автор: Корнев Александр Николаевич

преподаватель МБОУ ДО “Школа искусств”

 

Головокружительное путешествие в мир гитарной музыки.

Наше путешествие начнётся с древнего Египта, где отдалённо напоминающие гитару инструменты услаждали слух фараонов…

Древние корни гитары.

У гитары древняя и славная история. Струнный щипковый инструмент с изогнутым корпусом изображён на скульптуре на могиле короля Феба, жившего в XXXVII веке до н.э., а одна из каппадокских скульптур, относящаяся приблизительно к 1000 году до н.э., изображает похожий на египетскую гитарумузыкальный инструмент с подобием ладов. Согласно археологическим данным, в древности щипковые инструменты существовали также в Персии и Аравии.

Первые гитаристы-виртуозы

В исторических материалах XIII века упоминается латинская и мавританская гитары. Обе они изображены на прекрасных миниатюрах рукописи « Cantigas de Santa Maria», относящиеся ко времени правления Альфонса Мудрого в Испании. Латинская гитара больше напоминает современную в форме восьмёрки. Её родиной  были Испания и Италия.

В начале XVI века виела, а также виола стала основным инструментом для тех, кто серьёзно посвящал себя музыке. Фактически виела была ранней гитарой с шестью парами струн. Музыку для виелы можно без переложения исполнять на современной гитаре. Единственным её отличием от современной гитары была парность струн (для усиления звучания), однако 12-струнные гитары существуют и сегодня. На виелен играли пальцами; для неё было написано много произведений и записывались они в виде табулатур. Табулатура-это способ обозначения нот, отражающие расположение пальцев на грифе музыкального инструмента. В гитарной табулатуре шесть линий, обозначающих шесть струн. Цифрой обозначен лад, на котором следует зажать струну, чтобы извлечь нужную ноту.

Настраивалась виела подобно лютне эпохи Возрождения, которую в большей части Европы считали «королевой музыкальных инструментов» и которая по сей день вдохновляет гитаристов.

Параллельно развивался и более мелкий инструмент сначала с четырьмя, а затем с пятью парами струн, который использовался для  аккомпанемента танцующим-он назывался rasqueado.

Как это ни странно, в конце XVI столетия виела вышла из моды, и её место занял упрощённый вариант гитары с пятью парами струн. Несмотря на то, что гитара была  известна также в Италии, её стали называть испанской, возможно, для того, чтобы отличать от более старого варианта с четырьмя парами струн. Франческо Корбетта (примерно 1615-1681), известный итальянский музыкант, сделал важный вклад в развитие пальцевого метода игры, значительно превосходящего по уровню сложности аккордовой. Игра Франческо Корбетты была также популярна, что гитара стала последним писком моды  при дворах Франции и Англии XVII века. Людовик XIV часто наслаждался игрой талантливого музыканта Робера де Визе(примерно 1660-1720), который посвятил ему цикл произведений, вышедших в 1682 году. Вернёмся в Испанию: здесь в 1674 году появился сборник произведений для гитары(которые, кстати, успешно исполняются и по сей день) с подробным описанием способа игры на этом музыкальном инструменте; его автором был Гаспар Санз.

В истории гитары были времена безумной популярности и упадка К таким «неудачным» периодам относится в частности, XVIII век, в конце которого гитара обрела новый, знакомый нам вид и звучание: во-первых, она лишилась двойных струн, а во-вторых, приобрела шестую струну. Первые три струны были сделаны из бараньих кишок, а три басовые-из шёлковых нитей в обмотке из посеребренной медной проволоки.

Шестая струна принесла гитаре новую волну популярности как среди слушателей, так и среди музыкантов, которые с вдохновением принялись развивать технику игры и сочинять новые произведения. Теперь центрами гитары стали Вена и Париж, а самыми виртуозными гитаристами –итальянец  Мауро Джульяни(1781-1829) и испанец Фернандо Сор (1778-1839), которые отправились покорять северные земли в поисках аудитории и учеников. Они оба оставили богатое музыкальное наследи и заложили основы для развития техники и исполнения соло. Фердинандо Гарулли (1770-1841) разработал технику, которой пользуются и по сей день, а «25 мелодических этюдов» Матео Каркасси (1792-1853) входят в обязательный репертуар учащихся современных музыкальных учебных заведений.

Однако период расцвета сменился периодом упадка, и к середине XIX века гитара потеряла былую популярность. По правде говоря, публика вновь заинтересовалась ей только благодаря Франциско Тарреге(1852-1909). Хотя Торрегу и не назовёшь активным исполнителем, он обрёл популярность благодаря своим прекрасным произведениям и способности извлекать звуки необычайной красоты. Отчасти это можно было объяснить его знаниями устройства грифа и умением играть на высоких ладах. Как правило, рядовым музыкантам и неискушённой публике были знакомы лишь первые пять ладов, в то же время как Таррега отказался от этих ограничений и разработал школу игры и композиции, существующих и по сей день.

Андрес Сеговия «представил гитару миру», демонстрируя необычайную виртуозность игры. Благодаря ему, гитару стали воспринимать  как серьёзный инструмент, достойный изучения. Сеговия общался с композиторами и вдохновил многих из них на написание известных сегодня произведений.

Одновременно с ростом  популярности музыки, сочинённой  композиторами для гитары, возрос и интерес к фольклору. В Испании гитара использовалась с незапамятных времён для аккомпанемента танцам и голосу. В XIX веке произошло возрождение фламенко как аккомпанемента для андалузских песен и танцев.  Цыгане ассимилировались с местным населением, и их культура, песни и танцы оказали огромное влияние на музыку. В результате на свет появился новый стиль исполнения, основным инструментом которого была гитара. Музыканты соревновались в технике игры, что, безусловно, способствовало её развитию. Интересно, что многие исполнители фламенко, не были знакомы с нотной грамотой и их профессионализм вырос только благодаря обмену опытом  и экспериментам. Легендарный Рамон Монтойя(1880-1949) считается автором многих самых лучших фальсет или украшений музыкальных фраз, используемых для того, чтобы разнообразить игру. Изначально фламенко не было предназначено для сольных выступлений-это был всего лишь аккомпанемент для танцев или песен, однако сегодня многие гитаристы исполняют вариации на тему фламенко на концертах, чем вызывают восторг публики. Итак, сегодня гитара занимает в академической музыке то место, о котором она не могла мечтать ещё полвека назад. Прикосновения человеческих пальцев к струнам  очаровывают слушателей.

В XIX веке гитара считалась женским камерным инструментом. Молодые люди проводили свободное время за занятиями музыкой. Владея музыкальным инструментом, девушка получала  доступ в общество. Фортепиано занимает много места, а гитара удобно и обладает приятным звучанием, тем более что гитары XIX века были значительно меньше современных, а струны были сделаны из кишок животных. Именно по этому гитара считалась идеальным инструментом для молодых дам и очень скоро приобрела огромную популярность.

В начале XX века гитара стала появляться на сцене. Большие концертные залы требовали громкого звучания, и производители гитар стали выпускать более крупные инструменты и экспериментировать с формой корпуса. Поиск более громкого звучания привёл к появлению инструментов очень странных форм, включая полностью металлические инструменты с конусообразными резонаторами. Однако лишь Лес Пол сумел найти оптимальный вариант: электрогитару с цельным деревянным корпусом.

Итак, коротко о главном:

-Гитара-инструмент с древней историей.

-В эпоху Ренессанса появился классический стиль игры на гитаре-пальцевый.

– В Америке гитара завоевала популярность как народный инструмент.

-Появление электрогитары стало своего рода революцией в истории гитары.

-Сейчас на гитаре можно исполнять музыку самых разных стилей.

Классическая музыка исполняется на классической или испанской гитаре. Её звуки уносят слушателей в волшебный мир Й-.С. Баха, Фернандо Сора, Франциско Таррега, Мауро Джульяни, Маттео Каркасси.

Звучит цикл произведений для гитары в исполнении учащихся.

-Ф. Сор «Анданте»

-Й. С. Бах «Бурре»

– Ф. Таррега «Этюд ми минор»

-М. Каркасси «Аллегро», Анданте», «Прелюдия»

-М. Джулиани «Аллегро».

-Ангази «Одиночество»

-Санта Лючия итальянская песня-исполняет учащийся вокального отделения под аккомпанемент гитары.

-Р.Н. П. «Барыня» исполняют учащиеся хореографического отделения под аккомпанемент гитары.

-У.Н.П. «Чёрные очи» исполняют родители под аккомпанемент гитары.

-Р.Н.П. «Чернобровый-черноокий» исполняют родители с детьми ансамблем.

-Калинин «Маленький испанец» исполняет ансамбль гитаристов

У каждого из нас есть любимый музыкальный стиль. Но полезно знать и о других направлениях музыки. Знание разнообразных стилей расширяет ваш кругозор.

Фламенко.

Когда произносится слово «гитара», многим вспоминается чувственная музыка Южной Испании- фламенко. Она полна страсти и близка по духу испанской гитаре. Мечта каждого гитариста научиться её исполнять.

Фламенко-цыганская музыка Андалузии. Корни фламенко уходят в мавританскую, сефардскую и цыганскую культуру. Фламенко-это музыка страсти и огня. Фламенко со временем стала популярным среди людей, далёких от нищеты и страданий, о которых пелось изначально. Эти песни- крик души, сердце фламенко. А инструмент, который лучше всего подходит для их аккомпанемента, -гитара. Существует более 30 видов фламенко; они различаются по регионам и профессиональной деятельности исполнителей. В результате развития раннего фламенко, в котором гитара использовалась исключительно для аккомпанемента, появилось сольное искусство, основоположником которого принято считать Рамона Монтойю(показ слайдов). Аккомпанируя певцу, гитарист, как правило, играет простыми аккордами, но в конце вокальной фразы, чтобы дать вокалисту отдышаться, он вставляет вариации, которые демонстрируют его профессиональный уровень и создают нужное настроение. Эти мелодические вставки называются фальсетами. Именно их фальсет развилось сольное искусство фламенко, которое представляет собой несколько изысканных фальсет, объединённых вместе. Гитары для игры фламенко традиционно делались из кипариса, потому что это дерево очень звонкое и инструменты из кипариса слышны даже сквозь шум толпы. Звук кипариса можно назвать более металлическим, но за счёт этого он выделяется на фоне окружающего шума.

Итак, коротко о главном:

-Фламенко-это музыка юга Испании, а точнее, Андалузии

-Манера игры фламенко, подчёркивающая ритмику, называется «расгеадо».

-Между основными аккордами появляются пассажи-импровизации, они называются «фальсеты».

-Удары по корпусу, подчёркивающие ритм, называются «гольп».

-Соединение вместе этих приёмов-это и есть настоящее фламенко. (Показ слайдов: звучат произведения в стиле фламенко в исполнении Рамона Монтейя, Карлоса Монтейя, Сабикаса)

Ритмы Латины.

Гитара и виела были привезены в Новый Свет испанцами и португальцами. Со временем здесь появился целый ряд новых стилей: танго, румба, бегин, босса нова, карнавалитос.

Танго

Аргентинское танго стало популярно в США в начале XX века. В  то же время его исполняли такие знаменитые танцоры как Вернон и Ирен Касл(показ слайдов). Для танго характерен синкопированный ритм с большим акцентом на первый затакт. Танго будет популярно всегда

-Строк «О эти чёрные глаза»-исполняют учащиеся класса гитары.

Румба

Ещё один популярный танец с берегов Кубы-румба. У синкопированного ритма румбы свои особенности. Румба начинается с сильной доли, но при этом акцент падает на вторую половину  второй доли. Румба стала популярна в 30-е-40-е годы. Этот танец стали исполнять кубинские группы такие, как знаменитые Ксавьер Кюга и Дези Арназ

-Понайотов «Румба для двух гитар

Бегин

Бегин начинается с ударного затакта(Показ слайдов)

Босса нова

Босса нова пришла к нам из Бразилии. Это смесь джазовых аккордов и латинских ритмов. Лориндо Альмеида(1917-1996)-бразильский гитарист, благодаря которому  босса нова стала популярна в США.

-Венецкий «Пьеса», «Этюд №5»

Карнавалитос

Карнавалитос-это соло в перуанском стиле(показ слайдов). Играть ритмы латины-наслаждение.

Блюз

Блюз появился на свет в конце XIX века в афроамериканских поселениях В 20-е годы он стал привилегией гитаристов-песенников, однако его исполняли и просто певцы, в репертуаре которых были баллады, детские песни, смешные песенки и даже спиричуэл. Вскоре блюз стали исполнять джазовые и местные танцевальные коллективы. Современный блюз рассказывает о жизненных проблемах, личных и любовных отношениях. Кантри-блюз повествует о жизни афроамериканцев. Однако раньше блюз мог быть и весёлым: описывались комические ситуации из повседневной жизни.

Итак, коротко о главном:

-Существует множество региональных и исторических типов блюза, но у них у всех схожая песенная структура и принципы игры.

-Большинство 12-тактовых блюзов играется на одних и тех же аккордах. Значит, что выучив всего один блюз, вы можете исполнить тысячи других песен. Если хотите, чтоб песня звучала по-блюзовому, надо заменить обычные аккорды септаккордами.

-Питтерсон «Зимний блюз»

-Линнеманье «Блюз каменной речки»

-Капс «Для Филиппа»

Рок-н-ролл

Важный компонент рока и рокабили-это буги-вуги-бас, который появился под влиянием фортепианной игры. Как и в блюзе, основными аккордами будут Ля мажор, Ре мажор и Ми мажор. В рок-музыке очень важную роль играет ритм. Даже играя соло, нельзя забывать о ритме. Профессионал чётко держит ритм. Из первых рок-музыкантов самые знаменитые и значимые:

Бадди Холли, Элвис Пресли, Лес Пол, Доуэйн Эдди, Рики Нельсон…(показ слайдов)

Итак, коротко о главном:

-Рокабили, как многие другие стили рок-музыки, основаны на блюзе.

-В большинстве рок-групп гитарные партии делятся между соло-гитаристом и ритм-гитаристом.

-Знание хроматической гаммы необходимо для того, чтобы профессионально играть на гитаре(показ слайдов: Бадди Холли, Элвис Пресли)

Секреты виртуозов

Секрет классической гитары заключается в том, что звучание инструмента во многом зависит от музыканта, одна и та же гитара в руках разных гитаристов будет звучать по-разному. Порой поражает, как музыканту удаётся сохранить индивидуальность, сменив инструмент или извлекать прекрасные звуки из дешёвой гитары.

Качество звука зависит от того, как гитарист выполняет свободные и расслабленные  удары. Некоторые из факторов расслабленного удара, которые оказывают влияние на качество звука:

  1. Как вибрирует струна относительно деки:»вертикально» или «горионтально». Считается, что при вертикальной вибрации струна звучит лучше.
  2. В каком месте относительно подструнника и отверстия резонатора гитарист дёргает струну? Наиболее объёмный звук получается тогда, когда струну дёргают посередине между зажимающим её пальцем левой руки и подструнником. Чтобы добиться приятного звучания, надо сыграть ноту на 10-м ладу второй струны. Правая рука должна дёргать её где-то посередине между 10-м ладом и подструнником. Надо обязательно немного прижимать струну, чтобы она вибрировала «вертикально»(показ слайдов)

Вибрато

Приём «вибрато» используется в игре на всех струнных инструментов и добавляет определённый оттенок звучания. Двигая палец левой руки вперёд-назад, гитарист меняет высоту тона. При этом пальцы не нужно отрывать от грифа. Вибрато звучит наиболее эффективно на четвёртом ладу(показ слайдов)

 

Тремоло

Поскольку устройство гитары не позволяет тянуть долго одну ноту, гитаристы используют приём «тремоло». В классической музыке тремоло состоит из басовой ноты и трёх мелодических нот(показ слайдов).

 

Чтобы стать хорошим музыкантом, нужно много заниматься: тренировать технику, развивать мышцы и связки кисти, работать над новыми произведениями, читать с листа, повторять выученные произведения, слушать музыку. Музыка должна быть разноплановой: от древней до современной, классическая и популярная, оркестровая и сольная. Слушая, у вас формируется свой вкус и закрепляется полученные знания. Любую музыку предпочтительно слушать «живьём». Как бы хороша не была бы запись , ни радио, ни студи не может сравниться с концертным исполнением.

Итак, коротко о главном:

-Секретов и фокусов не существует

-Качество звука-это ваш ключ к успеху

-Правильное планирование способствует прогрессу.

-Очень важно слушать разную музыку.

 

Боги гитары

 

  1. Маттео Каркасси(1792-1853)-итальянский гитарист, автор «25 мелодических этюдов», которые исполняют и по сей день
  2. Фернандо Сор(1778-1839)-испанский гитарист, чьи произведения исполняются и по сей  день.
  3. Андрес Сеговия (1893-1987)-знамеитый испанский гитарист, объездивший с гастролями весь мир.
  4. Фердинандо Карулли(1770-1841)- итальянский гитарист, разработавший популярный и по сей день приём игры на гитаре
  5. Франциско Таррега(1852-1909)-испанский гитарист, благодаря которому гитара вновь стала популярна
  6. Ида Прести(1924-1967)-известная французская гитаристка
  7. Робер де Визе(1660-1720)-французский гитарист, который играл при дворе Людовика XIV
  8. Рамон Монтойя (1880-1949)-испанский гитарист, исполнитель фламенко, известен своими фальсетами
  9. Карлос Монтойя (1903-1993)-сын Рамона, исполнитель фламенко
  10. Джанго Рейнхардт(1910-1953)-цыганский джаз-гитарист, известный своей невероятной техникой.
  11. Гаспар Санц(1674-1710)-испанский гитарист, написал знаменитый учебник по игре на гитаре.
  12. Франческо Карбетта(1615-1681)-итальянский гитарист, написавший много произведений для игры пальцами.
  13. Джон Маклахлин р. 1942 родился в Великобритании, джазовый и рок-гитарист с потрясающей техникой.
  14. Бадди Холли(1936-1959) американский гитарист, исполнитель рок-н-ролла
  15. Фредерик Ноуд-знаменитый американский гитарист, создавший самоучитель игры на гитаре и книгу «Исполнение соло на гитаре

 

.