечающих за финансирование образовательных учреждений.